Ручной ткацкий станок русского образца
Удивительную картину летним погожим днем наблюдали жители Володарска, а затем и Дзержинска. На грузовой машине с открытым верхом по проселочным дорогам свое путешествие совершал ткацкий станок. Ехал он с улицы Северной г. Володарска от Татьяны Алексеевны Макрыгиной в музей народного быта на улицу Пожарского, 1 в Дзержинск. Мальчишки, стоявшие на обочинах улицы показывали пальцем на станок, пытаясь разглядеть что за диковинка такая находится в кузове и куда это она путешествует.
Татьяна Алексеевна рассказала, что на этом станке в середине прошлого века работала ее свекровь Августа Андреевна Макрыгина. Она ткала на нем очень красивые домашние дорожки половики, которые наполняли дом теплом и уютом. Ткала в основном для своей семьи, но были работы и по заказам. Для этого рукоделия уже не нужна была пряжа. Материалом для такого ткачества в качестве основы служили катушечные нитки № 10, а уток был из старых хлопчатобумажных тряпочек, нарезанных ленточками шириной около 1 см и прокрученных на веретине.
Для ткачества половиков использовались специальные берды с более крупными зубьями. Домашний ткацкий половик под босыми ногами – это родной дух деревенской избы. Половики применялись в самых разных местах. Ими не только покрывали пол, но и лавки, сундуки. Обязательно был половик у входа, который служил оберегом и являлся визитной карточкой дома. Половики дорожки стелились только вдоль половиц, как символ пути-дороги.
Давайте заглянем в царство книг – библиотеку и разыщем информацию о том, когда же он, ткацкий станок, стал использоваться в быту. Происхождение простейшего ткацкого станка теряется в глубине веков. Горизонтальный ремизный ткацкий станок появился в Киевской Руси не позднее Х века.
Ткачество является одним из великих открытий человека наряду с добыванием огня, изготовления посуды, орудий труда. Домашнее ткачество – непростое ремесло. Сложить нужный рисунок, заправить станок походя, не получится. Это тяжелый, кропотливый труд, требующий особой аккуратности. Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской избе имелся ткацкий станок, на котором женщины изготавливали домотканное полотно. Материалом для ткачества служили лен, конопля, овечья и козья шерсть. Пряжу окрашивали домашним способом и получали узорные ткани.
В создании ткани участвуют две нити – основа и уток, которые пересекаясь, создают ткань. Основа расположена по длине ткани, а уток – по ширине. Ткани ручной работы составляли имущество семьи, определяли ее статус. Каждая хозяйка должна была уметь ткать, вязать, вышивать, чтобы в семье была одежда, украшен дом, было приданное дочерям, атрибуты для ритуалов.
Сельская семья жила на самообеспечении: сами выращивали, пряли, ткали. Крайне трудоемка была культура льна, требующая длительной технологической обработки: теребление, вымачивания, сушки, трепания, для того, чтобы освободить серебристые волокна из стебля растения. Затем эти волокна пряли.
В книге М. В. Коротковой Традиции русского быта (М.: Дрофа-плюс, 2008) сказано: «…по обыкновению, вся одежда в старину шилась дома. Обычным рукоделием и в боярских, и в крестьянских домах было прядение и ткачество, шитье и вышивание. Девушек и женщин, овладевших этим искусством, особенно уважали. Крайне обидными для девочек в те времена были прозвища «непряха» и «неткаха». Обрядовая одежда – свадебная, крестильная, погребальная шилась особым швом – стежками».
Далеко не все, что создано нашими предками, их бытом и укладом семьи устарело. В современной жизни особенно привлекает ручная работа, где в каждой вещи живое искусство, энергетика мастера, тепло его рук. В Нижегородской области удалось возродить традиции ручного ткачества. В г.Шахунья фабрика ручного художественного ткачества ОАО «Тканые узоры» является единственным в России предприятием, где сохранили приемы ручного ткачества.