Баруздин Сергей Алексеевич (22 июля 1926, Москва – 4 марта 1991, Москва) – советский писатель, поэт, прозаик и журналист.
Еще в детстве С. Баруздин занимался в литературной студии Льва Кассиля. Свои первые рассказы опубликовал в 1938 году, в детском журнале «Пионер».
Когда началась война, Сергею Баруздину было всего 15 лет – на фронт его не взяли. Но бороться за победу можно было не только на фронте. Он оставил школу, пошел работать рабочим на типографию. После смены вместе со взрослыми копал траншеи. В 17 лет его все-таки взяли в армию – рядовым артиллерийской разведки. Сергей Алексеевич оборонял Москву, брал Берлин, освобождал Прагу. Вернулся в Москву бывалым воином.
По художественной летописи войны, созданной Баруздиным, как драгоценные камни, рассыпаны самые разнообразные подробности, которые вкупе воссоздают живую и правдивую картину.
Книга номер один С. Баруздина – роман о войне и любви «Повторение пройденного». Прекрасная, мужественная и трогательная книга.
Его фронтовые наблюдения нашли свое отражение во многих детских рассказах. Но описывал он в них не ужасы войны, а забавные случаи – «Простуженный ежик», о том, как солдаты лечили ежа, «Сложное поручение» - о раненом бегемоте. Присущее автору чувство юмора даже в то время позволяло ему с улыбкой смотреть на некоторые ситуации.
В 1950 году С. Баруздин издал первый стихотворный сборник для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов совместно с А. Г. Алексиным «Флажок»; в 1951 – сборник рассказов «Про Светлану». В дальнейшем Баруздин писал стихи, военную прозу и детские книги.
Его жизнь и творчество совпали с теми временами, когда цензура была жесткой и без восхваления советской власти ни одно произведение не печаталось. Но Сергей Алексеевич был виртуозом изложения. Ни одно его произведение не содержит откровенных дифирамбов в адрес власти, но в то же время повествует о простых людях, о тружениках, готовых в любую минуту совершать благородные поступки.
Пример такого произведения – трилогия «Светлана», рассказывающая о жизни сначала совсем маленькой девочки, а затем уже взрослой девушки.
Сергей Алексеевич казался порой суровым, даже колючим. Говорил не то, что «принято», а то, что есть. Смотрел пристально и глубоко, сосредоточенно, словно видел насквозь.
Рассказы Сергея Баруздина разные. Большинство из них посвящены взаимоотношениям людей и животных. Писатель ярко и красочно описывает, как люди проявляют свои лучшие качества в общении с природой. Через свои рассказы он доносит до нас, что животные нуждаются в нашей заботе и любви. Убедитесь в этом сами, прочитав «Снежок, Равви и Шаши», «Лось в театре», «Необычный почтальон» и другие рассказы.
Баруздин любил детей, очень ласково, даже нежно писал о них и для них. Детские рассказы Сергея Баруздина несут в себе большой заряд позитива. Просто и понятно рассказано в них о добре, об ответственности и взрослении. Прочитайте их и убедитесь в этом сами.
В возрасте 39 лет, по советским меркам очень рано, Сергей Баруздин возглавил журнал «Дружба народов».
Оказалось, это его настоящее призвание. В те времена журнал был унылым и неинтересным. За глаза его называли «братской могилой братских народов». Баруздину пришлось вступить в состязание с признанными авторитетами – очень популярными толстыми журналами «Новый мир», «Знамя», «Октябрь».
У Баруздина был запоминающий облик русского интеллигента: высокий, худой, с бородкой-клинышком, он походил на Некрасова и, по отзывам коллег, возможно, культивировал сходство с классиком – издателем лучшего русского журнала. Он и свой журнал вывел в лидеры. При Баруздине «Дружба народов» напечатал «Разные дни войны» Константина Симонова, поздние романы Юрия Трифонова, лучшие вещи Василя Быкова и скандальный роман Анатолия Рыбакова; эстонские, литовские, грузинские романисты обрели мировую славу, напечатавшись по-русски в «Дружбе народов».
Второй страстью Баруздина было создание библиотеки в таджикском городе гидростроителей и энергетиков Нуреке. Ее многотысячный фонд составили книги, подаренные нурекчанам авторами – писателями, учеными, журналистами, актерами, политическими деятелями. Авторы охотно дарили знаменитой Нурекской библиотеке свои книги с автографами. К сожалению, после распада СССР библиотека исчезла. Скорее всего, она была уничтожена.