Барто Агния Львовна (17 февраля 1906?, Москва? – 1 апреля 1981, Москва) – русская советская детская поэтесса, писательница, киносценаристка, радиоведущая.
Стихи Агнии Барто в нашей стране знают наизусть даже те, кто равнодушен к литературе. Именно ее строки – про мишку, которому оторвали лапу, про зайку, которого бросила хозяйка, - для многих поколений советских, а потом российских детей становились не просто первыми услышанными стихами, но – первыми уроками добра, сострадания, долга. Уроками жизни. Таковыми и остаются. А написала их женщина, которой, во-первых, выпало жить в очень сложную эпоху, во-вторых, досталась непростая личная судьба...
Детский поэт – это больше чем поэт. Для маленького человека детские стихи – языковая среда, радостная реальность, в которой он живет день за днем; для взрослого – память о детстве, самые ранние, самые дорогие воспоминания. В стихах Агнии Барто проводили свое детство все без исключения советские дети, как и дети нынешней, «новой» России. А сколько ее строчек, образов, ритмов продолжает жить в памяти взрослых всех возрастов! Никакому поэту невозможно писать одни шедевры, но процент таких шедевров – классических стихотворений для детей – у Агнии Львовны велик, гораздо больше, чем у ее коллег.
...А собиралась она быть балериной. Вернее, так хотел ее отец, Лев Николаевич Волов. Он был врачом-ветеринаром, человеком интеллигентным и преданным искусству и литературе. Единственный ребенок в семье. Родилась в 1907 г. Когда дочке исполнился год, Лев Николаевич подарил ей книгу «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой» - в семье долго смеялись по этому поводу. Он слушал первые стихи девочки, но мечтал о ее балетной карьере. Должно быть, небезосновательно – наверное, были у Агнии балетные данные, раз она поступила в хореографическое училище, окончила его и была принята в балетную труппу.
Одновременно девочка, конечно, училась в гимназии. В эти годы она страстно любила поэзию и сама была «подахматовкой» - так называли подражательниц Анны Ахматовой. Писала стихи про сероглазых королей и пажей, пока случайно не наткнулась на книжку Маяковского. В этот решающий для ее поэтической биографии миг все пажи были забыты – альбом для стихов отныне заполняется «лесенкой» и каламбурными рифмами. Влияние, вернее, художественная традиция Маяковского ощущалась в стихах Агнии Барто всю ее жизнь.
На одном из театральных вечеров в хореографическом училище Агния Волова под музыку Шопена читала свое стихотворение «Похоронный марш». Стихотворение было серьезное и трагическое, но присутствовавший в зале нарком просвещения А. В. Луначарский еле удерживался от смеха. Позже он пригласил к себе юную балерину и посоветовал ей всерьез заняться поэзией – писать стихи для детей. Он, видно, почувствовал в «Похоронном марше» веселые рифмы и четкий плясовой ритм ее будущих стихов. Агния написала стихи про китайчонка Ван Ли, отнесла их в издательство, и там их приняли, но переадресовали в детский отдел. Удивилась – вовсе не думала, что пишет стихи для детей. Но тем не менее с 1925 г., с выхода первых книжек, начался ее путь как детского поэта.
В 20-е годы пришлось стремительно становиться взрослой. Чтобы помогать семье, поступает работать в магазин и приписывает себе год – несовершеннолетних на эту работу не принимали. Так и закрепляется во всех энциклопедиях год рождения – 1906-й. Восемнадцатилетняя Агния выходит замуж за красивого молодого человека Павла Барто, «поэта-орнитолога», как его называют биографы. Несколько стихотворений они сочиняют вместе, в том числе знамени «Девочку-ревушку». У них родится сын, но через несколько лет молодые люди расстанутся.
В литературу Агния Львовна войдет под фамилией Барто. Второй ее брак, с ученым-энергетиком Андреем Щегляевым, будет длиться более сорока лет. Дочка Татьяна (та самая, которая «уронила в речку мячик») говорит, что у них была очень счастливая семья.
Выходят новые книжки, Агния Барто знакомится со знаменитыми товарищами по цеху: Чуковским, Маршаком, с молодым поэтом Михалковым, дружит с Фадеевым, Кассилем, с Риной Зеленой и Ираклием Андрониковым. Много выступает, занимается общественной работой. Семья живет в «писательском доме» в Лаврушинском переулке в достатке и благополучии.
С началом Великой Отечественной войны Щегляева, известнейшего специалиста по паровым турбинам, направляют в командировку в Свердловск. Семья едет на Урал вместе с ним. Агния Львовна выступает в госпиталях, в школах, на радио. Чтобы лучше понять героев и адресатов своих стихов, сама поступает в ремесленное училище и даже получает второй токарский разряд. Ей интересно находиться рядом с мальчишками, которые с фанерными сундучками пришли из уральских деревень и, чтобы помочь фронту, овладевали нужной профессией.
В Москву она вернется в 1942 г. Через год добьется-таки разрешения поехать в действующую армию. Что делать детскому поэту на фронте? А всё то же – стихи читать. Солдаты слушали, смеялись, аплодировали: кто вспоминал своих детей, кто – свое выступление на школьной елке со стихами Агнии Львовны Барто.
Победной весной 1945 года вся семья в Москве. Старший сын Игорь, добрый, талантливый мальчик, поступает в авиационный институт... Четвертого мая он погибает. Его сбила машина, когда он катался на велосипеде. Первое время Агния Львовна не может ни есть, ни говорить, почти не спит. Потом, справляясь с собой, вдруг начнет ездить по детским домам – выступает, наблюдает жизнь детей, пишет о них. Но свыкнуться с горем так и не сможет. По воспоминаниям дочки Тани, «не было дня, чтобы она не говорила об этой трагедии».
Поездки по детским домам дали неожиданный результат, перевернувший привычный быт семьи Агнии Львовны. По впечатлениям войны и послевоенной жизни Барто напишет небольшую поэму «Звенигород» - о детском доме, где жили дети, лишившиеся в войну родителей. Одна читательница напишет: в начале войны потеряла восьмилетнюю дочку Нину, и хочется думать, что и ее дочка, как дети в поэме «Звенигород», выросла где-то среди хороших людей. Она назовет имя, фамилию, год рождения дочери, и Барто с помощью отдела розыска управления милиции найдет Нину, которой уже восемнадцать лет. Об этом счастливом событии напишут газеты. К писательнице станут приходить письма: «Помогите найти!» - потерянного ребенка, сестру, брата, родителей.
Так на радиостанции «Маяк» появляется передача «Найти человека». Девять лет каждую среду Агния Барто будет выходить в эфир.
Эта передача всколыхни тысячи разлученных войной детей и родителей – множество совершенно посторонних людей проникнутся сочувствием к ее героям. С ее помощью воссоединилось ни много ни мало 927 семей.
У стихов Агнии Барто широкий возрастной диапазон – от малышовых «Игрушек» до подростковых «На букву "Л"». Автору интересно расти вместе со своими читателями, интересно примерять на себя психологию и «возраста первых слов», и «возраста первой любви». Она полноправный житель страны детства, причем не своего детства, а «страны современного детства», заметно отличающейся от той, в которой росла Агния Волова в начале XX в.
Есть в ее детских книжках и «просто стихи» - не только для детей – для всех. Они проникнуты лирикой, иронией, они философичны.
В ее книгах прозы – «Записки детского поэта», «Найти человека» - много удивительных сюжетов, размышлений, воспоминаний о друзьях, много разговоров с детьми.
Строки из ее произведений цитируются нынче, пожалуй, так же часто, как в свое время изречения классиков марксизма-ленинизма. Только вот классиков уж и в помине нет на книжных полках, а создательница плюшевого мишки с оторванной лапой, тонущего в реке Таниного мячика, бычка, который вот-вот упадет, и множества других персонажей до сих пор в фаворе.
За 75 лет жизни Агния Львовна издала множество детских книжек. Бессчетно выступала в детских садах, школах, лагерях, интернатах. Выступала по радио и помогла найти друг друга тысячам потерявшихся в войну людям. Написала сценарии к фильмам «Слон и веревочка», «Подкидыш», «Алеша Птицын вырабатывает характер». Она успела увидеть свою правнучку и потанцевать на своем семидесятипятилетнем юбилее.
В 1981 г. великой поэтессы не стало. Среди деятелей детской литературы XX века трудно найти поэта, сравнимого по силе таланта, умению точно и правдоподобное раскрыть характер своего героя, мягкой иронии и доброжелательному отношению к детям с Агнией Львовной Барто.