Централизованная библиотечная система г. Дзержинска

Собрать все самое ценное. Передать все самое лучшее.

  • Наши библиотеки
    • Детские библиотеки
    • Взрослые библиотеки
    • Поселковые библиотеки
  • Миссия
  • Электронный каталог
  • Музеи
    • Музей Николая Рубцова
      • О музее Н. Рубцова
      • Музейные новинки
      • Исследования и доклады
    • Музей народного быта
      • О музее
      • Виртуальные экскурсии
      • Фотоархив музея
  • Клубы
    • Городской клуб краеведов
    • Любопытная Варвара
    • Надежда
    • Огонек Рубцова
    • Умелые ручки
  • Краеведение
    • Что читать о Дзержинске
    • Стихи о Дзержинске
    • Изба-читальня
    • Тематические списки
      • История Дзержинска
      • Туристический потенциал
      • Дзержинск в годы ВОВ
      • Районная печать в годы ВОВ
      • Дзержинцы-герои
      • Памятники воинам ВОВ
      • Незабываемый парад
      • Комсомол Дзержинска
      • Поселки Дзержинска
      • Улицы Дзержинска
      • Химики Дзержинска
      • Дзержинская экология
      • Дзержинский трамвай
      • Дзержинск литературный
      • Горький в Черноречье
      • Горький: взгляд из XX века
      • Театры Дзержинска
      • Отец Сергий (Муратов)
    • Краеведческие тесты
    • Городской клуб краеведов
    • Комсомольский оперотряд
    • Местная пресса
      • Дзержинец
      • Бесплатные объявления
      • Городская газета
      • Горожане
      • Дзержинская панорама
      • Дзержинские ведомости
      • Дзержинские новости
      • Дзержинское время
      • Красный химик
      • Новости Дзержинска
      • Промышленный вестник
      • Репортер и время
      • СПОРТ Дзержинское время
      • Спортивные газеты
      • Эконом-Инфо
  • Услуги
  • Контакты

1 2

prodlenie2

  • Гостевая книга
  • Виртуальная справка
  • Взрослым читателям
  • Детям и их родителям
  • Фонд редких книг
  • Новинки литературы
  • Новые книги для детей
  • Оцифрованные книги
  • Местная пресса
  • Конкурсы
  • Умные воскресенья
  • Виртуальные выставки
  • Видеоэкскурсии
  • Буктрейлеры
  • Литературные тесты
  • Литературные даты
  • Исторические даты
  • Читатели о нас
  • СМИ о нас
  • Наши достижения
  • Нормативные документы

Литературные даты

1

Гримм
Вильгельм Карл

235 лет
со дня рождения

Памятные даты

31

20

15

19

33

17

10

7

1Алексей Сергеевич Суворин (1834, село Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии – 1912, Царское Село) – русский журналист, издатель, писатель, театральный критик и драматург.

Алексей Суворин родился в 1834 году в селе Коршеве Бобровского уезда Воронежской губернии. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство.

Суворин учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в сапёры. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом И. С. Никитиным.

В изданной Де-Пуле «Воронежской беседе» (1861) Суворин поместил, между прочим, рассказ 6из народной жизни «Гарибальди», получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актёр Садовский. С 1858 г. Суворин стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в «Вазе», «Московском вестнике», «Весельчаке» и «Русском дневнике». Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевдонимом Василий Марков) в «Русской речи» (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Е. В. Салиас-де-Турнемир, которая предложила Суворину переселиться в Москву и принять постоянное участие в «Русской речи». Когда «Русская речь» прекратилась, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения, для московского «Общества распространения полезных книг» («Ермак, покоритель Сибири», «Боярин Матвеев», «История Смутного времени»; последняя не была пропущена цензурой). Повесть «Солдат и солдатка» был напечатан в журнале «Современник» (1862, № 2), «Жизнь патриарха Никона» — в «Ясной Поляне» Л. Н. Толстого (есть отдельное 2издание), в журнале «Отечественные записки» - рассказ «Отверженный» (1863, № 1) и повесть «Аленка» (1863, № 7 и 8).

В 1863 году Суворин переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в «Русском инвалиде» и стал секретарем и ближайшим сотрудником «Санкт-Петербургских ведомостей», занявших после перехода к В. Ф. Коршу одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь Суворин под псевдонимом А. Бобровский поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием «Всякие: очерки современной жизни» (Санкт-Петербург, 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против Суворина в 1866 году судебного преследования. Окружной суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Сама книга была сожжена.

Широкую известность Суворин приобрёл во второй половине 1860-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец стал писать в «Санкт-Петербургские ведомости» воскресный фельетон («Недельные очерки и картинки»). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант Суворина, соедин7явший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни.

Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары Суворин наносил представителям реакционной журналистики – Каткову, Скарятину, князю Мещерскому и другим. По своим убеждениям Суворин был умеренно-либеральным западником, исходившим из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с «Вестником Европы», 3где он в 1869-1872 годах помещал заметки о новых книгах и ряд критических и других статей (более крупные из них: «Новый роман Виктора Гюго», 1869, № 6 и 7; «Французское общество в новом романе Флобера», 1870, № 1 и 2; «В гостях и дома (Заметки о Германии)», 1870, № 9 и 10; «Русская драматич. сцена», 1871, № 1; «Историческая сатира» («История одного города» Щедрина), 1871, № 1).

Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 году В. Ф. Корш и его редакция были устранены от «Санкт-Петербургских ведомостей», то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны Суворина. Вынужденный уход из «Санкт-Петербургских ведомостей» вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда Суворин в начале 1875 году выпустил две книжки своих «Недельных очерков и картинок». Очерки, в основном писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили актуальность, но тем не менее были раскуплены в несколько дней — факт для книжной торговли того времени почти небывалый.

В конце 1875 года Суворин стал писать воскресные фельетоны в «Биржевых ведомостях» П. И8. Полетики, а в начале 1876 года приобрёл вместе с В. И. Лихачёвым газету «Новое время». В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, кем и оставался до конца жизни. Ожидания, возбуждённые переходом «Нового времени» к Суворину, были большие; никто не сомневался в том, что воскресают коршевские «Санкт-Петербургские ведомости»; М. Е. Салтыков-Щедрин и Н. А. Некрасов дали свои произведения для первых номеров. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее яркой выразительницей симпатий к болгарскому восстанию 1876 года, газета имела огромный успех не только среди прежних поклонников таланта Суворина, но и в публике совсем иного сорта. Это повело к тому, что через 1—2 года духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным, скорее консервативного направления.

Лично Суворин, впрочем, не может быть отождествлён с его газетой. Литературная его манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в «Санкт-Петербургских ведомостях»; она в основном была свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств (в отличие от ведущего критика «Нового времени» В. П. Буренина). Публицистическая деятельность Суворина с приобретением «Нового времени» в общем ослабела. От воскресного фельетона он себя 5освободил и только изредка вёл рубрику «Маленькие письма».

В 1901 году Суворин принял участие в создании монархической организации «Русское собрание», первое заседание которой прошло в помещении редакции «Нового времени». Он вошёл в совет Русского собрания, но со временем отошёл от активной деятельности
Последние годы Суворин усердно занимался театром, к которому издавна был близок как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр).

С газетой «Новое время» сотрудничал А. П. Чехов. Суворин увидел талант Чехова и сумел сделать его известным на всю страну. Суворин был близок к Антону Павловичу Чехову, сохранилась их обширная переписка.

Скончался Суворин 11 (24) августа 1912 года в Царском Селе, на даче вблизи Баболовского дворца.

МБУ "ЦБС" г.Дзержинска

cbs@dzlib.ru