Соловьев Николай Александрович
краевед, журналист
Дзержинск – фронту.
Когда заполыхало пламя войны
С момента опубликования в «Голосе ветерана» инициативы – «Обращения Нижегородского городского Совета ветеранов войны и труда к главе Нижнего Новгорода, общественным организациям и гражданам города и области» с ходатайством перед выше сидящими органами исполнительной и законодательной власти о присвоении Нижнему Новгороду почетного звания «Город воинской славы», я внимательно слижу за публикациями на эту тему.
И каждый раз мне хочется рассказать о том вкладе, который внесли в общую победу над фашистской Германией коллективы, заводы г.Дзержинска, которые работали под лозунгом: «Все для фронта – все для победы!».
Без исключения, с начала Великой Отечественной войны, все химические заводы Дзержинска перешли на выпуск продукции для нужд фронта. О важности химических заводов для Германии говорят ряд фактов. Если в самом начале войны, перед авиацией Фюрера была поставлена задача, разбомбить, снести с лица земли Горьковский автозавод, выпускающий автомобили и другую военную технику, то город химиков Дзержинск оставить на потом, хотя немецкие бомбардировщики, летавшие вдоль Оки, бомбить автозавод, пролетали мимо Дзержинска. И лишь случайные, вынужденные самолеты сбрасывали свой смертоносный груз, где придется. Специальных налетов целевых бомбардировок на город химиков не было. А почему?
Дело в том, как выяснилось после войны, что «ИГ – Фарбениндустрия» и другие немецкие химические концерны уговорили Гитлера не бомбить Дзержинск, с тем, чтобы после его скорого захвата (а на это надеялись в Германии) заводы города целехонькими достались в их руки. Если бы Гитлер знал, какая мощная «бомба» заложена в городе химиков, то он тут же дал приказ срочно разбомбить Дзержинск. Что за секретная «бомба» была заложена в Дзержинске, судите сами?..
Первое: здесь с 1916 года работает завод по производству взрывчатых веществ – завод им. Я.М.Свердлова под номером п/я – 5. Кроме того, этого он выпускал большое количество авиабомб, снарядов и т.д. Бывший работник этого завода, выпускник Дзержинского аэроклуба, боевой летчик – штурмовик, Герой Советского Союза М.А.Просвирнов, прошел всю войну, участвовал в штурме Берлина, в 1945 году базируясь на Центральном аэродроме Берлина, при подготовке своего штурмовика к бою, обратил внимание на ящик со снарядами. На нем было написано: «Изготовитель п/я 5». «В тот момент, - рассказывает Михаил Алексеевич – у меня от радости сердце буквально сжалось в комок. Я вспомнил свой завод, где работал до войны, и вот сейчас, когда мы в Берлине, вот закончится война, мои земляки работники завода им. Я.М.Свердлова прислали «гостинцы» для недобитых фашистов.
Осенью, 1941 года, при первом налете немецких бомбардировщиков на Горьковский автозавод, сильно был разрушен главный конвейер и ряд вспомогательных цехов, в том числе «изранены» большие емкости с мазутом, которые стояли на берегу Оки. Рядом с ними стояли баржи, только что подошедшие для разгрузки, но мазут в емкости сливать было нельзя, он предназначен для ТЭЦ, обеспечивающую теплом весь автозавод.
Первым на помощь автозаводцам пришли Дзержинские металлисты, специалисты, с только что вышедшего в строй действующих: «Игумновского завода металлоконструкций» - нынешний завод «Химмаш». Бригада Г.И.Мочалова в кротчайший срок залатали раны в нефтеналивных емкостях, мазут перекачали в них, и ТЭЦ дала необходимое тепло. Химмашевцы немало выполнили работ по восстановлению главного конвейера. Вместе с тем, завод металлоконструкций выпускал большое количество противотанковых ежей из рельсов, которые были так необходимы фронту, когда немецкие войска вплотную подошли к Москве. Завод выпускал различные металлические емкости для бензина, разборные бензопроводы, а так же направляющие (рельсы) для гвардейских минометов «Катюша», которые делали на Горьковском автозаводе.
Весной 1942 года, блокадный Ленинград оказался в труднейшем положении, прекратила свое существование «дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера – лед растаял. В городе на Неве были исчерпаны все запасы горючего, доставляемые по «Дороге жизни», из-за чего на «голодном» пайке кое-как работала боевая техника. Тогда из Москвы химмашевцам пришел строгий приказ – направить в распоряжение комитета Обороны бригаду специалистов, сварщиков – сборщиков, чтобы в кротчайший срок изготовить из стальных труб бензопровод длиной 30 км и уложить по дну Ладожского озера, чтобы Ленинграду дать горючее. Это тогда был эксперимент, которому не было аналога в мире. Бригаду из 7 человек возглавил И.И.Мохов. Несмотря на все трудности и сложности (участок, где изготовили этот бензопровод, постоянно подвергался налетам немецких самолетов).
К началу июня 1942 года, бензопровод по дну Ладожского озера был проложен и дал Ленинграду так необходимый бензин. Город ожил и выстоял, против жесточайшей блокады, которая длилась 900 дней и ночей.
Вот один из примеров, о том вкладе, который внесли дзержинцы в Великую победу над гитлеровской Германией. Пущенный в эксплуатацию, в конце 1939 года завод «Заводстрой» - «Капролактам» тогда выпускал хлор и каустик, так необходимый для военно-промышленного комплекса. В 1940 году «Заводстрой» уже выпускал хлора и каустика 25% от общего выпуска в стране. Кроме того, здесь работал цех тройного сплава, из которого вырабатывали этиловую жидкость, для повышения активного числа бензина, особенно для авиационного бензина, что имело немаловажное значение в работе военной техники, экономии самого бензина. В это время в Дзержинске строился завод «Ява» - ныне ОАО «Синтез», предназначенный для большого производства по выпуску этиловой жидкости. Цех тройного сплава перевели на завод «Ява» и уже через два месяца, как началась война, производство этиловой жидкости вышло на проектную мощность.
На заводе «Заводстрой» - «Капролактам» к началу войны было налажено производство по выпуску водорода, этим газом заполняли аэростаты, которые охраняли небо Горького и Дзержинска от налета вражеских самолетов, особенно на заводы, выпускающие военную продукцию.
Большой вклад в победу над Германией внес коллектив только что построенного завода «Рулон», ныне завод «Оргстекло». Здесь выпускали прозрачное листовое оргстекло. В кротчайший срок на этом заводе наладили выпуск «прозрачной брони» для танков и самолетов, которая заменила старую броню сделанную из силикатного стекла, армированного тонкой металлической сеткой. «Прозрачная броня» из оргстекла была намного прочнее и спасла жизнь тысячи летчиков и танкистов.
На старейшем заводе Дзержинска ЧХЗ (Чернореченском химическом заводе) – сейчас «Корунд» главным химиком предприятия, дважды лауреатом Государственной премии Г.М.Стронгиным была разработана технология, а затем построено производство гексахлоран, спорофоров ЧХЗ - 51 и ЧХЗ – 21, изоцианатов, противотуберкулезного препарата «Паск», которым была спасена жизнь многих фронтовиков от страшной болезни – туберкулез. Г.М.Строгин разработал и наладил выпуск противотанковой незамерзающей самовоспламеняющей жидкости (КСТ), которая расшифровывается так: К – Климахин А. М. – директор завода, С – Строгин Г. М. – главный химик ЧХЗ, Т – термическая жидкость. В начале октября 1941 года чернореченцы послали первую партию КСТ, для уничтожения гитлеровских танков, рвавшихся в Москву. В первый год войны бутылки с горючей смесью были главным и единственным оружием против танков. В битве под Москвой с помощью «КСТ» было уничтожено 2500 танков врага. Безотказно она действовала и в суровую зиму 1942 году в боях под Сталинградом. Выпускаемый на ЧХЗ аммиак – удобрение для «хлебных полей», в годы войны стал одним из составляющих компонентов при изготовлении пороха. Без него не выстрелит не пушка, ни винтовка.
За тот вклад в Победу в Великой Отечественной войне, коллектив ЧХЗ был награжден Красным Знаменем Комитета Обороны СССР, оставленное на заводе на вечное хранение. При вручении этой награды коллективу, Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин сказал: «Хочу особо отметить выдающийся вклад в Победу коллектива Чернореченского химического завода, руководимого товарищем Климахиным».
Кстати, Красными знаменами Комитета Обороны СССР награждены Дзержинские заводы «Синтез», «Оргстекло», «Химмаш», ЧХЗ им. М.И.Калинина – «Корунд», «Заря», «Завод им. Свердлова» Они оставлены на вечное хранение в этих предприятиях.
Тогда совсем молодой завод «Заря», в большом количестве выпускал активированный уголь и делал противогазы. Особо важной продукцией были пластины регенерации воздуха для подводных лодок, которые не могут без них находится под водой.
Небольшая канатная фабрика изготовила тысячи километров различных канатов для Военно-морского флота.
Вот такой вклад внес в Великую победу город химиков Дзержинск, который мог вполне претендовать на присвоение звания «Город воинской славы». Кроме выпуска военной продукции существующий до войны аэроклуб им. Н. П. Каманина подготовил и выпустил более 300 уч. летов – курсантов, которые были направлены в военные училища летчиков и в годы войны приняли активное участие в боевых действиях, 9 воспитанников аэроклуба стали Героями Советского Союза. 27 тысяч дзержинцев награждены боевыми орденами и медалями. 26 из них удостоились высшей награды Родины – Звезды Героя Советского Союза.