Человек. Учитель. Гражданин
очерк
Ему начертано судьбой
Учителем по жизни быть,
Любить людей, творить добро,
Страдать, но никогда не ныть.
Валерий Анатольевич Бугров родился в далеком 1939 году, в небольшой деревеньке Осинки, Горьковской области. Родители его были простыми тружениками, но очень добрыми, приветливыми, светлыми людьми, а, как известно к светлым людям всегда тянутся окружающие; со своими проблемами, горестями и радостями. И для всех родители находили нужные слова, чтобы помочь им. Школьные годы, а это было послевоенное время, запомнились голодом и разрухой. После окончания семилетки, Валерий Анатольевич поступил в Краснобаковский лесной техникум.
В 1958 г. окончив его, уехал по распределению в Лесное хозяйство Архангельской области. А далее – отдал долг Родине, отслужил три года в армии.
Отслужив, поступил в Енисейский педагогический институт на историко- филологический факультет, по специальности-учитель истории.
Надо сказать, что на том же факультете училась и будущая супруга – Валентина Михайловна. Будучи на втором курсе молодые люди поженились.
Именно она стала его музой, единственной любимой женщиной, соратницей и единомышленником на всю жизнь.
Надо отметить, что Валерий Анатольевич с младых лет был человеком очень активным, энергичным и всюду, где он учился и работал, был центром увлекающим всех за собой. Он играл на баяне, пел, читал стихи.
Будучи совсем молодым, он 26-ти лет от роду был назначен директором школы-восьмилетки в с. Артюгино, Богучанского района, Красноярского края.
Уже тогда он, как руководитель школы, учитель истории, зачинатель многих школьных мероприятий проявил себя как яркая, неординарная личность.
При нем оживилась спортивная жизнь школы, стенды школы были заполнены спортивными кубками и грамотами. А главное - была привита любовь к спорту, стремление побеждать и не отступать перед трудностями.
Валерий Анатольевич стал создателем и руководителем школьного хора. Когда на сцене поселкового клуба выступал хор школьников, в зале не хватало мест для слушателей.
Шли годы, но несмотря на успехи его лично и школы которой он руководил, его не оставляла мысль вернуться в родные края на нижегородчину, как он сам говорит.
И в начале 70-х годов семья Бугровых возвращается домой. В это время, решением областных властей, в пос. Ильиногорск начали возводить свиноводческий комплекс совхоз-комбинат им. 50-летия СССР.
Естественно, рядом с этой гигантской стройкой, строился и поселок, и закладывался фундамент будущей Ильиногорской школы № 53. Именно этой школой и было предложено руководить В. А. Бугрову.
Преодолевая, все сложности и трудности, школа была построена и в 1972 году она приняла первых учеников. И здесь, встала наиглавнейшая на тот момент задача – из людей разных по возрасту, по уровню подготовки и с разным стажем педагогической работы – создать коллектив единомышленников. И Валерию Анатольевичу, это удалось, Сложился замечательный творческий коллектив, Он, как мудрый руководитель, бережно относился к каждому учителю, поддерживал любую инициативу, которая обогащала школьную жизнь.
А вот как вспоминает о нем старшая пионервожатая в те годы, а ныне заместитель директора и преподаватель русского языка и литературы школы № 53 Ватулина Наталья Алексеевна.
Он всегда говорил: «Мои учителя – самые лучшие, самые талантливые!» И педагоги стремились соответствовать этому т.к. видели и ощущали, что он талантливый руководитель, человек, прекрасно владеющий словом, тонкий дипломат в отношениях с людьми, отличный учитель истории».
Школа стала центром пос. Ильиногорск, здесь кипела и бурлила жизнь. Ребята с удовольствием участвовали в кружках, проводили вечера, посвященные праздникам, всевозможные конкурсы.
Каждый ученик чувствовал, что школа – это его второй дом, что ему доверяют, в него верят, с ним советуются. И к каждому он умел найти свой подход.
Он всегда говорил: «Я никогда не делил своих учеников на слабых и сильных, плохих и хороших, все они были для меня, прежде всего, людьми».
С каждым годом, Ильиногорская школа все больше и больше завоевывала славу одной из лучших, не только в области, но и на уровне РФ. И вот в 1982 году его приглашают в г. Дзержинск возглавить педагогическое училище. И снова все пришлось начинать с нуля. Под училище выделили здание бывшей школы № 3, что на улице Грибоедова. Несмотря, на его солидный опыт руководства образовательными учреждениями, ему было архитяжело. Во-первых, нужны были профильные кабинеты, а непросто классы т.к. нужна была профессиональная подготовка будущих учителей и воспитателей детских садов. Во-вторых, набор студентов предполагался, не только из г. Дзержинска, но, в основном из области, а это значит кроме учебных кабинетов людям надо было где-то проживать.
Вот как об этом времени вспоминает Валентина Александровна Белякова, замдиректора по учебной работе, Заслуженный учитель РФ, проработавшая с Валерием Анатольевичем двадцать лет: «Я помню, когда я в первый раз увидела его – это было в кабинете 1-го замдиректора педучилища Новожиловой Анны Федоровны (она меня пригласила работать на заведование отделением).
Он вихрем влетел в кабинет, в рабочей одежде, весь взмыленный, взлохмаченный. Он практически произнес одну фразу:
- Я привез столы, все.
Анна Федоровна представила меня.
- Вот, наш будущий заведующий отделением.
Он ответил:
- Хорошо, занимайтесь этим вопросом.
И он моментально удалился т.к. занимался подготовкой первых двух этажей под учебный процесс, а третий этаж под общежитие, потому что, первый набор - это были девочки из районов и сел области».
Характеризуя дальше Валерия Анатольевича, Валентина Александровна очень емко сказала о нем, практически одной фразой: «Это очень неординарный человек, я не знаю даже, какая сторона в нем превалирует; или как педагога, или организатора-руководителя, или хозяйственника. В нем практически все собралось воедино».
Он никогда не был кабинетным руководителем. Он постоянно был там, где работали педагоги, и работал наравне со всеми. А, при всем этом, необходимо было, параллельно решать одну из важных задач – формировать новый коллектив. Люди пришли в училище из разных мест, кто из детских садов, кто из школ.
Из школ пришли педагоги в основном с большим опытом педагогической практики, с большими амбициями, а еще надо было учитывать, что коллектив подобрался, чисто женский. И все это накладывало своеобразный отпечаток на весь учебный процесс.
Но, несмотря на все перипетии, был создан, творчески работающий коллектив, практически, ставший единой командой, которой Валерий Анатольевич очень гордился. За годы его работы педагогический коллектив вырос до 120 человек, а ученический – до 900 человек.
Он сумел весь педколлектив с самого начала настроить, чтобы вопросы этики, эстетики, культуры – в педучилище, а позднее и в колледже (в 1995 г. педучилищу был присвоен статус – Дзержинский педагогический колледж) были главными.
Он всем просто и понятно объяснял, что мы готовим себе смену. И, вот какими бы мы хотели видеть учителя в классе или воспитателя в детском саду, такими мы и должны были их слепить, и все это успеть за два года.
Валерий Анатольевич, как истинный учитель, наставник – всю жизнь заботился о духовном мире ребенка, о его душе. Он на всех совещаниях и конференциях педагогов, неустанно говорил; «Не предавайте душу ребенка, не предавайте и он пойдет за вами».
И здесь, как бы проводя параллель, вспоминаются слова митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая сказанные еще в прошлом веке в 90-е годы: «Священство и учительство-два сословия, которые заботятся о душе человека».
Вот эта забота о душе ребенка, его достоинстве и стала его кредо на всю жизнь. Не зря, весь коллектив всегда отмечал его чуткость, его человечность и какую-то, необыкновенную простоту в общении. Хотя мог быть и официальным, и умел, когда надо потребовать, и спросить с человека.
Под его руководством Дзержинский педагогический колледж стал одним из лучших и в городе, и в области, в РФ. На базе колледжа неоднократно проводились совещания и семинары для руководителей и преподавателей педагогических учебных заведений, которые способствовали распространению педагогического опыта, накопленного в колледже.
Его многолетний, творческий труд не остался незамеченным, в его послужном списке награды и почетные грамоты, дипломы и благодарности городские и областного уровня. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», он награжден Орденом «Знак Почета», значком «Отличник народного просвещения».
Из стен педколледжа вышло много прекрасных учителей, которые работают во многих городах и весях нашей области и РФ. Кстати, в его любимой ильиногорской школе работают учителями аж пятнадцать выпускников колледжа. Все они с благодарностью вспоминают Валерия Анатольевича и всех педагогов, у которых они учились.
Сейчас он на заслуженном отдыхе, но ни дня без дела, он всегда в центре событий и всегда в курсе дел и в школе № 53, и в колледже, и в стране.
Он с удовольствием делится своим педагогическим и житейским опытом с молодыми учителями, участвует в работе педагогических форумов и конференций.
Однажды, на вечере встречи выпускников в ильиногорской школе № 53, куда он был приглашен – его появление, зал встретил стоя. В процессе вечера к нему подошли выпускники и сказали слова, которые дорогого стоят: «Уважаемый Валерий Анатольевич! Мы до сих пор вспоминаем Вас и ваши уроки истории. Мы до сих пор помним, как Вы, учитель, прививали нам доброту, красоту, чистоту» Вот ради таких слов стоит жить и сеять разумное, доброе, вечное!
Даже там, где он сейчас живет (он уже много лет живет не в городе) соседи по поселку уважительно называют его, не иначе, как Учитель. Это оценка его человечности, его неиссякаемого желания помочь людям – словом, делом, советом.
И, напоследок, хотелось бы поведать о его, еще одной творческой жилке. Это его стихи, пишет их он уже много лет и написано много. Их хватило бы не на один сборник. Он не только пишет, но и замечательно их читает на всех праздниках и вечерах, и в школе, и педколледже, и во дворцах культуры.
Когда читаешь его стихи, от которых светлеет на душе, или начинает учащенно биться сердце, понимаешь, что так может писать только, человек неравнодушный к окружающим его людям, человек любящий жизнь, любящий людей и имеющий большое, доброе сердце.
Васягин Г. М.