Актер Алексей Зайцев: «Я вернусь в родное Игумново»
Шальнов Станислав Михайлович,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Эколого-биологический центр»
Наша справка: Актер снялся в фильмах: «Ветер» (паренек на собрании), «Алешкина любовь» (Женька), «Пядь земли» (Коханюк), «Колыбельная», «Бэла», «Остров Колдун», в детективе «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Сыграл серьезные роли в фильмах: мужик в «Бирюке» Р. Балаяна, инженер Мусиенко в дилогии «Огонь» - «Белый круг» Ю. Лысенко, Недосека в «Знаке беды» М. Пташука, Селифан в «Мертвых душах» М. Швейцера, Коля-Олег в «Плюмбуме...», роль в многосерийном фильме «Хлеб – имя существительное» и многих других. Театралы из Дзержинска, бывая в столичных театрах имени А. С. Пушкина, им. К. С. Станиславского, Театре сатиры, на Таганке, в которых в разные годы работал актер, аплодировали земляку. Зайцев остался непревзойденным актером театра абсурда в «неофициальных» спектаклях режиссера Г.И. Залкинда по пьесам Ионеско, Пинтера.
Он давно не бывал на своей родине – в Игумнове, в Дзержинске. Лишь печальная весточка от родственников вынудила его спустя много лет приехать в родной город. Недавно ушла в мир иной его ангел-хранитель в детстве – старшая сестра Татьяна. Он возвращался домой в Москву, на вокзале в Дзержинске ждал поезда и, чтобы скоротать время, по актерской привычке всматривался в лица. А люди спешили, проходили мимо. Никто не знал, не ведал, что перед ними наш земляк – Алексей Никифорович Зайцев, замечательный советский – российский актер, сыгравший в тридцати четырех фильмах, сценарист, режиссер. Когда близко общаешься с человеком незаурядного дарования, всегда хочется знать, откуда истоки таланта.
Детство
Алексей Никифорович Зайцев родился в деревне Игумново 28 марта 1939 года накануне большой войны. Отец Никифор Иванович, мама Алеши Мария Евграфовна (в девичестве Тихонова) приехали в Дзержинск «по вербовке» в 1932 году из деревни Аганино Ковернинского района Нижегородского края строить завод «Рулон» («Оргстекло»). В семье было трое детей мал-мала меньше – старшие сестры Софья, Татьяна, брат Василий. В комнатушке деревянного барака на Ворошиловском поселке вскоре родилась Людмила. Когда жить стало невмоготу, многодетной семье Зайцевых выделили землю под строительство собственного дома в Игумнове, в котором появился на свет будущий актер, затем младшая сестра Анна. В сорок первом Никифор Иванович ушел воевать. Жили Зайцевы очень бедно. Постоянно хотелось есть. И детям иногда приходилось слышать от своей матери: «Ешьте побольше картошки и меньше кушайте хлеба». Ей было больно говорить такие слова, но приходилось, при этом она всегда гладила по головкам своих детей шершавой ладонью. И слезы текли по щекам. Картошки вдоволь тоже не было. Сколько бы ее не выращивали, к весне все съедали, а у некоторых даже не оставалось на посадку. Через два года после лечения тяжелой контузии из госпиталя вернулся отец, и вплоть до выхода на пенсию работал вальцовщиком на «Рулоне». Алексей в 1947-м пошел в Игумновскую начальную школу, продолжил учебу в Бабинской семилетке № 25, а в 1956-м выпускался из мужской средней школы №7 на Ворошиловском поселке.
Истоки таланта
Сказать, что будущий артист рос мальчуганом подвижным, значит, ничего не знать о его детстве. Школу он не любил. Алексей слыл хулиганом, сорванцом и вечным «двоечником», доставлял немало хлопот своим родителям, учителям. «Ему от матери за озорство больше всех влетало, - рассказывает о брате Василий. – Но в классе седьмом он по примеру отца пристрастился читать книжки, стал завсегдатаем местной библиотеки на улице Озерной». Что произошло? Может, причиной перемены стало его участие в инсценировках по праздникам, которые местная ребятня разыгрывала в Игумновском клубе? Леша слыл там первым артистом. Или нутром понял свое предназначение в драматическом кружке под руководством артистки А.Е. Черданцевой в Доме культуры «XX лет Октября» в поселке, куда ходил каждый день за десять километров на репетиции.
В постановке пьесы «Сады цветут» семнадцатилетний парнишка так реалистично сыграл роль старика, что зал взорвался аплодисментами, когда самодеятельный артист вышел «на поклон». Сам Алексей Никифорович уверен: «Божье чудо случилось со мной - больше ничего. Сам не знаю: наверное, мои папа и мама всему «виной», да и хорошие люди мне всегда помогали». Вот и Василий, брат Алексея, подтверждает: «Наша матушка Мария Евграфовна – неграмотная была женщина, но огромной мудростью житейской наделена. Голос у нее был чудесный, и пела так, что душу бередила. А то вдруг заплачет, запричитает, мурашки по коже. Смахнет слезу и снова, как ни в чем не бывало, смеется. Лешка тоже такой же – импульсивный, взрывной, все по-своему норовил делать. Задиристый, но себя в обиду не давал. И талантами Бог его не обидел». Он с детства писал стихи, не детские по содержанию. Убежит на Оку, а потом на сеновале, куда семейство с весны ночевать перебиралось из душной избы, по памяти читал свои вирши брату.
Начало карьеры
После окончания средней школы не было у Леши вопроса: куда пойти учиться. Конечно, - «на артиста». Игумновский парнишка поехал поступать в студию при Горьковском драмтеатре – не взяли. Председатель приемной комиссии, режиссер театра Б.Д. Воронов, посмотрев на «метр с кепкой», пошутил: «Приезжай-ка к нам, Алексей, через год, когда на сантиметр подрастешь». Желание играть на сцене не пропало. Руководительница драмкружка, артистка театра Черданцева привела его в Дзержинский драматический театр им. XXX-летия Ленинского комсомола. Она убедила главного режиссера Г. И. Залкинда поддержать талант, взять парнишку в труппу. И не ошиблась. Георгий Исаакович разглядел в пареньке незаурядное дарование и вопреки правилам, принял Зайцева. Однако актерские ставки были заняты, образования у новичка нет, потому три года числился Алексей в театре истопником котельной. В театре в это время вовсю шел знаменитый спектакль режиссера Лещенко в инсценировке актера Лондона по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», и Алексей впервые вышел на большую сцену в Дзержинске в роли одного из мальчишек, что нашел в лесу раненого летчика Мересьева. Но самое настоящее чудо, по словам Алексея Никифоровича, с ним случилось чуть позже: вскоре Григорий Исаакович Залкинд пригласил Зайцева на основную роль – Олега в свой спектакль «В поисках радости» по пьесе Розова. Режиссеру стоило немалых трудов искоренить сильное «оканье» Алексея. «Твой герой – москвич и говор у него московский», - внушал он актеру. Спектакль имел большой зрительский успех. В «Горьковской правде» напечатали положительную рецензию, а роль Зайцева критики признали лучшей. В конце пятидесятых Г. И. Залкинд уехал из Дзержинска в Москву. Вслед за ним в 1958-м, устроившись помощником кочегара на паровоз, покорять столицу отправился Алексей. Он поступал во ВГИК, в другие театральные ВУЗы – безуспешно. И только Щукинское училище ему покорилось. Алексей был зачислен на курс Леонида Моисеевича Шихматова и Иосифа Матвеевича Рапопорта.
Театр абсурда Зайцева
Студентом Зайцев дебютировал в кино, снявшись в эпизоде фильма Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер». Затем последовали Женька в «Алешкиной любви» (1960) и Николай Сорокин в «Колыбельной». Спустя много лет, сыграв десятки ролей, своей самой любимой он по-прежнему считает роль Женьки. Но по достоинству кино так и не смогло оценить талант Зайцева, зачастую используя его лишь в небольших ролях и эпизодах. В 1963-м, после окончания «Щуки», начались скитания по столичным театрам в поисках «своего»: ТЮЗ, Театр имени Пушкина, Сатиры, имени Моссовета, им. К. С. Станиславского, имени Ленинского комсомола... В конце 70-х Зайцев у режиссера Любимова в театре на Таганке нашел, казалось бы, пристанище по душе -ему нравились роли, дух и новаторская атмосфера театра. Здесь он играет Поприщина и Акакия Акакиевича в «Ревизорской сказке» по Гоголю, Мармеладова в «Преступлении и наказании» Достоевского, Лю Синя в «Турандот», Чебутыкина в чеховских «Трех сестрах». И всюду он работал не более двух-трех лет. Причиной смены было его участие в «крамольных» спектаклях: еще в конце 60-х режиссер Залкинд неофициально поставил спектакль «Сторож» по пьесе Гарольда Пинтера с Алексеем Зайцевым в главной роли. Затем последовали «Ричард III», «Стулья». Параллельно Зайцев сделал свой авторский моноспектакль «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». На творчестве этих драматургов в духе театра абсурда в советские времена висел идеологический ярлык «не нашей драматургии». Афиш и рецензий не было, известие о спектакле передавались из уст в уста надежнее любой рекламы. Собирались зрители небольшими группками у станции метро «Бауманская», шли дворами к какому-нибудь подвалу, произносили (прямо по Булгакову) заветное слово «назначено» и смотрели пьесу.
Спектакли абсурда пользовались заслуженной, но опасной (для создателей) славой. Режиссера Залкинда и актера Зайцева таскали в КГБ, где вели беседы о тлетворном влиянии Запада. А в 1979 году артиста упрятали в психушку, где он за полгода «лечения» написал сценарий фильма «Ракушечный остров». Новаторские пьесы театра абсурда имели необычную форму и ставили целью ошеломить зрителя – пользовались невероятным спросом у интеллектуальной публики. В 1990-м продюсер Ричард Демарко устроил гастроли Алексея Зайцева в Польше, он принял участие в Эдинбургском фестивале искусств, со спектаклем «Остановка в пустыне» в 1991-м побывал в Англии. Маленький, неказистый, застенчивый, он не играл, а жил на сцене.
Вместо эпилога
Эпизодическая роль в фильме «Сволочи» в 2006-м, завершила фильмографию Зайцева, а театр он давно бросил. Живет на скромную пенсию в маленькой квартирке юго-западного округа Москвы совсем один. Семейная жизнь давно пошла под откос. Дочери от разных жен далеко от столицы: старшая Катя – вулканолог, работает на Камчатке. Младшая Маша – успешный художник-дизайнер в Германии. Всем известная «слабость» «людей из кино» не обошла стороной актера, но выстоял, не потерялся в этой жизни Зайцев – держится, как может. Жалеет только, что не исполнилась давняя мечта – сыграть на сцене роль короля Лира. По ночам мучает его стариковская бессонница, и как бывало в далеком детстве, теснятся в голове не прошеные рифмы: «…Любил не так, как любят все. Не так как все страдаю. Хочу последнего – как все я умереть»! ... А в редкие минуты забытья снится актеру родное Игумново, где повстречал он первую юношескую любовь Лизу Балашову, родительский дом, в который, пусть хоть на минутку, ему так хочется вернуться...