Елена Крюкова: «Приносить радость людям»
Недавно в Дзержинске прошла традиционная культурная неделя «Музей и дети». Финальным аккордом этой недели, насыщенной событиями и мероприятиями, стал моноспектакль писателя и музыканта Елены Крюковой «Солдат и Царь» по ее одноименному роману, показанный детям и взрослым в зале дзержинского Дома книги. Предлагаем вашему вниманию интервью с Еленой Николаевной.
Роман о последней Царской Семье, лауреат четырех престижных международных и российских премий, ожил перед публикой в исполнении автора: дзержинцы увидели, что перед ними не только писатель, но и настоящий артист, которому подвластны и перевоплощение в героев, и яркость мизансцен, и музыка – в спектакле были исполнены авторские песни...
Сотрудники отдела массовой работы Дома книги побеседовали с артисткой после спектакля. Было очень интересно, как Елена Крюкова пришла к той форме существования авторской книги на сцене, которая подвластна ей сейчас. По сути, моноспектакль Крюковой – это синтез нескольких искусств: прозы, поэзии, музыки, вокала, драматургии. В ее спектаклях и концертах звучат стихи и монологи, рассказы и исповеди, песни и музыкальные импровизации...
– Елена, наблюдая ваше многоплановое действо из зала, понимаешь: к такой сценической форме воплощения книги – вашей книги! – вы пришли с радостью, зрителям очень передается эта живая и сильная эмоция автора, представляющего, играющего свое произведение в театральном, в концертном зале. Но, наверное, нахождение этого творческого хода произошло не сразу. А как?
– Я профессиональный музыкант, пианистка и органистка, окончила Московскую консерваторию по классам фортепиано и органа. И четверть века прожила на сцене в качестве музыканта. Параллельно с музыкой я писала стихи, писала прозу. И потом погрузилась в мир литературы. Окончила Литературный институт, чтобы получить литературную школу. Рассказываю это к тому, чтобы вы поняли: моя авторская сцена возникла не на пустом месте.
Когда мы жили с Володей в Москве (Владимир Фуфачев – художник, мой муж), мы занимались тем, что устраивали, с нашими друзьями-художниками, выставки, и в пространстве этих вернисажей я играла на рояле и читала свои стихи. Так осуществлялся этот синтез вначале.
Я всегда писала большие книги стихов, крупные композиции: «Литургия оглашенных», «Меч Гэсэра», «Коммуналка», «Реквием конца века», «Русское Евангелие» и другие. Потом стала писать романы. Меня тянула, увлекала крупная форма. В музыке есть симфония, опера, оратория, в литературе – роман. Внутри огромной книги столько всего происходит! Это микрокосм, целый мир. И я стала создавать такие миры.
Попутно я ездила с концертами по разным городам; концерт мой строился так: я читала стихи, перемежая их музыкой, играла классику – Бетховена, Баха, Шопена, Моцарта.
– Когда же родился ваш моноспектакль как авторский феномен?
– Да, время шло... И вот... Году в 2012–м я отважилась на то, чтобы мои книги ожили на сцене – через меня. В нижегородском зале «Артфоника» я осенью – зимой 2012-го представила несколько моноспектаклей: «Ксения» (по книге стихов «XENIA» и по роману «Юродивая»), «Империя Ч» и «Русский Париж» (по одноименным романам), «Коммуналка», «Страсти по Магдалине» (по одноименным книгам стихов). Это был мой первый опыт моноспектаклей. И в них я впервые пела песни на свои стихи... здесь внимание... импровизируя песни на глазах у зрителя! Они–то не знали, что это импровизация! Мне же было это важно: так погрузиться в изображаемый мир, чтобы сполна, непредсказуемо жить в нем. И делать все что угодно, дерзко и свободно.
А потом я стала ставить на сцене свои новые романы. Это сложнее, чем превратить в спектакль стиховую книгу. Здесь надо суметь передать зрителю не только образы, но и сюжет. Каждый спектакль для меня – новое пространство. В одну воду дважды не вступаю.
– Какие моноспектакли на сегодняшний день вы поставили? Какие особенно любимы публикой?
– На сегодня у меня двенадцать спектаклей: «Солдат и Царь», «Ксения», «Старые фотографии», «Империя Ч», «Русский Париж», «Беллона», «Земля», «Коммуналка», «Евразия», «Страсти по Магдалине», «Москва Кабацкая», «Литургия оглашенных». Нет, уже тринадцать – ведь совсем недавно в Вознесенском Печерском монастыре в Нижнем Новгороде прошла премьера «Русского Евангелия»! Готовы спектакли «Серафим» и «Меч Гэсэра». Премьера «Серафима» будет в марте, в одной из старейших библиотек Нижнего Новгорода.
А людям очень нравится, близок многим сердцам спектакль «Старые фотографии» – перед ними оживает семейный роман, три альбома с семейными снимками – альбом Николая (отца), альбом Нины (матери), альбом Маргариты (первой папиной жены). И оживает то незабвенное время – 1930-е, 1940-е, 1950-е годы... В спектакле звучат и песни тех лет: Клавдии Шульженко, Петра Лещенко, Вадима Козина. «Старые фотографии» проходят просто на ура.
Еще народ очень хорошо принимает «Ксению» – тема русского юродства Христа ради тревожит сердца, – и спектакль «Империя Ч»: он весь о любви, это квинтэссенция лирики, любовного стиха и песен о любви. С большим интересом смотрят «Солдата и Царя» и недавно поставленную «Землю» – о русском крестьянстве 20-го века. Кстати, в «Земле» звучат не только подлинные народные песни, но и народные песни, написанные мной – «Ой ты Волга, Волженька–река» и другие.
– А чем отличается ваш спектакль от вашего концерта?
– Спектакль сюжетен! Он есть воплощенная книга. Там герои, там события. Там драматургия гораздо более явственная. А концерт выстроен не на сюжете, а скорее на образе, на архетипе. Вот, например, мой концерт «Видение счастья». Он построен на архетипе счастья жить, полнокровного бытия. А концерт «Песня в пути» – на архетипе пути, странствия, дороги. «Мой век» – концерт, который отражает и выражает архетип медленно и неумолимо текущего Времени: там перед слушателем действительно предстает весь двадцатый век, его ключевые моменты, трагические и радостные события. Концерт более свободен, если речь идет о выборе репертуара. Я могу поменять программу, исполнить какие-то другие стихи и песни, нежели те, что делала в концерте раньше.
– Выезжаете ли вы со своими спектаклями и концертами в другие города?
– Конечно! За прошедший год я побывала в Москве, Уфе, Челябинске, Стерлитамаке, Богородске, Семенове, Балахне, Лыскове, Городце, Заволжье, Казани, Арзамасе, на Бору... В Дзержинске – да, тоже! И с радостью! В Дзержинске, в библиотеке имени Пушкина, я показывала «Старые фотографии» и «Солдата и Царя», а еще делала большой концерт. Вот выступила у вас и в Доме книги с «Солдатом и Царем» – радуюсь, что был полный зал, что люди разных возрастов приобщились к драматическим событиям русской революции...
В 2019-м меня ждут в Питере, Челябинске, Астане, Алма–Ате, Москве, Уфе, Екатеринбурге, Чебоксарах.
– Елена, что вы можете сказать о культурной жизни Дзержинска? Конечно, у вас беглые впечатления, но тем не менее...
– Дзержинск я знаю давно – еще с тех пор, когда я, работая в Нижегородской консерватории, приезжала сюда, в музыкальное училище, обыгрывать свои органные концертные программы! А потом у нас возникли в Дзержинске друзья, каждый по-своему замечателен – это писатель Анатолий Мовшевич, поэт Наталья Уварова, художник Петр Засухин, ученый и педагог Борис Ярмахов, философ Александр Пищик, заведующая библиотекой имени Пушкина Татьяна Исаева... Они и открывают мне культурный Дзержинск. Вот познакомилась с Домом книги – и порадовалась за его посетителей: столько выставок, концертов, интересных встреч, арт-проектов! Дзержинск очень изменился за последние двадцать лет. Во-первых, он вырос и укрупнился как город, во-вторых, вырастил новую культурную поросль, а в–третьих, активно приглашает и принимает артистов, художников, музыкантов со всей России.
– В ваших постановках звучат песни. Вы поете только авторские песни? Или и других композиторов, певцов?
– Я предпочитаю петь свою музыку! Но! В «Старых фотографиях», например, нет ни одной моей песни, а звучат только старые песни тридцатых – сороковых годов. Этого требует действие. В «Империи Ч» я пою и свои песни, и песни других авторов о любви. В «Солдате и Царе» пою свои песни «Золотая голова», «Расстрел Царской Семьи» – и тут же, рядом – старинный романс «Гори, гори, моя звезда» (его, кстати, любил Колчак!), романс Чайковского «Растворил я окно»...
– Как вы договариваетесь о спектаклях? Сами выходите на связь с городами или вас приглашают?
– Уже – приглашают! Информация о Театре Елены Крюковой расходится кругами по воде. Да, это Театр Елены Крюковой – так я уже могу сейчас назвать проект, который живет и дышит, живет и звучит, и дарит людям радость. Я всегда вспоминаю слова Бетховена: «Самое прекрасное – это приносить радость другим людям!» А мы, дорогие дзержинцы, увидимся с вами целых два раза на протяжении весны 2019-го: 16 февраля – в библиотеке Пушкина я делаю концерт «Видение любви», а 17 марта – в проекте «Умное воскресенье», в Доме книги, представлю зрителям моноспектакль «Русский Париж». До встречи, дорогие!