Вячеслав Коротков. По ту сторону кинокамеры
Попова Мария,
специалист МБУК «Дворец культуры химиков»,
куратор выставочного зала
«Кинороман. Влюблённые в кино»
«Талантливый человек талантлив во всем», - так можно с уверенностью сказать о нашем земляке, кинооператоре Вячеславе Короткове. Его имя пока не известно широкому кругу горожан. Надо признать, что так часто бывает с людьми, которые оказываются «за кадром», «по ту сторону кинокамеры» или, как иногда говорят, «по ту сторону кинематографа». Но стоит задуматься, и мы поймем, что кинематограф невозможен только без операторов, профессионалов, глазами которых мы смотрим наши любимые фильмы. А такие известные советские кинокартины, как «Укротительница тигров», «Два капитана», «Поднятая целина», «Мама вышла замуж», «Даурия», мы смотрим чутким творческим взглядом Вячеслава Короткова.
Наверное, никто не мог догадаться, что здесь, в молодом Дзержинске, развивающемся центре химической промышленности, вырастет человек, который просто создан для профессии кинооператора. Его способности, проявившиеся еще в детстве, умело выявляли и направляли его родители, Евграф Иванович и Юлия Яковлевна. Еще мальчиком во время домашних спектаклей и семейных музыкальных вечеров Слава играл на различных музыкальных инструментах от баяна до скрипки, прекрасно рисовал, увлекался театром, занимался спортом. Уже в школьные годы у Славы проявилась любовь к фотографии и кино. Часто он пропадал в кинозале Народного дома на улице Кооперативной – практически единственного очага культуры недавно рождённого города. Там он познакомился с киномехаником, увлечённым своим делом человеком. И вскоре так освоил кинотехнику, что взрослые киномеханики доверяли ему «крутить кино». А когда на площади Дзержинского открыли кинотеатр «Ударник», Слава и там стал своим. Видя увлечённость сына, родители не препятствовали его поздним приходам домой. Более того, Евграф Иванович подарил Славе фотоаппарат «Смена», что было в то время предметом роскоши. Так кухня дома Коротковых превратилась в фотолабораторию, где Слава колдовал над своими снимками.
Вячеслав рос и всегда был верен своей мечте – быть причастным к кинематографу и стать настоящим кинооператором. Даже в суровые военные годы, когда на Славины плечи легла ответственность и за хозяйство, и за младшую сестру Галю! Чтобы помочь семье Вячеслав сначала работал счетоводом в трамвайном парке, затем поступил в Нижегородский техникум водного транспорта, где студенты находились на полном довольствии.
Практически сразу Слава отправился в свою первую навигацию на двухпалубном пассажирском судне «Карл Либкнехт» линии Горький – Астрахань. Однако сразу же после первой плавательской практики молодой человек забрал документы и поступил в Дзержинский техникум имени Красной армии на механика. Оказалось, что это решение стало судьбоносным. Потому что в том же 1943 году судно «Карл Либкнехт» подорвалось на немецкой мине, и все члены экипажа погибли.
Судьба берегла его. По-прежнему во всем он был первым и жил мечтой. На втором курсе техникума Вячеслав одновременно оканчивал 10 класс вечерней школы – наверстывал упущенное в военные годы. Очень хорошо учился и одновременно творчески совершенствовался, пробуя себя в качества аккомпаниатора, актера и даже конферансье. И вот в его руках диплом техникума, школьный аттестат и большое желание учиться – всё то, что было нужно для поступления в институт, профиль которого он выбирал не по жизненным обстоятельствам, а по душе. Слава попал в число так называемых пятипроцентников, то есть, лучших выпускников техникума, которые имели право, не отрабатывая на производстве, сразу же подавать документы в высшие учебные заведения. Вячеслав непременно воспользовался данной возможностью, подав документы сразу же в два ВУЗа: московский ВГИК и Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ), ныне Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Во ВГИКе отказали, а в Ленинградский институт приняли.
Целеустремленный Вячеслав, поступив на механический факультет ЛИКИ, успешно совмещал учебу с работой. Осваивать профессию помогало и увлечение фотоискусством. Вячеслава вдохновлял Ленинград, город, который помог молодому человеку раскрыться как яркой творческой личности. И на своих фотографиях будущий оператор отображал просторные ленинградские площади и проспекты, каналы, фонтаны, белоснежные дворцовые колонны. А приобретаемый опыт помогал ему с блеском проходить производственную практику, вливаться в новый коллектив, активно принимать участие в технологических процессах. С присущим ему рвением Вячеслав шёл к своей мечте, получая специальность киноинженера.
По окончании института Вячеслав Коротков работал в Свердловской студии научно-популярных фильмов в качестве начальника цеха операторской техники. Уже тогда он принимал участие в съёмках научно-популярных и хроникальных фильмов. Но первый опыт съёмки художественных кинокартин недавний выпускник ЛИКИ получил на киностудии «Ленфильм». Его первыми работами в качестве ассистента оператора стали фильм «Двенадцатая ночь» и комедия «Укротительница тигров», со съемок которой началось плодотворное сотрудничество Вячеслава Короткова с опытным кинооператором Аполлинарием Дудко. Свои впечатления от создания фильма Вячеслав выражал в фотографиях съемочного процесса и на страницах дневника. Вот как описывает начинающий оператор свою работу на картине: «С 3 июля работаю в группе «Пять леопардов» («Укротительница тигров»). <…> Мой шеф – Дудко Аполинарий Иванович. Чувствую себя более уверенно. Во всяком случае, всё переваривается в котелке собственном. <…> У нас не решена проблема: съёмки тигров за стеклами или без них. В конечном итоге, зверей, в основном, снимаем в открытую, иногда рискуя съемочной техникой и собой. <…> (Картина) принимается представителями ГЛАВКа на «отлично». Итак, это моя первая картина, прошедшая успешно. Что будет дальше? Увидим!». Мог ли подумать тогда Вячеслав, что Аполлинарий Дудко напишет ему характеристику, в которой разрешит проводить съёмку художественных фильмов в качестве самостоятельного оператора. И уже в своей следующей картине «Два капитана» Вячеслав Коротков был назначен исполняющим обязанности оператора. Чувствуя в своем подопечном огромный потенциал, Аполлинарий Дудко давал ему почти невыполнимые задания. Например, во время стремительно и безысходно надвигающейся весны самостоятельно «добыть» кадры мощного прибоя на скалы в зимних (!) условиях. До сих пор сохранилось письмо Аполлинария Ивановича Вячеславу, в котором он подробно, с огромной заботой описывает план съёмки, даёт полезные советы и даже рисует карту местности, рассказывая, как добраться до нужного пункта. А добираться нужно было не только на морском транспорте, но и на лыжах. Оказавшись один на один с суровой Арктикой, Вячеслав выполнил поручение наставника и, словно трофей, привез уникальные, выразительные кадры, которые вошли в картину «Два капитана».
Вячеслав постоянно творчески рос и развивал навыки кинооператорского искусства. Он прошел путь от ассистента до главного оператора и оператора-постановщика. Уже в 1956 году практически самостоятельно за короткое время снял весь художественный фильм «Невеста» по одноимённому рассказу Чехова. Кстати, именно благодаря художественному чутью Вячеслава Евграфовича главную роль в картине получила актриса Татьяна Пилецкая. Дело в том, что на этапе фотопроб худсовет был категорически против утверждения данной актрисы на главную роль Наденьки. Ведь Т. Пилецкая ассоциировалась у критиков с отрицательной героиней из картины «Разные судьбы». И тогда Вячеслав Коротков настоял на проведении кинопроб. Он отснял сцену катания на качелях, где юная Наденька ощущает радость и восторг от полета, и прокомментировал: «Мы будем снимать Пилецкую в таком ключе». Так, с легкой руки Вячеслава Татьяна Пилецкая впервые в жизни сыграла главную положительную роль.
По иронии судьбы через 12 лет после съёмок «Укротительницы» тандем Дудко – Коротков работал над картиной «Сегодня новый аттракцион» по сюжету Константина Константиновского. Но на этот раз Аполлинарий Дудко был сорежиссёром, а Вячеслав Коротков – главным оператором.
Вячеслав Евграфович работал со многими режиссерами на киностудиях «Ленфильм», «Мосфильм», «Киргизфильм», «Таджикфильм» и пробовал себя в разных жанрах от документальных короткометражных очерков до киноповестей. Он проявлял себя талантливым кинооператором с тонким художественным вкусом, творческим подходом к воплощению режиссерских заданий.
Судьба отвела Вячеславу Короткову до обидного короткую жизнь. Но кинематограф, которому так самоотверженно служил Вячеслав, ответил ему взаимностью. До сих пор зрители любят фильмы, в которых дзержинский парень, поверивший однажды в свою мечту, с помощью кинокамеры отразил свое виденье мира.
Список источников и литературы
1. Материалы личного дела В.Е. Короткова // ЦГАЛИ СПб. Ф.257. Оп. 19. Д.449.
2. Кочетков, В. Повышают качество учебы // Дзержинец. – 1946. – 21 января. - № 11. – С. 1.
3.Тендора, Н. Я. Изольда Извицкая. Родовое проклятие. – М.: Алгоритм, 2007. – 384 с.
4. Шальнов, С. Вячеслав Коротков: судьба и творчество // Дзержинец. – 2001. – 4 апреля. - № 52. – С. 3.
5. Шальнов, С. Изольда и Вячеслав // Дзержинское время. – 2012. – 21 июня (№ 24). – С. 3, 13.
6. Шальнов, С. М. Дзержинск – наш дом. – Н. Новгород: Литера, 1999. – 153 с.