Аксенов Василий Павлович (20 августа 1932, Казань – 6 июля 2009, Москва) – русский писатель.
Его произведения, наполненные духом свободомыслия, трогательные и жесткие, порой ирреальные, мало кого оставляли равнодушным. Реакция читателей зачастую диаметрально противоположна – шок или восторг.
Известный прозаик, автор 23-х романов, «стиляга» и «антисоветчик» Василий Аксенов родился в семье партийных работников. Отец будущего писателя был видным партийным деятелем, председателем Казанского горсовета, происходил из крестьянской семьи. Мать, Евгения Семеновна Гинзбург, работала преподавателем в Казанском педагогическом институте, затем – заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария». Родители матери, еврейские интеллигенты, долго не могли принять ни брака дочери, ни ее революционных убеждений, ради которых будущая писательница, даже отказалась от учебы в Женеве, с твердостью выдержав давление со стороны отца, известного фармацевта. Впоследствии, пройдя ужас сталинских лагерей, во времена разоблачения культа личности, Евгения Гинзбург стала автором книги воспоминаний «Крутой маршрут» - одной из первых книг-мемуаров об эпохе сталинских репрессий и лагерей, рассказавшей о восемнадцати годах, проведенных автором в тюрьме, колымских лагерях и ссылке.
Cам писатель любит повторять: «Если бы не революция, вряд ли мои родители встретились. Но вот они встретились…». И в результате их встречи на свет появился сын, которого родители очень любили и баловали.
Евгению Гинзбург арестовали как троцкистку, когда Васе было всего четыре года, а вскоре та же судьба постигла и отца. Спустя еще полгода вездесущий НКВД принял участие и в Васиной судьбе, передав ребенка, оставшегося с бабкой и няней, в костромской приют для детей врагов народа. В этом заведении будущий писатель провел полгода, пока его не вызволил оттуда дядя, бывший профессор университета. Маленькому Васе, воспитывавшемуся в интеллигентной семье, в приюте более всего запомнилось то, что «там никто ничего не читал».
Евгения Семеновна, которую к тому времени выслали в Магадан, встречи с сыном ждала с трепетом, опасаясь увидеть дремучего неуча. Тем сильнее было ее изумление при виде бойкого мальчугана, декламировавшего наизусть Маяковского и даже помнившего строчки читанного когда-то ему матерью стишка Хармса о сорока четырех веселых чижах. В Магадане она познакомила сына с творчеством Ахматовой, Гумилева, Хармса и, конечно же, обожаемого ею Бориса Пастернака. Евгения Гинзбург была удивительной женщиной: прекрасно сознавая всю хрупкость своего положения, она решилась организовать своего рода «салон» для людей ее круга. Многие из бывших зэков, живущих в городе, были людьми образованными, они часто приходили к семье Гинзбургов «пить чай» и за чаем обсуждали советскую власть, читали запрещенную литературу. Позже Василий Павлович вспоминал, что эти «посиделки» сыграли колоссальную роль в формировании его как будущего писателя. Спустя много лет, в 1975 году, Василий Аксенов описал свою магаданскую юность в автобиографическом романе «Ожог».
Аксенову исполнилось шестнадцать, когда мать забрали снова. Передавая посылки опальной матери, он собственными глазами увидел толпы заключенных с номерами на спинах и в полной мере осознал бесчеловечность сталинского режима…
Когда будущему писателю настало время поступать в университет, собрался семейный совет, на котором мать и ее тогдашний муж немец Антон Яковлевич Вальтер, за которого Евгения Гинзбург вышла, так и не дождавшись находившегося в тюрьме Павла Аксенова, рассуждали так: «В литературный тебя не возьмут, в университет тоже не примут, иди-ка в медицинский – в лагере врачам легче выжить». По окончании медицинского института работал на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинграде и, наконец, в московской туберкулезной больнице. Все это время он писал и не оставлял надежды, что его произведения все же увидят свет. И в 1959 году его мечта сбылась: журнал «Юность» опубликовал два его рассказа: «Факелы и дороги» и «Полторы врачебных единицы». Валентин Катаев, который на тот момент возглавлял журнал, восхитился живописным сравнением одного из аксеновских рассказов – «стоячие воды канала были похожи на запыленную крышку рояля» - и решил Аксенова печатать. Сам Аксенов считал их довольно слабыми, однако напечатанная в 1960-м повесть о врачах «Коллеги» наделала много шума и сделали имя автора известным. По ней даже был снят кинофильм.
Именно в связи с «Коллегами» впервые появилось выражение «шестидесятники», которое теперь практически утратило «авторство» и стало обозначением целого поколения и эпохи.
Главный успех принес Аксенову роман «Звездный билет», который вышел в той же «Юности» в 1961 году. Его героями стали молодые люди из поколения «фестиваля молодежи и студентов», которое в комсомольской печати получило кличку «стиляги». По повести был снят кинофильм «Мой младший брат».
Оба романа были написаны в исповедальной манере и в языковом отношении опирались на молодежный сленг начала 1960-х.
Вызванный аксеновской прозой резонанс окончательно убедил автора в том, что писательская деятельность – его призвание. Василий Павлович забросил медицину и взялся за литературное творчество, ходил на встречи с читателями, хотя культовым писателем себя не считал никогда.
В начале 60-х живейший интерес к личности и литературному творчеству Василия Павловича стал проявлять и КГБ. Еще в марте 1963 на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг Аксенова острой критике. 5 марта 1966 года Василий Аксенов участвовал в попытке демонстрации на Красной площади в Москве против предполагаемой реабилитации Сталина. Был задержан дружинниками. В 1967-1968 гг. подписал ряд писем в защиту диссидентов, за что получил выговор с занесением в личное дело от Московского отделения Союза писателей СССР.
Интерес КГБ был отчасти вызван еще и тем, что Аксенов начал печатать свою прозу в Америке и вместе с Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым, Беллой Ахмадулиной стал одним из создателей и участников знаменитого самиздатского альманаха «Метрополь», изданного в США. В 1979-м для писателей, чьи имена засветились в альманахе, настали непростые времена, в том числе и для Аксенова. В том же году, в знак протеста против исключения Виктора Ерофеева и Евгения Попова из Союза писателей, он демонстративно покинул эту организацию по собственной инициативе. История альманаха изложена в романе «с ключом» «Скажи изюм» (1985).
В 1975 году был написан роман «Ожог», а в 1979 году – «Остров Крым», запрещенные к публикации цензурой.
В июле 1980 года, временно выехав по приглашению в США, он узнал о том, что его вместе с женой Майей Кармен лишили советского гражданства. Писатель обосновался в Вашингтоне и стал преподавать сначала в университете Джорджа Мейсона, а затем в ряде других университетов США. В 1980-1991 годы Василий Аксенов в качестве журналиста активно сотрудничал с радиостанциями «Голос Америки» и «Радио Свобода», журналом «Контитент» и альманахом «Глагол».
В США писатель продолжал плодотворно сочинять, там появились романы «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986) «Желток яйца» (1989), трилогия «Московская сага» (1989, 1991, 1993), сборник рассказов «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996) (посвященный жизни советской эмиграции в США), «Кесарево свечение» (2000).
Официальное изгнание из Советского Союза продлилось 9 лет, причем Аксенов не раз с удивлением отмечал для себя, что ему «гораздо легче было писать в эмиграции». Именно этим он объясняет и свое «тройное гражданство»: России, Франции и США. «Писатель в России очень близок к понятию эмигрант…», - с грустью отмечает он, ностальгируя по ушедшему поколению советской интеллигенции.
Аксенов стал лауреатом Букеровской премии в России в 2004 году за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки», опубликованный впервые в журнале «Октябрь».
Книга воспоминаний «Зеница ока» (2005) носит характер личного дневника.
В 2005 году Василий Аксенов был удостоен Ордена литературы и искусства, одной из высших наград современной Франции.
В январе 2008 года Аксенов был госпитализирован с диагнозом «инсульт», тогда ему была сделана операция по удалению тромба в сонной артерии.
6 июля 2009 года, после продолжительной болезни, Василий Павлович Аксёнов скончался в Москве, в НИИ им. Склифосовского. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. В Казани восстановлен дом, где в отрочестве жил писатель, и в ноябре 2009 года там создан музей его творчества.
В октябре 2009 года был издан последний законченный роман Василия Аксенова – «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках». Роман автобиографичен; его главными героями стали кумиры советской литературы и искусства 1960-х: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, Марлен Хуциев и другие. Для того, чтобы дистанцироваться от мемуарного жанра, автор дал персонажам романа вымышленные имена.
В 2010 году увидел свет неоконченный автобиографический роман Аксенова «Ленд-лизовские».