Царскосельский лицей
19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского лицея, давшего России плеяду выдающихся деятелей культуры, искусства и политики. Этот день считается неофициальным, но общепризнанным праздником русской культуры.
В живописном уголке городка, носящего сегодня имя Пушкина, а прежде называвшегося Царским Селом, стоит четырехэтажный флигель. Искусно перекинутая через улицу галерея соединяет этот флигель с Екатерининским дворцом. Именно в этом флигеле находился тот самый знаменитый Царскосельский лицей.
Новое учебное заведение создавалось под пристальным вниманием императора Александра I, который хотел, чтобы из Лицея выпускались высокообразованные люди, которые в будущем могли бы занимать самые важные государственные должности. Предполагалось, что именно здесь будут учиться младшие братья императора, великие князья Николай и Михаил. Поэтому Лицей разместили в четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе, специально перестроенном архитектором В. Стасовым. Из дворца туда можно было даже перейти по специальному крытому переходу.
Проект нового учебного заведения и его устав разрабатывал сам М. Сперанский, имевший в первые годы царствования Александра I большое влияние на императора. Речь шла о подготовке «новых людей», которые смогут осуществлять передовые преобразования в России. Именно поэтому Лицей становился закрытым учебным заведением, и его ученики должны были не только учиться, но и жить здесь. В уставе подчеркивалось, что «Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими университетами».
Полное равенство воспитанников, отмена телесных наказаний были неслыханными для того времени педагогическими новшествами. Главное место в процессе обучение отводилось наукам нравственным и историческим. Научить воспитанников самостоятельно мыслить, развить способности и правильно определить призвание своих воспитанников, вот основные задачи, которые были поставлены перед преподавателями Лицея. Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом.
Указ о Лицее император подписал в августе 1810 года, после этого был объявлен набор будущих лицеистов, и уже через некоторое время будущему директору В. Малиновскому поступили прошения от тридцати восьми семей. Это было больше, чем предполагали организаторы учебного заведения, поэтому в доме министра просвещения графа А. Разумовского устроили своеобразные приемные экзамены и медицинский осмотр. К сентябрю отобрали тридцать мальчиков, список учеников был «высочайше» утвержден.
Василий Федорович Малиновский, директор Лицея в первые годы его существования, был одним из самых образованных людей своего времени, он искренне верил в исключительное назначение нового учебного заведения, и сделал все, чтобы его питомцы прониклись самыми высокими идеями преобразований на благо России. Директор получил право лично подобрать педагогический коллектив, поэтому среди первых преподавателей Лицея были самые передовые и талантливые люди. Малиновский стремился создать особый «лицейский дух» - атмосферу, в которой естественным был свободный обмен мнениями, даже обсуждение самых острых тем общественного устройства. Педагоги и наставники должны были относиться к лицеистам как к взрослым, обращаться к ним на «вы», некоторые воспитанники и между собой оставались на «вы».
Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи, самых знатных и влиятельных людей Российского государства.
Для тридцати мальчиков началась новая жизнь. Они жили в небольших комнатах со скромной мебелью – только самой необходимой. Пущин вспоминал потом, что в их «кельях» находились «железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке - чернильница и подсвечник со щипцами». Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Воспитанники Лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. В течение шести лет обучения никто из лицеистов не должен был покидать Лицей, родным разрешали посещать мальчиков только по праздникам.
Одно из любимых занятий лицеистов - собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать - выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, - их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.
Первый выпуск Лицея навсегда останется в истории этого учебного заведения и России как самый известный. Никогда прежде и никогда позднее ни одно учебное заведение России не выпускало из своих стен такого количества талантливых людей. В течение 32 лет существования Императорского Лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л.А. Мей, организатор общества социалистов-утопистов М.В. Буташевич-Петрашевский, философ, историк Н.Я. Данилевский, составитель «Словаря Русского языка» академик Я.К. Грот. И все же славой своей Лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А.С. Пушкина, поэта, журналиста А.А. Дельвига, активного участника восстания 14 декабря 1825 года на сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов – И.И. Пущина, поэта, декабриста В.К. Кюхельбекера, мореплавателя контр-адмирала Ф.Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В.Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А.М. Горчакова.
Почти все выпускники первого лицейского набора с благодарностью и грустью вспоминали потом годы жизни и учебы в Лицее, а день 19 октября стал для них священным. Бывшие лицеисты стремились 19 октября собраться вместе, но годы шли, у каждого из них была своя непростая жизнь, и возможность встретиться появлялась далеко не всегда. Всем памятны стихи А.С. Пушкина, в названиях которых стоит эта знаменательная дата – 19 октября. Сам Пушкин и его сокурсники не без основания считали истинно лицейским только свой первый выпуск. И хотя Лицей продолжал существовать, программа обучения в нем изменилась, пришли другие преподаватели – и не стало неповторимого лицейского духа.
В 1822 году Лицей передали в ведомство главного директора кадетских и пажеских корпусов, а в 1843 году перевели из Царского Села в Петербург, переименовав из Царскосельского в Александровский. Лицей просуществовал почти сто лет, многие его воспитанники стали достойными гражданами своей страны – военными, инженерами, учеными.
29 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум.
В 1925 году ОГПУ Ленинграда арестовало большую часть оставшихся в России выпускников Лицея. Обвиненные в монархическом заговоре, фигуранты так называемого "Дела лицеистов" были высланы из Ленинграда (7 чел.), осуждены на разные сроки заключения в лагерях (16 чел.), приговорены к расстрелу (11 чел.); последний директор Лицея Владимир Александрович Шильдер, осужденный на 5 лет лагерей условно, умер во время следствия.
Библиотеку Царскосельского Лицея в СССР ждала трагическая судьба. Она была передана в созданный в 1920 году Уральский Государственный Университет и в дальнейшем разделена между выделенными из него институтами.
Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Но самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы – это убеждение, что они должны жить, трудиться «Для Общей Пользы».
Первый фильм, посвященный Царскосельскому лицею, вышел в 2007 году. Это историко-приключенческий фильм режиссера Андреса Пуустусмаа, снятый на основе записок Пушкина «Воспоминания о Лицее» и Горчакова «Записки о Лицее».
В фильме описываются события Царскосельского Лицея с 1814 по 1816 год. Все интерьерные и пейзажные съемки проходили в лицее и Царском селе, для фильма не было создано ни одной декорации.
Один из продюсеров, Александр Роднянский, рассказывает о проекте: «Эта история построена на реальном эпизоде из жизни Царскосельского лицея. Она не о Пушкине, хотя Пушкин один из его шести главных героев. Это не детектив, хотя там есть такой элемент. У Пушкина в одном из его известных стихотворений есть фамилии всех основных героев этой картины, и тех, кто принимал участие в детективном эпизоде. Это не надуманная история. Это попытка сделать современное кино. Ведь есть проблема – если разговаривать о культуре языком канала «Культура», то мы попадаем в сегмент «музейного кино». Молодая аудитория привыкла к другому ритму, у нее другие кинопредпочтения, и она не может воспринимать такой язык».
В окрестностях происходят загадочные убийства молодых девушек. Убивает один и тот же человек, со звериной жестокостью и непонятным орудием. «Царскосельский душегуб» - так прозвали его местные жители. Тихая жизнь лицея нарушена. Среди главных героев – Иван Пущин, Александр Пушкин, Александр Гончаров и другие.
В 1814 году в Царском селе действительно орудовал «душегуб» Сазонов, некоторое время бывший в слугах у Пушкина, о котором юный поэт написал эпиграмму «Заутра с свечкой грошевою…». Однако подробности его преступлений и расследование с участием лицеистов целиком вымышлены.