История развития спичечного производства в России
Уже несколько лет с сумасшедшей скоростью сокращают свое производство спичечные фабрики России и всего постсоветского пространства. Сегодня, с приходом новых, более удобных и совершенных в использовании средств добывания огня, спички постепенно уходят в прошлое, одно за другим закрываются спичечные предприятия. Те, которые остаются на плаву, выживают как могут: размещают рекламу на своей продукции, выпускают специальные сувенирные, коллекционные, каминные или охотничьи, как теперь модно говорить, «суперспички». В России только за последние годы прекратили существование 8 предприятий, большинство из которых работали еще в Великую Отечественную войну под лозунгом «Все для фронта, все для победы».
Из предмета быта спички постепенно превратились в объекты коллекционирования, в результате чего возник новый вид собирательства - филумения. Взяв в руки маленькую коробочку спичек, изучив ее этикетку, можно понять, в какой период она была выпущена, кто владелец фабрики, сколько спичек находилось в одной коробке, представляют ли они опасность, в конце концов, по информации на этикетках можно изучать историю России, но для этого нужно знать историю производства спичек.
В коллекции музея народного быта в детской библиотеке им. З. Космодемьянской г. Дзержинска представлен сувенирный набор спичек «Русская свадьба: традиции и современность», на этикетках которых разъясняется степень родства одного родственника другому. Из них можно узнать, кто такой деверь, золовка, и т.д. Данный набор был подарен читателем библиотеки и дарителем музея Силимянкиной Галиной Александровной.
Предлагаем вспомнить историю спичечного производства и спичечного этикета.
Производство спичек в России
В Россию сначала спички привозились из-за границы, из Гамбурга.
Российская история спички начинается с конца тридцатых годов XIX столетия, когда в России стали возникать спичечные производства. Первое такое производство было организовано в 1833 г. в городе Якобштадт Курляндской губернии. С 1837 года их стали делать в Петербурге.
Шалаева Г. П. пишет: «Это было очень дорогое производство, поэтому спички в России продавались просто по баснословной цене – 1 рубль серебром за коробку, в которой было 100 спичек. Конечно, они были не каждому по карману, и спички могли покупать только очень богатые люди». (Кто есть кто в мире открытий и изобретений / Г. П. Шалаева. – М.: СЛОВО, ЭКСМО, 2007. – С. 179).
В 1838 г. спички начали делать на фабрике купчихи Лапшиной в Медыни Калужской губернии. Количество таких производств росло, и в 1845 г. вышло предписание министра внутренних дел губернаторам, в котором говорилось: «По случаю замеченной тайной продажи и покупки фосфора на приготовление зажигательных спичек вводятся следующие меры: заведения для приготовления зажигательных спичек всякого рода как фабрики, дозволять содержать только купцам».
К 1848 г. в России было уже 30 фабрик по производству спичек. Но вскоре выяснилось, что и пожаров стало намного больше. Только с 1842 по 1846 г. в стране сгорело имущества на сумму, превышающую 127 млн. руб. Это послужило основанием для более внимательного отношения властей к спичечному производству. В 1848 г. обнародовано Высочайшее повеление № 22875 «О правилах производства и продажи зажигательных спичек». В нем, в частности, говорилось:
1. Чтобы заведения для выделки зажигательных спичек допускаемы были в одних столицах.
2. Чтобы отпускаемые из фабрик для продажи спички были заделываемы по тысяче штук в жестяные коробки с приклеенными к сим последним бандеролями.
Эти меры открыли широкую дорогу импорту спичек иностранных государств, устранив им любую конкуренцию внутри страны. За год спичечное производство в России почти исчезло. К 1849 г. осталась только одна фабрика по производству зажигательных спичек А. М. Гезена в Москве. К сожалению, сохранившихся жестяных спичечных упаковок того времени не обнаружено, и сейчас трудно судить о качестве их художественного оформления.
Лишь 7 декабря 1859 г. постановлением Департамента неокладных сборов было разрешено «…повсеместно, как в Империи, так и в царстве Польском, производить выделку фосфорных спичек и продажу их без особых ограничений на основании общих постановлений об учреждении фабрик и торговли фабричными продуктами». Одновременно была отменена обязательность упаковки спичек в жестяные коробки.
Спичечное производство быстро восстановилось. К 1862 г. в России действовало более сорока спичечных фабрик, а в 1887 г. их было уже 360.
В Москве мощное спичечное производство организовал А. М. Гезен, сын отставного прусского поручика. Его фабрика успешно работала около полувека. Эта фабрика первой поместила на спичечный этикет рисунок с изображением Московского Кремля.
В Санкт-Петербургской губернии несколько фабрик построила купчиха Е. В. Шаныгина, в Пермской губернии, в Екатеринбурге спичечной индустрией руководил В. И. Логинов.
Большую часть Сибири обеспечивало спичками производство пензенского фабриканта С. П. Камендровского, а в Новгородской губернии спички делал купец первой гильдии В. А. Лапшин.
На Дальнем Востоке России производство спичек связано с именем купца Михаила Суворова. Строительство спичечной фабрики он начал в июле 1892 г. Место для него было выбрано на речке Седанке. До этого времени вся восточная окраина пользовалась спичками, привозимыми из Европейской России и частично из Японии. Для 1892 года это было передовое производство, имевшее электрическое освещение, паровую машину и отопление, станки немецкого производства, лабораторию и даже аптеку. От начала строительства до выпуска первой продукции прошло два года. На фабрике трудились более 200 человек (в основном китайцы), которые выпускали до 48 тысяч ящиков спичек в год. Но вот качество продукции, судя по всему, было не на высоте. На этикетке «суворовских» спичек имелась такая надпись: «Спички после гашения не тлеют и зажигательная масса не отпадает». Но это было не так.
В марте 1894 г. газета «Владивосток» писала: «При употреблении спичек «местного производства» жизнь потребителя подвергается некоторой опасности, ибо при зажигании спички воспламенившийся состав часто отскакивает и легко может попасть в глаза. Говорят, что все теперешние недостатки спичек фабрики Суворова устранимы и что будто бы вскоре они будут устранены совершенно. Дай-то Господи!..».
В 1900 году на этикетках появился портрет Суворова – генералиссимуса, а не купца.
В 1902 году «суворовская» спичечная фабрика была сдана в аренду Николаю Меркулову. Она получила название «Победа», но дела на ней шли плохо. Китайские рабочие время от времени бастовали, требуя повышения уровня оплаты труда; цеха периодически заливало водами разливавшейся от дождей Седанки; в конце концов случился пожар, надолго остановивший работу.
Начало Первой мировой войны во многом подорвало спичечное производство в Европейской части России. Накануне революционного 1917 года, когда со спичками стало совсем плохо, пришлось вспомнить известную фразу: «Заграница нам поможет». В феврале 1916 года газета «Дальний Восток» писала: «Русское правительство заказало через департамент земледелия и торговли японским фабрикантам миллион ящиков спичек. В каждом ящике будет содержаться 1 200 дюжин коробок».
В годы Гражданской войны «суворовско-меркуловская» фабрика вообще не работала. Лишь в 1923 году производство восстановили — под новым названием «Красный Восток». Окончательно фабрика на Седанке была закрыта в 1927 г. Всё имущество передано в Благовещенск. Так что знаменитая спичечная фабрика «Искра» имеет владивостокскую родословную. Но, к сожалению, её теперь тоже нет.
В суровый военный 1942 год родились два предприятия − Барнаульская СФ и Бийский фанерно-спичечный комбинат. «Эвакуированные из городов Речица и Новобелица Гомельской области спичечные предприятия в кратчайшие сроки смонтировали оборудование и начали выпускать не только товары повседневного спроса, но и спецпродукцию для фронта. Барнаульская СФ разместилась в демидовских конюшнях сереброплавильного завода, а спичечники будущего Бийского ФСК − во временных зданиях и сооружениях».
В годы войны Рыбинск снабжал Москву не только электроэнергией, но и спичками. За добросовестный и самоотверженный труд коллектив фабрики был награжден орденом Ленина. Это самая высокая правительственная награда среди всех спичечных предприятий Советского Союза. В январе 2004 года эта спичечная фабрика прекратила производство спичек, не дожив 13 лет до своего столетнего юбилея.
В 1980 г. в России спичечные фабрики произвели ряд модернизаций и реконструкций, наша страна стала в особо крупном количестве экспортировать хозяйственные спички.
В 1984-1986 годах очередями вводилась в эксплуатацию Туринская спичечная фабрика в Свердловской области. Дела на предприятии шли успешно: производственные мощности в установленные сроки вводились в эксплуатацию и осваивались. В 2000 году самой молодой спичечной фабрики Советского Союза не стало.
В 1990 году в СССР насчитывалось 23 предприятия, выпускающих спичечную продукцию, из них 16 заводов располагались на территории РСФСР.
Спичечные предприятия в Советском Союзе были размещены в пяти республиках: России, Белоруссии, Литве, Латвии и Эстонии. Прибалтийские республики производили спички для собственных нужд и на экспорт. Часть своей продукции эстонский лесокомбинат (г. Вильянди) поставлял в Ленинград. Белорусские предприятия обеспечивали спичками свою республику и почти всю Украину. Большие объемы спичек в восточные области Украины поставляла Балабановская спичечная фабрика. Остальные республики СССР и области РСФСР снабжались спичками предприятиями России.
Стоимость спичек в СССР составляло 1 копейку за коробок. В начале последнего десятилетия ХХ века потребление спичек в России составляло огромное количество: 75 коробок продукции на душу населения (наполняемость одной коробки равнялась 50 штукам).
В 2014 году российские фабрики выпустили 2,4 млн. условных ящиков спичек (в 1 условный ящик входит 50 тысяч спичек). В 2006 году этот показатель был на уровне 8 млн условных ящиков, а перед распадом СССР предприятия России и Белоруссии вместе произвели почти 22 млн условных ящиков продукции. Рынок спичек падает стремительными темпами, и тенденция сохраняется даже не первое десятилетие. В России за 20 лет от 16 крупных спичечных фабрик осталось три. Когда-то спичечные фабрики давали работу целым городам. Сегодня несколько оставшихся производств полностью обеспечивают потребности страны в живом огне.
Основные рынки сбыта отечественных спичек — внутренний, страны СНГ, некоторые страны Европы и Ближнего Востока.
Спичечный этикет
Спичечные этикетки, как и любой другой предмет промышленной графики, являются зеркалом эпохи. Спичечная этикетка умело использовалась, как одно из средств агитации, воспитания советских людей. На рисунках, украшающих спичечные коробки, можно встретить изображения памятников культуры, искусства, истории, сюжеты из фольклора и классических произведений литературы, портреты многих деятелей науки и искусства, выдающихся людей, прокладывавших путь к прогрессу, национальные орнаменты и изображения игрушек.
Время показало, что спички, кроме обязательного применения, несут полезную практическую нагрузку в виде разъяснений, напоминаний, обучения, рекламы, а художественное оформление спичечных этикеток, дошло до уровня искусства.
В апреле 1888 г. в России опубликована Инструкция «О фабриках для приготовления зажигательных спичек», установившая, сколько должно быть спичек в коробке в зависимости от его размера. Форма коробков могла быть любой, при обязательном указании на нем фамилии фабриканта или фирмы, ее местонахождения и сорта спичек.
На этикетах стали появляться характеристики фабрик: «паровая», «лучшая», «первая паровая» (Витебская губерния, фабрика Ш. Я. Закса), «величайшая в России» (Ярославская губерния, фабрика И. Н. Дунаева), «первая машинно-автоматическая в Европейской России» (Пермская губерния, фабрика А. Г. Миронова).
Сведения о сортах, видах и уровнях качества производимых спичек также нашли свое место на спичечном этикете, и на рынок стали выходить спички с новыми названиями.
В числе прочих появились такие названия спичек, как «безопасные», «самые безопасные», «безопасные зажигательные спички первого сорта» (Лифляндская губерния, фабрика С. Шапиро), «бенгальские» (Витебская губерния, фабрика Б. Рубаненка), «повсюду зажигающиеся» (Курляндская губерния, фабрика Л. А. Гиршмана), «шведские», «бесфосфорные», «нетлеющие» (Вятская губерния, фабрика Н. П. Рылова и Ф. П. Лесникова), «кавалерские» (Петроковская губерния, Польша, фабрика И. С. Закса и М. Пиша), «салонные» (Новгородская губерния, фабрика В. А. Лапшина), «кабинетные» (Минская губерния, фабрика братьев Шишкиных) и др.
Этикеты продолжали совершенствоваться и видоизменяться, их разделяли по размерам на рядовые, пачечные и пакетные. Спичечные коробки стали различаться размерами, превращаясь в миниатюрные произведения искусства для настольных, кабинетных и каретных интерьеров.
Одним из элементов привлечения покупателей стала идея выпуска спичек с оригинальными этикетами специально для коллекционеров. Так, фабрика А. К. Гессе (Московская губерния) в 1876 г. поместила на этикетах рисунки по известным басням И. А. Крылова и, впервые по тем временам, портретные миниатюры знаменитых личностей.
Фабрика Ф.О. Захарова (Московская губерния) в 1880 г. использовала этикеты для размещения пикантных рисунков художника М. М. Чемоданова из журнала «Свет и тени» - популярного издания того времени.
Фабрика во Владивостоке поместила на этикет портрет генералиссимуса А. В. Суворова.
В 1899 г. выпущен первый русский «юбилейный» этикет в честь 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина.
Именно в это время поле этикета стали использовать и сугубо в рекламных целях, рекламируя совершенно иной товар другой фирмы, например, кофе или даже патроны. На этикетах появляются фирменные знаки – предшественники современных товарных знаков. Каждая фабрика стремилась разработать и разместить на этикете свой знак. Кроме этого, обязательным атрибутом этикета стали рисунки наградных медалей, завоеванных на всевозможных выставках и ярмарках. На этикетах появляются рисунки индустриального жанра – изображения спичечных фабрик, станков, автомобилей, пароходов, паровозов.
Балабановская экспериментальная спичечная фабрика, на которой печатались этикетки для большинства спичечных фабрик, выпускала специальные наборы для филуменистов (по 100 рядовых этикеток в наборе и комплекты этикеток сувенирных наборов – полных или без гроссов – «этикеток», помещавшихся на крышках сувенирных коробок – и боковых лент сувенирных коробок).
Итак, почти два века человек пользуется изобретением, которое позволяет ему без особо труда получать открытый огонь. Чиркающая спичка стала необходимым предметом для человечества, и мы давно считаем её неотъемлемой частью повседневного быта.