Содержание материала |
---|
Знакомый ваш Сергей Есенин |
Рассказывают фотодокументы |
Венок Есенину: книги о поэте |
Есенин и кинематограф |
Есенин и кинематограф
Личность Есенина, его вдохновенный, свежий, щедрый и разносторонний талант привлекали многие поколения представителей искусства. Есенинское наследие стало источником выдающихся музыкальных произведений, поэтических посвящений, живописных работ, образ Есенина запечатлен в скульптуре. Свой вклад в пополнение и обогащение художественной Есенинианы внесли представители кино.
В 1959 году режиссер Александр Муратов по сценарию Геннадия Шпаликова вместе с оператором Юрием Тунтуевым создали во ВГИКе дипломную работу – киноочерк «На родине Сергея Есенина». Картина снималась в доме Есениных, тогда еще не ставшем музеем. Есенинская тема красной нитью проходила через творчество Юрия Тунтуева. Ко дню рождения поэта он обязательно делал или сюжет, или спецвыпуск для кинолетописи Рязанской области.
В 1965-м юбилейном году вышел хронико-документальный фильм «Сергей Есенин» (авторами сценария были литературовед Юрий Прокушев и кинооператор Павел Русанов). В фильме прослеживается весь период жизни Сергея Есенина, с момента, когда поэт уехал из родного дома. С помощью редких кадров кинохроники, подлинных документов и свидетельств очевидцев раскрывается сложный мир творчества и духовных исканий поэта.
В 1973 году появился художественный фильм «Пой песню, поэт», роль Сергея Есенина в котором исполнил Сергей Никоненко. Режиссером и оператором картины стал Сергей Урусевский, он же вместе со сценаристом и поэтом Геннадием Шпаликовым написал сценарий фильма. Фильм состоит из нескольких новелл, посвященных жизни и творчеству поэта. Сюжета, в обычном понимании этого слова, фильм не имеет. Построен он довольно необычно: с экрана и за кадром звучат стихи Есенина, которые сопровождаются дивными картинами рязанских раздолий.
Режиссер С. Урусевский предпринял дерзкую попытку, пожалуй, не имеющую себе равных во всей истории кинематографа: он решил рассказать о поэте, держась не жизненной канвы, а канвы его творчества. Имя Есенина, казалось, облегчало эту задачу – в стихах этого исповедального поэта жизненные, автобиографические мотивы распознаются даже невооруженным глазом. И ранние скандалы в снобистских салонах, и жизнь в деревне первых послереволюционных лет, и паломничество, скажем, на ориентальный Восток или в индустриальную Америку – все эти факты биографии легко и естественно переплавлялись в факты поэзии. Стихи звучат в фильме как диалоги персонажей, стихи взяты как ремарка и развернуты в пейзажные или декоративные изыски, наконец, стихи просто звучат из-за кадра, комментируя, а иногда и дублируя изображение.
Фильм был доброжелательно встречен публикой. Зрители оценили и игру Сергея Никоненко, отметили нежное, непафосное исполнение им стихов Есенина.
Кадры из кинофильма «Пой песню, поэт»
И если первая работа, посвященная С. Есенину, — своеобразная иллюстрация к его поэзии, то следующий опыт — художественный фильм «Золотая голова на плахе» — попытка углубиться в душевный мир знаменитого рязанца. В 2005 году режиссер Семен Рябиков по сценарию Валентина Черных и Сергея Кулакова снял фильм «Золотая голова на плахе», в котором роль поэта исполнил Дмитрий Муляр. В фильме рассказывается о последних, самых тяжелых годах жизни Сергея Есенина.
Сразу же стоит отметить, что работа над фильмом складывалась очень непросто. Тот факт, что она велась 8 лет, то возобновлялась, то вновь откладывалась, налагает существенный отпечаток и определяет, на наш взгляд, конечный результат и то впечатление, которое остается после просмотра — ощущение витража.
В прокате фильм прошел практически незамеченным. Одних зрителей возмутило внешнее несходство актеров и их героев. Кто-то, наоборот, отметил хорошую, «тихую» игру Дмитрия Муляра. Вот один из положительных отзывов: «Фильм «Золотая голова на плахе» хорош уже тем, что ниспровергает все возможные мифы и стереотипы о Есенине. Да, режиссура оставляет желать лучшего. Оператор работает не очень хорошо. Но главные достоинства у фильма все-таки есть: это действительно хороший и точный с литературоведческой точки зрения сценарий и замечательная, очень искренняя актерская игра».
В целом фильм «Золотая голова на плахе» получил невысокие оценки и критиков, и зрителей.
Кадры из кинофильма «Золотая голова на плахе»
В том же юбилейном году Первый канал представил художественный телевизионный одиннадцатисерийный фильм «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли. Сценарий был написан Владимиром Валуцким и Виталием Безруковым, режиссером телесериала стал Игорь Зайцев.
Сергей Есенин – культовая личность, настоящая русская душа. Сложная, противоречивая фигура. Экранизировать судьбу Есенина задача весьма трудная, и в одном фильме жизнеописание поэта никак не уместить. Поэтому формат сериала подошел как нельзя лучше. Сериал «Есенин» интересен тем, что достаточно четко раскрывает период жизни Сергея Есенина с 1915 по 1925 года на фоне судьбы России. А сквозь призму детективного расследования биография Есенина выглядит особенно захватывающе и трагично.
Сериал вызвал яростные споры, на него обрушилось море критики, особенно досталось Сергею Безрукову. Тем не менее фильм получил довольно высокую оценку зрителей. А самой главной заслугой фильма можно считать то, что после показа картины по ТВ, с прилавков книжных магазинов буквально «сметали» сборники стихов Есенина.
Кадры из телесериала «Есенин»
В настоящее время молодой, но уже известный российский режиссер Клим Шипенко снимает фильм «Декабрь» о последних днях жизни Сергея Есенина. По словам режиссера, в фильме все будет «строго в биографических рамках, но с определенными жанровыми допущениями. «Декабрь» - это будет триллер в стиле побег. Но при этом основанный на реальной истории, которая произошла с Есениным». Ждем премьеру!