Поляков Юрий Михайлович (род. 12 ноября 1954, Москва) – советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт.
Прозаик, драматург, публицист; в молодости – и поэт, а в зрелом возрасте – еще и главный редактор авторитетной «Литературной газеты». Всё это Юрий Поляков.
Первые значительные произведения Юрия Полякова – злободневные остросоциальные повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» в 1980-е годы прочитала, кажется, вся страна. Со временем менялись темы, но неизменным оставался «критический реализм» Полякова – часто гротескный, заметный даже на фоне постмодернистского смешения жанров в поздних произведениях.
Его любят причислять к эстетам, тонким ценителям прекрасного, предполагают, что родом он из дворян, не меньше. А он родился в простой рабочей семье. Первой незаурядные творческие способности Полякова выявила школьная учительница литературы. Окончил Московский областной педагогический институт, факультет русского языка и литературы. На старших курсах стал работать учителем. Творческий путь начал с поэзии (семинар поэтессы Ларисы Васильевой). Стихи начал писать еще в школе, а с 1973 году занимался в Литературной студии при МГК ВЛКСМ и Московской писательской организации.
Первое стихотворение Полякова было опубликовано в 1974 году в газете «Московский комсомолец», через три года газета поместила большую подборку стихотворений. После окончания института Поляков недолгое время преподавал в школе рабочей молодежи, а потом его призвали в Советскую Армию. После армейской службы начал работать в школьном отделе Бауманского райкома комсомола. Через год перешел в газету «Московский литератор», где проработал до 1986 года, из корреспондента став главным редактором. В 1979 выходит первая книга стихов «Время прибытия», а в 1981 году – новая, «Разговор с другом».
Широкую популярность писателю принесли повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» - написанные в самом начале 1980-х, они были опубликованы в журнале «Юность» лишь с началом «перестройки». Вскоре повесть «ЧП районного масштаба» была экранизирована, затем вышли фильмы и по другим произведениям.
В 1986 г. «Юность» публикует новую повесть Полякова «Работа над ошибками», посвященную еще одной «болезненной» теме – школе, проблеме взаимоотношения учителей и учеников. Автор показывает, как в условиях кризиса советской идеологии нарушается нравственная преемственность и углубляется отчуждение между поколениями.
Начиная с повести «Апофегей» (1989), в творчестве Полякова появляются новые черты. Прозаик заметно отходит от принесшей ему популярность острой социальной тематики, больше сосредотачиваясь на внутренней жизни героев. Это заметно обогатило художественную палитру прозаика. Кроме того, в «Апофегее» намечается типичное для последующих сочинений писателя сатирическое изображение разрушительного российского либерализма. В этой повести впервые в отечественной литературе высмеян Б. Ельцин, выведенный под именем «БМП».
Свои философские наблюдения над жизнью современного общества Поляков отразил и в книгах «Парижская любовь Кости Гуманкова» (1991), «Демгородок» (1993), «Козленок в молоке» (1995).
Любовная драма, сентиментальный роман, социальная сатира, антиутопия – все помещается на пространстве небольшой повести «Демгородок»... В самое нечитаемое время, когда люди были готовы к гражданской войне, когда противостояние президента и парламента, а по сути – двух половин народа, достигло опасного предела, все жадно накинулись на августовский номер «Смены». Повесть «Демгородок» ксерокопировали, передавали друзьям, зачитывали до дыр, боясь скорого запрета.
В 1995-2000 гг. Поляков ведет авторские колонки в «Собеседнике», «Труде», «Московском комсомольце». C 2001 года Юрий Поляков – главный редактор «Литературной газеты». В 2000-х выступил с серией публицистических очерков-памфлетов («Молчание кремлят» и др.) – о роли литературы в жизни постреформенного российского общества, писательском конформизме и рычагах манипулирования литературным процессом. Свою публицистику автор объединил в книги: «От империи лжи – к республике вранья» (1997), «Порнократия» (1999, 2004), «Зачем вы, мастера культуры?» (2005).
Одна из самых увлекательных вещей писателя – авантюрная любовно-детективная повесть «Небо падших» (1998) о жестокой цене, которую приходится платить за сверхстремительный успех и сказочное обогащение новых хозяев жизни.
Наиболее значительным произведением Ю. Полякова в ушедшем веке стал роман «Замыслил я побег...» (1999), представляющий собой своего рода семейную сагу и охватывающий тридцать лет жизни страны. По мнению критиков, этот роман явился одной из вершин отечественной реалистической прозы конца века.
В 2001-04 гг. Поляков опубликовал цикл «Плотские повести», посвященный сложным интимным переживаниям современных людей. Уделяя значительное внимание сексуальным проблемам своих героев, изобретательно обогащая эротический пласт языка, автор никогда не переступает грань, отделяющую откровенность от непристойности.
Более чем 130-тысячным тиражом вышел «мужской роман для женщин» «Грибной царь» (2005), полный свежих афоризмов и едкой сатиры на духовно-нравственные и семейно-сексуальные метания топ-менеджеров среднего возраста. По мнению критиков, Полякову удалось создать «настоящую художественную энциклопедию постсоветской России».
Юрий Поляков – несомненно, один из самых популярных в народе писателей перестроечного периода. Впрочем, он и сам себя какое-то время осознавал «буревестником перестройки». Вышедшие в журнале «Юность» в 1985-87 годах повести «ЧП районного масштаба» и «Сто дней до приказа» сделали его знаменитым на всю страну. Самое важное, что эти повести шли не вослед времени, не столько описывали происходящее, сколько формировали его. Сегодня анализировать повести, не учитывая прямого их воздействия на миллионы всклокоченных людей эпохи ранней перестройки, поверивших в разумные перемены, просто невозможно. Говорить о ранних повестях Юрия Полякова надо примерно так же, как говорят о знаковых спектаклях раннего «Современника» или Таганки – с учетом ауры их воздействия на умы свидетелей брежневского застоя. И никакие издевки эстетствующих критиков не вычеркнут эти повести из истории русской литературы.
Он одинок не только среди правых и левых. Он одинок среди эстетствующих авангардистов и среди народничающих традиционалистов. Он соединил увлекательность, занимательность и легкость восприятия массовой культуры и классическую литературную традицию, следование собственному стилю, трагичность, глубинный психологизм серьезной литературы. В результате Поляков не стал своим среди беллетристов, и высокомерно отстраняем интеллектуалами... К сожалению, и в поколении своем он тоже не нашел близких по духу, по задачам, по мировосприятию товарищей. Он был один с самого начала».
Герой первых повестей Юрия Полякова – не разрушитель. Не угрюмый ненавистник всего советского, и даже не нигилист, ни в коем случае не борец с режимом. Он любит свою страну, любит свою власть, но постепенно теряет к ней доверие.
Юрия Полякова читатели любят за веселую иронию и за любовь, которая почти исчезла из талантливой литературы, сохранившись лишь на страницах дамских романов? А у Юрия Полякова она прямо-таки неизбывна, неиссякаема. В каком-то смысле вся его проза: о мужчине и женщине, и о том, как непросто найти и удержать друг друга. Это мужская проза о любви. Часто с трагическим финалом.
Юрий Поляков сознательно не выпадает из традиций русского классического романа. Он – эстет. Тонкий ценитель изящной словесности именно в русском преломлении. Выросший в рабочей среде. А затем в армейской и комсомольской. Стихийно связанный с народом, он чувствует и стихию народной жизни. Потому можно считать его роман «Замыслил я побег...» стихией народной жизни девяностых годов, энциклопедией характеров времен перестройки. И одновременно – семейной русской сагой, тоже традиционной для русской литературы.
Юрий Поляков, о чем бы он ни писал, о водолазах или журналистах, бизнесменах или бомжах, депутатах или уголовниках, с неизбежностью выходит на проблемы выживания современного мужчины, вживания советского человека в новое дикое рыночное общество. Не случайно его назвал Сергей Михалков «последним советским писателем».
После «Грибного царя» наступил некий период молчания, необязательной мелочевки. Недоброжелатели ликовали: кончился Юрий Поляков. И вот, наконец, в 2013 году вышел целиком толстенный и увлекательный роман Юрия Полякова «Гипсовый трубач». Как признается Поляков: «Роман неполиткорректный. Мои герои говорят о том, о чем говорят современные люди. Я считаю, что писатель обязан быть неполиткорректным».
Роман Юрия Полякова «Гипсовый трубач» соединяет в себе черты детектива, семейного романа, социальной сатиры и любовной истории. Сатирическая трилогия «Гипсовый трубач» показывает жизнь творческой интеллигенции в России 90-х и 2000-х. Но это скорее лишь фон для традиционных «поляковских» историй о любви и семье, о сексе и верности, об изменах и ссорах, о жизни и судьбе.
Все официальные средства информации поздравляют Ю. Полякова именно 12 ноября. Да и в паспорте черным по белому написано – 12 ноября 1954 года. А на самомо деле родился Юрий Михайлович 13 ноября, как раз на чертову дюжину. Родители, простые советские труженики из рабочей среды, как и положено по тем временам, считали себя атеистами, но всякой нечисти по старинке побаивались и в приметы верили. Никак не хотели они своего ребеночка записывать на чертову дюжину. Боялись его несчастной судьбы в будущем. И уговорили в загсе записать сыночка на 12 ноября, дав этим ему хорошую защиту на всю жизнь.
В этом сочетании двух дней кроется разгадка читательского успеха Юрия Полякова. Пишет-то свободные, разящие, ироничные книги автор, рожденный в чертову дюжину, но прикрывает его, находит пути распространения и пропаганды книг и пьес всегда благополучный, всегда энергичный именинник дня двенадцатого.
Юрий Поляков не просто известный писатель, но автор, которого интересно перечитывать. Его произведения, выйдя в свет, сразу стали бестселлерами. Они выдержали рекордное количество переизданий, переведены на иностранные языки, экранизированы.
Использован материал с сайта http://svpressa.ru/