Марышева Светлана Семеновна,
кандидат педагогических наук,
преподаватель ГБПОУ «ДХТ имени Красной Армии»
Дзержинский художник Николай Бурдастов
«Дарил он людям красоту,
Переплавляя сердцем краски,
Смотрел на мир светло и ясно,
Нес веру, свет и доброту…»
Л. Л. Пеньковская
Николай Юрьевич Бурдастов – блистательный живописец, наш земляк, украшавший своими картинами художественные выставки Дзержинска. Патриот родного края и певец его красоты. Слава художественного Дзержинска. Член Союза художников России, заслуженный художник Российской Федерации, приверженец школы русского академического реализма. Состоял в московском объединении художников – реалистов «Москворечье». Был членом Совета этого творческого объединения. Неоднократно был руководителем потока художников-реалистов, выезжавших на Академическую дачу имени И.Е. Репина под Вышним Волочком, для совершенствования пейзажного мастерства. Его талантом и картинами по праву может гордиться город, область, страна. Картины Николая Юрьевича Бурдастова хранятся в музеях и частных коллекциях России, Англии, Италии, Германии, Испании, Франции, Финляндии, Китая, Японии, США. В своих работах он восхищался русской природой, архитектурой, человеком. В марте 2015 года Бурдастова Николая Юрьевича не стало. Тяжелая болезнь оборвала его жизнь, но память о нем жива в его чудесных полотнах.
Как же в нашем химическом, не очень художественном, городе сформировался художник такого большого масштаба? Откуда у него появилась неодолимая тяга к живописи? Как родился в нем художник?
Николай Бурдастов родился в мае 1946 годе в городе Майкопе Краснодарского края. Там, в теплом крае в гармонии с природой прошло его детство. Рос в большой гармоничной доброй семье, где его все любили. Как все дети Николай любил рыбачить, купаться, но еще очень любил рисовать. Первый опыт рисования получил от школьного учителя, профессионального художника Лещенко. Способствовала формированию интереса к живописи дружба с сыном художника и то, что были они соседями. Учитель занимался рисованием дополнительно с обоими мальчиками. Однако художественной школы в Майкопе не было. Шло время. Жизнь изменилась. В 1960 году семья переехала жить в г. Дзержинск. Здесь была художественная школа. Его приняли сразу во второй класс, увидев в мальчике художественное дарование, трудолюбие и любовь к живописи.
После художественной школы Брудастов продолжил обучение в Горьковском художественном училище, которое закончил с отличием в 1972 г. Затем до 1978 года было обучение во Всесоюзном государственном институте кинематографии им. С. А. Герасимова. В 1982 г. Н. Ю. Бурдастов стал членом Союза художников СССР. Его произведения экспонировались на многочисленных зональных, республиканских, всероссийских выставках и за рубежом. Картины приобретались музеями, Нижегородской епархией, Московской епархией. Николай Юрьевич на протяжении многих лет вел активную общественную работу в Горьковской, позднее Нижегородской организации Союза. В 90-х годах в Дзержинске создал и возглавил объединение «Реалисты», куда вошли ведущие художники города: А. И. Фролов, Б. И. Синалеев, В. И. Ганьшин, И. И. Еськов, К. П. Еськова, Е. Г. Шалов, А. А. Худиенко, и др. Целью этого объединения стало сохранение национальной традиционной реалистической школы. Бурдастов отмечал, что школа академического реализма сохранилась только в России, и что больше ни в одном государстве такого направления уже нет. В подтверждение приводил слова художника Ренато Гуттузо о том, что русский реализм: «…единственное уникальное явление, сохранившееся в мире», которое требует бережного отношения и сохранения.
Каким был Николай Юрьевич в работе? Отличался невероятным трудолюбием, упорством, собранностью. Бережно относился ко времени - не транжирил его попусту, не позволял себе лениться. Был аккуратен и очень требователен к себе. Работал ритмично. Утром приходил в мастерскую, как на работу, в одно и то же время. Старался писать до тех пор, пока позволял естественный солнечный свет в мастерской. Как стемнеет – мастерил рамки к своим картинам. Не позволял себе никакого «художественного беспорядка». Никогда не говорил: «У меня сегодня нет вдохновения, и поэтому я сегодня ничего делать не буду». Вдохновение – это такое состояние, отмечал он, которое неделю не удержишь. Постоянный труд и наблюдательность смогут подарить вдохновение, а значит – помогут написать картину. Такому отношению к труду, к своей работе могли бы поучиться у него молодые люди сегодня и взять его принципы труда на вооружение. Он кропотливо работал над собой, постоянно учился у великих мастеров, шлифовал свой талант, стремясь достичь высот мастерства. Его картины полны смысла, вдохновения. Одной из важных тем в творчестве Бурдастова, которая занимала его со времен обучения во ВГИКе, была тема православия. По этой причине на вопрос о том, чем для него является творчество – самовыражением или служением – отвечал служением. Он отвечал, что в своем творчестве за основу берет мир божий, до красоты и совершенства которого дотянуться просто невозможно. «У художника нет права искажать этот мир»,- говорил он. Русская реалистичная школа живописи как раз и предполагает такое отношение к миру. На пути самовыражения часто происходит искажение, а это неверно, - говорил Бурдастов. Николай Юрьевич отмечал, что некоторые люди обвиняют реализм в отсутствии развития автора, приравнивая реализм в живописи к фотосъемке. Он считал, что в отличие от объектива, у человека есть два глаза, есть мозг, есть душа и сердце. Этого достаточно художнику для того, чтобы впитывать правду жизни, трудиться и совершенствоваться. Художнику непросто сочетать свои внутренние убеждения о том, что и как надо писать, и реальность жизни. Он любил вспоминать один из удивительных эпизодов своего творчества. В советское время ему поручили заказ – написать картину о провозглашении Советской власти в Варнавино. Тема ему не нравилась, но от заказа отказываться не хотелось. В результате беседы с работниками отдела культуры района выяснилось, что история поселка связана с личностью святого Варнавы Ветлужского, который нес свет учения в этих местах и был великим подвижником. Николаю Юрьевичу удалось переубедить председателя исполкома изменить тему заказа и посвятить картину Варнаве, как оказалось, ученику преподобного Сергия Радонежского. В итоге сегодня в историко-художественном музее Варнавино висит картина Бурдастова «Варнава-строитель» и восхищает посетителей.
Николай Юрьевич Бурдастов считал важным находить время для общения с молодежью. Не раз выступал он перед студентами Дзержинского химического техникума им. Красной Армии, рассказывал о живописи, о непростом труде художника, о том, как себя художественно воспитывать. Эти встречи в душе выпускников техникума остались навсегда. Любил Николай Юрьевич общаться и с педагогами техникума, которые были ценителями его творчества и с удовольствием приходили на выставки его картин в краеведческий музей. Не раз в залах музея звучали слова признательности педагогов техникума за творчество, которое учит в обыденном видеть прекрасное, которое помогает жить.
Николай Юрьевич Бурдастов любил свой край всем сердцем, всей душой. Он глубоко и очень тонко чувствовал русскую природу – любовался тончайшими оттенками цвета в природе. Воспевал неброский спокойный русский пейзаж. Говорил о том, что характерная погода для России по большей части пасмурная, дней в году с ярким солнцем не так много. Он говорил и своим творчеством доказывал, что именно в этой мягкости пастельных, серо-бежевых тонов цвета и света и заключается истинная прелесть тонкой спокойной и нежной красоты русской природы. По словам Бурдастова, среднерусский пейзаж – это чудо, благодать, тихое, незримое присутствие в мире Бога.
Бурдастов считал, что задача художника не одурманить, не одурачить зрителя, а открыть ему глаза на красоту мира. Решению этой задачи и посвятил он свою жизнь. Бурдастова знали и любили дзержинцы. Его картины до сих пор как глоток чистого воздуха. Они лечат души людей, помогают гармонизировать пространство там, где они находятся. Дзержинский врач С. А. Галчин о своих впечатлениях от работ Н. Бурдастова написал как-то в газете «Дзержинец»: «Что является источником волнующего восторга и радости? Наверное, единение моего ощущения с изображением. Русский реализм художников, словно мощная незамутненная река, несет нас по равнинам Нечерноземья…О нашей родине художник рассказывает ясным внятным языком, и мы сопереживаем художнику, радуемся его радостью. А разве не эта цель автора картины?». Действие на людей картин Бурдастова можно назвать настоящей картинотерапией. В предисловии к альбому Николая Бурдастова» известный журналист Сергей Чуянов отмечал: «Он – художник, поэт родной земли. Личность и Мастер. Этим он и интересен для тысяч людей, которые застывают в раздумьях и в восхищении перед его полотнами».