Лапти
Широко известным элементом народного костюма стали лапти. Чего только ни говорили о лаптях: и символ-то это нищеты и дикости, и лапотная-то Россия. Между тем, лапоть был ничем не хуже повсеместно распространенных в богатой и цивилизованной Западной Европе деревянных сабо или клумп. Эластичный легкий лапоть, куда в морозы можно и мягкого сенца сунуть, суконные онучи потолще навернуть, гораздо гигиеничнее и удобнее неуклюжих жестких тяжелых колодок, в которых ходили немецкие, французские, бельгийские, голландские, датские, норвежские крестьяне. Плотно сплетенный лапоть не сразу намокал. Но главное – лапти были крайне дешевы и доступны.
Обычно их плели старики, негодные уже ни к какой иной работе, либо же этим занимались между делом, например, пастухи на пастбище. Материал – лыко липовое или вязовое – был общедоступен и ничего не стоил, кроме простой работы; инструмент, кочедык, делался из сучка твердой древесины.
Лапоть был неглубоким, с относительно коротким носком и закреплялся на ноге особым способом: в задник вплеталась петля, в которую продевали тонкую лыковую веревку – оборы, обматывали голень накрест и завязывали под коленом. Предварительно ногу обматывали узкой полосой холста летом, сукна зимой – онучами. Зимой для тепла в лапти клали сено. Это была дешевая, удобная, легкая и теплая обувь. Для прочности лапти иногда «подковыривались» старыми расплетенными веревками. Плелись из старых, разбитых молотком веревок и рабочие лапти – шептуны, чуни. А чтобы выйти на босу ногу во двор к скотине, плели из бересты ступни, из-за жесткости менее удобные, чем лыковые лапти.
Лыко для щегольских лапоток окрашивали в разные цвета соком ягод и надевали с ними не онучи, а цветные узорчатые шерстяные вязаные паголенки.
Л. В. Беловинский в монографии «Власть земли. Русский крестьянин и особенности национального характера» в главе «Быт русского крестьянина» пишет: «Простая это была работа — сплести лапоть, и каждый деревенский подросток уже умел сделать это. Правда, сказывают, что Петр Великий, владевший многими ремеслами и любивший учиться им, взялся как-то сплести лапоть, ковырял-ковырял кочедыком да и швырнул с досады: не хитро заплести лапоть, мудрено свести лыки в пятку».
В музее народного быта имеется не одна пара лаптей и все они разные. У них разное плетение, да и приехали они с разных деревень Нижегородской области. Дарители берегли их как семейную реликвию, как память о родственниках, которые сплели лапти.