Кириленко Н.Н.
Жизнь Чернорецкой волости Балахнинского уезда:
обзор периодической печати конца XIX – начала XX вв.
(выступление на краеведческих чтениях в ДДЮТ 27.03.2016)
О жизни Чернорецкой волости можно найти сведения в различных периодических изданиях того времени, в том числе в таких как «Нижегородские епархиальные ведомости» (1864-1905), «Нижегородские губернские ведомости» (1838-1918), «Нижегородская Земская газета» (1903-1916), «Нижегородский листок» (1901-1916) и др.
В конце XIX века во многих газетах освещается тема раскола русской церкви. Начиная с 1860-х гг. в статьях «Нижегородских епархиальных ведомостей» печатались исследования по истории раскола. В 12 номере за 1868 год анализируются статистические данные по количеству раскольников в Нижегородской губернии. Указывается, что «…всех раскольников в Империи считают приблизительно до десяти миллионов, из коих на долю Нижегородской губернии можно положить до 50 000 обоего пола на все население. <…> Раскольники находятся почти во всех уездах»1.
Здесь же автор статьи сетует на неточные данные, так как они «…составлялись иногда произвольно»2. И в подтверждение своих слов приводит историю, случившуюся в Чернорецкой волости Балахнинского уезда в 1864 году. Отец Парфений рассказывает, как по милости десятка богачей, «...совратившихся в раскол, и из-за выгоды полицейских властей», 2000 душ православных попало в число раскольников. Вот как было дело: вся Чернорецкая волость на молитву собиралась в ветхой деревянной церкви, едва вмещавшей и четвертую часть прихожан своих, и потому православные решились испросить разрешение выстроить церковь каменную, вместо деревянной – ветхой». Раскольники уговорили выборных от крестьян просить Местного архиерея выстроить им каменную церковь единоверческую». Они знали, что Владыка не разрешит <…> перейти в единоверие, т.е. совершать службу по старым книгам, со старыми обрядами; а вот полицейское начальство обещало похлопотать им от гражданской власти разрешения построить каменную часовню. Так и случилось.
Не зная о хитрой увертке своих богачей – отщепенцев, мужички чернорецкие заготовили материал на мирские деньги, и приступили уже к работе, как вовсе неожиданно прибыл к ним протоиерей из города, чтобы увещевать их покинуть суеверства, к которому будто бы обратились они. Услышав такую напраслину, народ не знал, что и отвечать от изумления, и когда протоиерей объяснил им вследствие чего духовное начальство почитает их за раскольников, то бедные мужички подняли суматоху страшную; бросились к строящейся часовне, разобрали ее совершенно, и вскоре продали весь материал».
Первоначально эта история была опубликована в «Душеполезном чтении» за 1864 год в июльской книжке и называлась «Несколько слов по поводу передовой статьи о расколе в 81 номере Московских ведомостей 1864 г.
Перейдем к другим сторонам жизни жителей Чернорецкой волости.
21 декабря 1872 года Совет торговли и мануфактур Минфина учредил Комиссию по исследованию кустарной промышленности в России. В Комиссию вошли представители связанных с сельским хозяйством и мелкой промышленностью ведомств и члены ученых обществ. Председателем был заместитель министра финансов Е.А. Петерсон, с 1875 года – член Совета торговли и мануфактур Е. Н. Андреев. Исследования были проведены в 23-х губерниях Европейской России. А результаты исследований опубликованы в 16 томах.
В 1881 году в Петербурге в типографии В. Киршбаума, в доме Министерства Финансов был издан выпуск № 7 «Труды Комиссий по исследованию кустарной промышленности в России», в котором дается подробный отчет исследования судостроения в Чернорецкой волости Балахнинского уезда. Здесь же приводится описание местоположения и количества населения Чернорецкой волости.
Комиссия указывает, что «Административный центр волости, с. Черное, более употребительно другое название – Черноречье, находится в 34 верстах от Нижнего, при станции Черной Московско-Нижегородской железной дороги, и в 5 верстах от Дуденевской пристани на Оке, при с. Дуденево Горбатовского уезда, к которой пристают пароходы и которая слывет самою богатою лесною пристанью на Оке в пределах Нижегородской губернии – сюда ежегодно прибывает до 15000 бревен. Близость железной дороги и пароходной пристани, близость Оки, которая течет в нескольких десятках саженей от некоторых селений, все это способствует большому развитию промышленной жизни в этой волости. И действительно, едва ли в Нижегородской губернии найдется другая местность с такой кипучей разнообразной деятельностью, какова Чернорецкая волость. Близость Оки и давняя привычка, вследствие этого, жителей к судоходству обусловливают развитие и существование здесь кустарного промысла – судостроения»3.
Что же интересного из указанного выше исследования узнала вся Россия о Чернорецкой волости? Кроме подробного описания судостроительного промысла, приводятся очерки жизни и быта чернореченцев в конце XIX века. В частности, один из исследователей, член комиссии указывает, что «Относительно пищи, внешнего образа жизни, одежды и т.п., чернореченцы живут хорошо; такого привольного образа жизни я не встречал нигде в Нижегородской губернии. Одеваются здесь в мещанский костюм, в рубашки с манжетами, сюртук и брюки навыпуск, смазные сапоги, - одним словом даже более, чем по-мещански. Пожилые мужчины по одежде похожи на лоцманов; женщины в праздничные дни ходят в платьях и кофточках, по-мещански, а не в сарафанах по-крестьянски.
Избы у чернорецких крестьян просторные, чистые, постоянно с занавесками и цветами на окнах; в каждой избе, где есть не старые муж и жена, стоит двуспальная кровать с подушками и одеялом, закрытая белым пологом местного тканья; на дворах нет намека на солому.
Пища тоже очень хорошая, сравнительно со многим множеством других местностей: непременно однажды или дважды в день чай; белый хлеб никогда, даже в будничные дни, не переводится; у богатых жителей, а таковых в Черноречьи не мало, постоянно бывает за обедом мясо; богатая часть населения по образу жизни похожа на купцов мелкой руки. Одним словом, здесь большинству живется привольно, богато, от существования многих выгодных промыслов, от большого развития торговли и судоходства»4.
Весьма подробно описывается одежда, в которой ходили чернореченцы с указанием ее стоимости в базарный день. Примечательно, что «Каждая чернорецкая девица или молодая женщина непременно должна иметь шелковое платье руб. в 20, одно или 2 шерстяных (без шерстяного платья не пустят в хоровод) и несколько ситцевых сарафанов»5.
И далее высказывается предположение, что «…эта одежда справляется не каждый год (в том числе верхняя одежда и обувь, - прим. автора); можно положить, что она изнашивается средним числом в 6 лет». Невольно вспоминается часто употребляемое выражение современной женщины «Мне нечего надеть» при наличии битком набитого шкафа-купе до потолка с многочисленными нарядами. Или может быть дело в качестве нарядов? Чернорецкой девушке не было необходимости каждое лето покупать новое платье, так как ее одежда не теряла своего внешнего вида в течение 6 лет.
Рассматривая тему доходов и расходов семьи мелкого судопромышленника Чернорецкой волости, исследователи пришли к следующему выводу: «…семья эта может жить хорошо, не нуждаясь… Могут быть даже остатки, которые при бережливости, могут обращаться в капиталы, вследствие чего мелкий судопромышленник может сделаться крупным из расходов и прихода семьи даже мелкого судопромышленника можно видеть, что в Чернорецкой волости беднейшая часть населения живет роскошно в сравнении со многим множеством других мест Нижегородской губернии»6.
Достаточно часто публиковались различные материалы о Черноречье и в «Нижегородской земской газете». Это еженедельное издание Нижегородского губернского земства.
В № 4 за 1904 г. в разделе «Правительственные распоряжения и сообщения» сообщается о переименовании станции московско-нижегородской железной дороги: Черное в Растяпино.
И здесь же, следующим абзацем криминальная хроника Балахнинского уезда, которая именуется как «Смертельные побои».
«В деревне Бабино Чернорецкой волости, на днях произошла дикая расправа, окончившаяся печально. В этой деревне случился крестьянин деревни Юрьевца Петр Постнов, в чем-то не поладивший с местными крестьянами. Последние из числа 7 человек так жестоко избили Постнова, что несчастный по доставлении домой, вскоре же умер»7.
Итак, извлекая интересные сведения об истории нашего края, как из сохранившихся старых периодических изданий, монографий, так и коллективных сборников, не следует забывать о главном – представленные фрагменты из жизни чернореченцев – лишь малая часть большой истории. И если в конце XIX – начале XX в. газетные заметки представляли собой лишь текущие новости, то сегодня, это, несомненно, история.
Примечания
1. Нижегородские епархиальные ведомости. – 1868. - № 42. – 15 июня. – С. 461.
2. Там же.
3. Кустарная промышленность Нижегородской губернии. Судостроение в Чернорецкой волости Балахнинского уезда // Труды комиссий по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. VII. – С. Петербург, 1881. – С.787-798.
4. Там же. – С. 790.
5. Там же. – С. 793.
6. Там же. – С. 795.
7. Нижегородская земская газета. – 1904. - № 4. – С. 69.