150 лет железной дороге Москва – Нижний Новгород
Горьковская магистраль – одна из старейших железных дорог России. Она ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, построенной в 1862 году.
Московско-Нижегородская железная дорога проходила по территориям Московской, Владимирской, Нижегородской губерний, связывала Центр России с Поволжьем и восточными районами страны, играла важную роль в снабжении Москвы сельскохозяйственными продуктами, а также в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку. Основные линии: Москва – Владимир (движение открыто в 1861), Владимир – Нижний Новгород (1862).
Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м гг. 19 века. Однако только 10 мая 1847 г. императорским указом было одобрено строительство дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. И прошло еще более 10 лет, прежде чем сооружение магистрали началось.
Концессию на строительство получило Главное общество Российских железных дорог, которое исполнительная власть передала Главному центральному управлению, руководимому французским инженером К. Коллияьон. Практические работы велись под руководством русских инженеров.
Строительные работы начались на участке Москва – Владимир в мае 1858 г.; на линии Владимир – Нижний Новгород к работам приступили весной 1859 г. На строительство привлекались вольнонаемные рабочие и по принудительному найму крестьяне из прилегающих губерний. Условия труда были тяжелые: жили строители в наскоро сколоченных бараках и землянках, работали по 12-14 часов в сутки.
Были построены 27 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские (наиболее технически оснащенные в Коврове), жилые дома для служащих и рабочих: работали библиотеки, больницы. Подготовка кадров велась в училищах (в Коврове и Нижнем Новгороде).
Открытие движения состоялось на всем протяжении дороги 1 августа 1862 г. Но этот торжественный день был омрачен несчастьем: под г. Ковровом первый поезд потерпел крушение.
В течение 2-3 лет продолжались работы по укреплению насыпей, усилению искусственных сооружений, развитию станций.
Московско-Нижегородская магистраль – после Царскосельской и Николаевской – была третьей по счету железной дорогой в России. Она имела огромное экономическое значение, так как соединила европейскую часть России с Поволжьем и восточными районами страны.
Первые 30 лет линия Москва – Нижний Новгород была однопутной. С 1864 г. ежедневно курсировало две пары пассажирских поездов сообщением Москва – Владимир и Москва – Нижний Новгород. Поездка от Москвы до Нижнего Новгорода занимала около 15 часов 15 минут зимой и 14 часов 35 минут летом. В дни работы Нижегородской ярмарки назначался дополнительный поезд. Грузовой поезд в пути был около суток.
В 1878 г. были уложены вторые пути на участке Москва – Владимир, в 1892 г. – до Нижнего Новгорода.
Нижегородская магистраль внедрила ряд новшеств, положительно повлиявших на развитие всего российского железнодорожного транспорта. Именно здесь впервые решились отправлять собственные, за своей магистралью числящиеся, вагоны, на другую железную дорогу – Николаевскую. До этого перевезти груз из города на одной магистрали в город на другой было непростой задачей: в Москве ставили рядом вагоны двух дорог и перекладывали груз из одного в другой. Нижегородцы попробовали работать по-новому в середине 1860-х гг.: договорились с соседями и получили то, что мы сегодня называем экономическим эффектом.
В начале 70-х гг. XIX в. на Московско-Нижегородской железной дороге были проведены первые в России опыты по пропитке шпал химическими растворами для предотвращения их гниения.
В 1893-1895 гг. Московско-Нижегородская железная дорога была объединена с Московско-Курской и Муромской железными дорогами с управлением в Москве. В мае 1918 г. дорога была передана в ведение Народный комиссариат путей сообщения СССР.
В 1936 г. в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения из состава Московско-Курской железной дороги была выделена Горьковская железная дорога, а из состава Московско-Казанской – Казанская железная дорога.
В 1961 г. в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога.
В 1996 г. в Нижнем Новгороде, на станции Горький-Сортировочный был открыт музей паровозов, созданный на средства ГЖД. В музейной коллекции – 15 паровозов, выпущенных в России, СССР, Швеции и Германии в первой половине XX в.
Сегодня Горьковская магистраль протянулась на 5734 км от станции Петушки (Владимирская область) до станции Дружинино (Свердловская область).
ГЖД обслуживает 15 субъектов Федерации, среди которых 6 республик (Мордовия. Чувашия, Удмуртия, Татарстан, Марий-Эл, Башкортостан), 8 областей (Московская, Владимирская, Нижегородская, Кировская, Свердловская, Вологодская, Рязанская, Ульяновская) и Пермский край.
Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов, где проживает более 14 миллионов человек. Проходя по территориям, где сосредоточено наибольшее количество российских городов-миллионников, ГЖД является одной из дорог с наибольшим пассажиропотоком.
Большое транспортно-экономическое значение имеет сравнительно близкое расположение штатного города ГЖД – Нижнего Новгорода – к столице России. Линия Нижний Новгород – Москва – одна из наиболее интенсивно используемых в Российской Федерации.
ГЖД – одна из самых технически оснащенных дорог Российской Федерации. Автоматизация управления движением поездов в России началась с Горьковской железной дороги. В 1994-1998 гг. в Нижнем Новгороде был создан первый в России Единый дорожный диспетчерский компьютерный центр управления движением, базирующийся исключительно на компьютерной технике. С помощью этого центра ведется управление движением поездов на всех железнодорожных участках.
Ежегодно дорога перевозит более 90 млн. пассажиров и отправляет более 44 млрд. тонн грузов.
Новую страницу в истории магистрали открыл открыл проект скоростного движения на линии Нижний Новгород – Москва. Время курсирования поездов сегодня составляет 3 ч 50 мин. Задача дальнейшего развития скоростного пассажирского сообщения на направлении Москва – Нижний Новгород предусматривает достижение времени хода высокоскоростных электропоездов Сапсан 3 ч 00 мин – к концу 2013 года.