Централизованная библиотечная система г. Дзержинска

Собрать все самое ценное. Передать все самое лучшее.

  • Наши библиотеки
    • Детские библиотеки
    • Взрослые библиотеки
    • Поселковые библиотеки
    • История библиотек
  • Электронный каталог
  • Музеи
    • Музей Николая Рубцова
      • О музее Н. Рубцова
      • Музейные новинки
      • Исследования и доклады
    • Музей народного быта
      • О музее
      • Виртуальные экскурсии
      • Фотоархив музея
  • Мероприятия
    • Афиши мероприятий
    • Клубные объединения
      • Библиознайка
      • Библиопродлёнка
      • Букландия
      • Городской клуб краеведов
      • Давай читать!
      • Историческое общество
      • ЛИК
      • Любопытная Варвара
      • Надежда
      • Огонек Рубцова
      • Правовед
      • Провинциальный клуб
      • Рукавичка
      • Театр книги
      • Узнавайка-Познавайка
      • Умелые ручки
      • ЧИТ
    • Конкурсы
    • Проекты
  • Краеведение
    • Что читать о Дзержинске
    • Краеведческий календарь
    • Улицы Дзержинска: словарь
    • Стихи о Дзержинске
    • Изба-читальня
    • Тематические списки
      • История Дзержинска
      • Туристический потенциал
      • Дзержинск в годы ВОВ
      • Город трудовой доблести
      • Районная печать в годы ВОВ
      • Дзержинцы-герои
      • Памятники воинам ВОВ
      • Незабываемый парад
      • Блокадное лихолетье
      • Комсомол Дзержинска
      • Поселки Дзержинска
      • Улицы Дзержинска
      • Химики Дзержинска
      • Дзержинская экология
      • Дзержинский трамвай
      • Дзержинск литературный
      • Горький в Черноречье
      • Горький: взгляд из XX века
      • Театры Дзержинска
      • Отец Сергий (Муратов)
      • Великий ссыльный: Сахаров
    • Краеведческие тесты
    • Городской клуб краеведов
    • Комсомольский оперотряд
    • Местная пресса
      • Дзержинец
      • Бесплатные объявления
      • Городская газета
      • Горожане
      • Дзержинская панорама
      • Дзержинские ведомости
      • Дзержинские новости
      • Дзержинское время
      • Красный химик
      • Новости Дзержинска
      • Промышленный вестник
      • Репортер и время
      • СПОРТ Дзержинское время
      • Спортивные газеты
      • Эконом-Инфо
  • Контакты
  • Купить билет

15

001 002 003

16

17

  • Миссия
  • Вопрос директору
  • Виртуальная справка
  • Написать отзыв
  • Взрослым читателям
  • Детям и их родителям
  • Конкурсы
  • Услуги
  • Фонд редких книг
  • Новинки литературы
  • Новые книги для детей
  • Каталог периодики
  • Оцифрованные книги
  • Местная пресса
  • Виртуальные выставки
  • Литературные тесты
  • Литературные даты
  • СМИ о нас
  • Наши достижения
  • Дарители
  • Документы
  • Вакансии
  • Нет коррупции

28

25

036

6

18

20

3

13

25

27

2

1

14

4

5

8

7

9

21

24

10

Яндекс.Метрика

13Тэффи (настоящее имя – Надежда Александровна Лохвицкая; 9 (21) мая 1872, Санкт-Петербург – 6 октября 1952, Париж) – русская писательница и поэтесса, мемуаристка, переводчица.

Надежда Александровна Тэффи говорила о себе так: «Я родилась в Петербурге весной, а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идет дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее». Это действительно так: все произведения Тэффи с одной стороны смешные, а с другой – весьма трагичны.

7Надежда Александровна родилась в обеспеченной семье адвоката. Ее отец, А. В. Лохвицкий был весьма известным человеком – профессор криминалистики. Многочисленная семья Лохвицких отличалась разнообразными талантами, основным из которых был литературный. Писали все дети, особенно увлекаясь стихами. Сама Тэффи сказала про это так: «Занятие это считалось у нас почему-то очень постыдным, и чуть кто поймает брата или сестру с карандашом, тетрадкой и вдохновенным лицом – немедленно начинает кричать: "Пишет! Пишет!" Пойманный оправдывается, а уличители издеваются над ним и скачут вокруг него на одной ножке: "Пишет! Пишет! Писатель!" Вне подозрений был только самый старший брат, существо, полное мрачной иронии. Но однажды, когда после летних каникул он уехал в лицей, в комнате его были найдены обрывки бумаг с какими-то поэтическими возгласами и несколько раз повторенной строчкой: "О, Мирра, бледная луна!". Увы! И он писал стихи! Открытие это произвело на нас сильное впечатление, и как знать, может быть, старшая сестра моя, Маша, став известной поэтессой, взяла себе псевдоним Мирра Лохвицкая именно благодаря этому впечатлению».

5Поэтесса Мирра Лохвицкая была очень популярна в России на рубеже веков. Именно она ввела младшую сестру в литературный мир, познакомив ее со многими известными писателями.

Надежда Лохвицкая тоже начинала со стихов. Первое ее стихотворение было напечатано уже в 1901 году, пока еще под настоящей фамилией. Затем появляются пьесы и загадочный псевдоним Тэффи.

4Сама Надежда Александровна рассказывала про его происхождение так: «Я написала одноактную пьеску, а как надо поступить, чтобы эта пьеска попала на сцену, я совершенно не знала. Все кругом говорили, что это абсолютно невозможно, что нужно иметь связи в театральном мире и нужно иметь крупное литературное имя, иначе пьеску не только не поставят, но никогда и не прочтут. Вот тут я и призадумалась. Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни се. Но что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака – дураки всегда счастливы. За дураками, конечно, дело не стало. Я их знавала в большом количестве. Но уж если выбирать, то что-нибудь отменное. И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный, и вдобавок такой, которому везло. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнавался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи» и послала ее прямо в дирекцию Суворинского театра».

1И вскоре имя Тэффи становится одним из самых популярных в России. Ее рассказами, пьесами, фельетонами зачитывается без преувеличения вся страна. Поклонником молодой и талантливой писательницы становится даже русский император. Когда к 300-летию дома Романовых составляли юбилейный сборник, Николая II спросили, кого бы из русских писателей он хотел в нем увидеть, то он решительно ответил: «Тэффи! Только ее. Никого, кроме нее, не надо. Одну Тэффи!».

Интересно, что даже при наличии столь могущественного поклонника, Тэффи совершенно не страдала «звездной болезнью», была ироничной не только по отношению к своим персонажам, но и к себе. По этому поводу, Тэффи, в свойственной ей шутливой манере, рассказывала: «Я почувствовала себя всероссийской знаменитостью в тот день, когда посыльный принес мне большую коробку, перевязанную красной шелковой лентой. Я развязала ленту и ахнула. Она была полна конфетами, завернутыми в пестрые бумажки. И на этих бумажках был мой портрет в красках и подпись: "Тэффи!". Я тут же бросилась к телефону и хвастаться своим друзьям, приглашая их попробовать конфеты "Тэффи". Я звонила и звонила по телефону, созывая гостей, в порыве гордости уписывая конфеты. Я опомнилась, только когда опустошила почти всю трехфунтовую коробку. И тут меня замутило. Я объелась своей славой до тошноты и сразу узнала обратную сторону ее медали».

2Тэффи вообще, в отличие от многих юмористов и в жизни была веселым, открытым, неунывающим человеком. Так же, как и Аркадий Аверченко – остроумнейший человек как в жизни, так и в своих произведениях. Естественно, что вскоре у Аверченко и Тэффи начинается тесная дружба и плодотворное сотрудничество.

Аверченко был главным редактором и создателем знаменитейшего «Сатирикона», с которым имели дело самые известные люди того времени. Своими стихами радовали Саша Черный, С. Городецкий, О. Мандельштам и Маяковский, помещали свои произведения А. Куприн, Л. Андреев, А. Толстой, А. Грин. Тэффи в окружении таких блестящих имен остается звездой - ее рассказы, очень веселые, но с оттенком грусти, всегда находят горячий отклик у читателей.

11Тэффи, Аверченко и Осип Дымов написали замечательную, удивительно смешную книгу «Всемирная история, обработанная «Сатириконом». Написана она была как пародия на учебники, и все исторические события переворачивались в ней с ног на голову. Современных читателей поражает в этой книге даже не столь сам юмор, а уровень образования и обширные знания авторов – так можно шутить только над тем, что очень хорошо знаешь.

Про события, связанные с революцией, Тэффи рассказала в своей книге «Воспоминания». Это очень страшное произведение, несмотря на то, что Тэффи старается держаться и смотреть на самые чудовищные вещи с юмором.

10Бежав в ужасе из Советской России, Тэффи оказывается в Париже. Здесь она быстро становится такой же популярной, как на Родине. Ее фразы, шуточки, остроты повторяют все русские эмигранты. Но чувствуется в них тяжелая грусть, ностальгия. 

Во время оккупации Парижа гитлеровскими войсками Тэффи не смогла уехать из города из-за болезни. Ей пришлось пережить муки холода, голода, безденежья. Но при этом она всегда старалась сохранять мужество, не отягощая друзей своими проблемами, наоборот, помогая им своим участием, добрым словом.

8А друзей вокруг становилось все меньше и меньше – один за другим умирали наши великие соотечественники, вынужденные проводить свои лучшие годы на чужбине. Ходасевич, Мережковский, Бальмонт, Гиппиус... Тэффи остаются только воспоминания, и она старается поделиться ими с окружающими, успеть донести до читателей уходящую эпоху. Она пишет воспоминания о З. Гиппиус, А. Куприне, Ф. Сологубе, Вс. Мейерхольде, Г. Чулкове.

9Тэффи планировала писать о героях Л. Н. Толстого и М. Сервантеса, обойдённых вниманием критики, но этим замыслам не суждено было осуществиться. 30 сентября 1952 года в Париже Тэффи отпраздновала именины, а всего через неделю скончалась. Проводить ее в последний путь на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа пришло очень мало народу – почти все ее друзья к тому времени уже скончались.

Ее называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора». Однако она никогда не была сторонницей юмора банально-веселящего, уводя читателей в сферы юмора чистого, где он рафинирован грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и иные бесполезные назначения юмора постепенно перестают доминировать в ее творчестве; наблюдения над замыслом юмора придало ее текстам философский характер.

6

МБУ "ЦБС" г.Дзержинска

cbs@dzlib.ru