Соловьев Николай Александрович
Тот самый трудный бой
22 июня 1941 года в первую же ночь войны Севастополь подвергся нападению фашистской авиации. Восемь месяцев продолжалась героическая оборона Севастополя и только в июле 1942 г. фашистам удалось захватить сожженный, разрушенный город, но покорить советских людей они не смогли. В летописи героических подвигов советского народа в годы Великой Отечественной войны Севастополю отведено одно из почетнейших мест. Беспримерное мужество и героизм советских воинов, освобождающих город от фашистских захватчиков в памятные дни мая 1944 года одна из ярчайших страниц истории нашей Родины.
7 мая 1944 года началось наступление наших войск на главном направлении по освобождению Севастополя на участке Сапун-горы. Очень важная роль в этой операции командование отводило авиации.
Еще в апреле в Крым ближе к Севастополю перебазировался 686 штурмовой авиаполк, входивший в состав 8-й воздушной армии, где воевал наш земляк – дзержинец Е. А. Сухарев, прошедший боевой путь от Сталинграда до Севастополя. Тогда перед старшим лейтенантом командиром эскадрильи штурмовиков Е. А. Сухаревым была поставлена задача: расчистить на Сапун-горе коридор для прохода сухопутных войск, которые вот уже неделю не могут продвинуться ни на шаг к Севастополю.
Сапун-гора представляла собой каменный лабиринт, построенный в несколько ярусов, где из каждой щели наступающих встречал разящий огонь противника. А на самом гребне были установлены десятки зенитных батарей. Ветераны рассказывают: «...7 мая в 9 часов утра огненный смерч взметнулся над Сапун-горой. Яркая синь весеннего крымского неба померкла в тучах дыма и пыли. Это началась наша артиллерийская и авиационная подготовка к штурму. Земля дрожала от разрывов снарядов и авиационных бомб. Под прикрытием двойного огневого вала наши войска двинулись к вражеским траншеям. Гитлеровцы встретили их ожесточенным огнем. В этот момент на помощь нашей пехоте и пришли летчики-штурмовики».
Очень трудным для наступления был участок от Федюхиных высот до подножия Сапун-горы. Именно туда направили эскадрилью штурмовиков, которую возглавлял старший лейтенант Е. А. Сухарев.
И вот штурмовики в воздухе. Сверху хорошо видна панорама боя. Наши войска в долине, а склон довольно крутой горы буквально нашпигован фашистскими пулеметными и минометными гнездами, дотами, дзотами.
Позже стало известно, что на этом участке фронта на одном километре переднего края фашистами было установлено по 2-3 дота, 5-7 дзотов, около 120 пулеметов, 30 минометов. Эту эшелонированную в глубину на восемь километров оборону, немцы называли «каменным фронтом». На склонах Сапун-горы противником было оборудовано 3-4 яруса траншей, насыщенных противотанковыми средствами, пулеметами, артиллерийскими точками. На вершинах окружающих гор размещались зенитные батареи.
Вражеские зенитчики, заметив приближающиеся штурмовики, еще издали открывали по ним огонь. Ведущий группы штурмовиков старший лейтенант Е.А. Сухарев тут же сообразил: «Вверх забираться не следует, плотный зенитный огонь может сразить сразу». В этот же момент пришло второе решение: «Зенитки не могут стрелять вниз. А если прижаться к земле...». Правда, он понимал, что при бомбометании с небольшой высоты есть опасность угодить под осколки собственных бомб. Но ведь прицельный огонь зениток опаснее.
Штурмовики снизились до бреющего полета, зашли в долину Севера, развернулись и пошли в атаку. Расчистить путь пехоте могут только штурмовики, на них надеются, ждут на земле.
На малой высоте, под прикрытием горы, самолеты закружили свою «карусель». Фашистские зенитчики исполосовали все небо огненными трассами. Но на головы фашистов обрушился шквал бомб, реактивных снарядов. Вражеские укрепления разлетались в разные стороны по кускам, переворачивались изуродованные пушки, минометы… Расчет и решение ведущего Сухарева оправдались: «огнедышащая» гора защитила штурмовики от зенитного огня и группа не понесла потерь. Но стоило Сухареву лишь немного поднять самолет при выходе из последней атаки, как штурмовик сильно тряхнуло от взрыва зенитного снаряда. По обшивке пробарабанили мелкие осколки, пришлось снизиться. «Командир, горишь! Садись немедленно!» – раздалось в наушниках. Но Сухарев понял: горит масло из пробитой системы. Это не самое страшное. Страшнее то, что без масла двигатель действительно мог заглохнуть, поэтому садиться нужно было немедленно.
Летчик быстро окинул взглядом местность - ничего подходящего для посадки. И вдруг внизу он увидел дорогу: с одной стороны - тополя, с другой - глубокий овраг. По дороге двигался обоз. Выбора не было. Сбросив газ, Сухарев весь напрягся, сдерживая самолет и направляя его на обочину дороги. Перед самой землей выпустил шасси. Сработали тормоза, машина остановилась недалеко от обоза. Выбравшись из кабины, Сухарев поспешил к стрелку. Тот сидел согнувшись, словно собирал что-то на полу. «Копылов, жив?» «Кажется, да», - ответил старшина и поднялся, протянув руку командиру, он показал горсть осколков. Комбинезон стрелка-радиста был весь иссечен мелкими осколками, процарапавшими комбинезон сбоку и не оставившими на теле даже царапины. «Вот это чудеса!» – удивился командир.
Штурмуя Сапун-гору и освобождая Севастополь, Е. А. Сухарев 15 раз водил в бой своих товарищей и каждый раз его группа добивалась успеха. После освобождения города 686-му штурмовому авиационному полку было присвоено почетное звание «Севастопольский», а командиру эскадрильи этого полка, старшему лейтенанту Е. А. Сухареву - высокое звание Героя Советского Союза. (Всего за освобождение Севастополя 37 воинов освободителей были удостоены этого высокого звания.)
А путь нашего героя, впервые поднявшегося в небо над Окой, начался в далеком 1939 году. За годы войны, пройдя путь от Сталинграда до Прибалтики, Е. А. Сухарев совершил 159 боевых вылетов, уничтожив большое количество вражеской техники, 2 склада боеприпасов, склад ГСМ, 6 железнодорожных вагонов, 30 автомашин и около 600 солдат и офицеров противника. Трижды его сбивали над полем боя и эти самолеты не подлежали восстановлению, но летчик оставался жив и невредим. Только под Сталинградом получил контузию. Четвертый ИЛ-2 Сухарев потерял в боях за Севастополь.
После войны в 1948 году он поступил учиться в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Закончив ее на «отлично», Евстафий Андреевич был оставлен преподавать в академии. Через год Сухарев перевелся в Военно-политическую академию им. В. И. Ленина на факультет, где готовили летчиков-политработников. Закончив адъюнктуру, защитив диссертацию, получив степень кандидата военно-технических наук, Евстафий Андреевич Сухарев 33 года проработал доцентом в академии им. В. И. Ленина.
Почти 50 лет жизни Е.А. Сухарева связаны со службой в армии с авиацией. В мае 1942 года молодой летчик сержант Евстафий Сухарев под Сталинградом сделал первые боевые вылеты на «летающем танке» ИЛ-2. Тогда ему много приходилось летать на штурмовку рвавшихся к Волге вражеских войск, колонн боевой техники и танков.
Самоотверженно сражался в небе Сталинграда и с первого до последнего дня Великой битвы был в боевом строю защитников города-героя. Его заслуги в небе Сталинграда отмечены первым боевым орденом Красного Знамени. Все послевоенные годы Е. А. Сухарев жил в Москве, а в 2002 году его не стало.
В поселке Игумново хорошо помнят и чтят своего земляка-героя, особенно в Бабинской школе № 25, где учился Евстафий Андреевич. Живя в Москве, он частенько наведывался в родные места, пока жива была мать, и каждый раз обязательно приходил в школу на встречу с ребятами дружины, носящей имя Героя Сухарева Е. А.