Бажов Павел Петрович (15 (27) января 1879 года, Сысертский завод – 3 декабря 1950 года, Москва) – русский советский писатель.
Немного у нас писателей, которых можно назвать сказочниками, что открыли и для себя, и для читателей волшебный мир целого царства, с лесами, реками и горами, где люди находят удивительной красоты камни, каждый из которых – со своей историей и чудесным секретом.
Речь идёт о Павле Петровиче Бажове. Это он открыл для нас удивительный край, зовущийся Уралом, с его древними преданиями и песнями, что передавали из поколения в поколение живущие там работные люди. Мудрый Урал наотрез отказывался открывать людям свои богатства, если они не заслужили это своим трудом. И потому уважали люди Урал, любили его за те счастливые минуты, когда из простого, кажется, камня, обросшего мхом, в котором накрепко засели комья жесткой земли, - через месяцы на столе у мастера начинали светиться – то колечко, то с красивыми змейками-прожилками брошь, а то и волшебная по красоте чаша, на которую могло уйти и полгода замечательного по искусности труда.
В сказах Бажова вы встретите и уральского самородка Данилу-мастера, и невесту его Катюшу, и Хозяйку всех горных сокровищ, очень красивую, умную, но холодную, потому что в ее царстве из драгоценных камней все-таки чаще всего холодно и неуютно простому человеку. Там же давно живет и Голубая змейка, которая может и казнить, и помиловать – смотря какой человек ей встретится: добрый или злой. Тут и змей Великий Полоз, временами страшный, как Змей-Горыныч, и Серебряное копытце. «Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень», - повествует сказочник.
Чем же нас так привлекают сказы Бажова? А тем, что и герои этих историй, и картины уральской природы, и сам язык произведений складывались, росли и ширились, подправлялись – в самом народе, а уже Павлом Петровичем доводились до совершенства, как драгоценные камни.
Бажов вырос здесь, в семье горнозаводского рабочего Сысертского завода близ Екатеринбурга. И еще в детстве встретился с уральскими сказами, которыми делился с детворой заводской сторож. Тогда-то и услышал Павел о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеёвках, о Хозяйке Медной горы, что охраняют богатства уральских гор.
Но сказки сказками, а надо было учиться, и вот как вспоминал о тех годах Павел Петрович: «Как единственный ребенок в семье при двух работоспособных взрослых, я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназий, не требовалось форменной одежды и была система "общежитий", в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах». Но, несмотря на это, средств не хватало, и Павлу вскоре пришлось самому зарабатывать и на учёбу, и на пропитание: умер отец-кормилец.
Учась в Пермской духовной семинарии, летом он много ездил по Уралу, собирал и тщательно записывал народные поверья и сказания, причем особенное внимание уделял языку, на котором те повествовались. Большим подспорьем в этом была и родная бабушка писателя Авдотья Петровна – с ее певучей речью и фактами собственной жизни, когда женщины порой вынуждены были становиться старательницами или даже камнерезами.
Спустя годы будет ясно, что Бажов трудился в этих поездках не только как будущий писатель, но и ученый. Ведь годы летят очень быстро, меняется характер людей, меняется и сама страна, и залежи народного языка, образного и первородного, постепенно размываются волнами времени. Павел Петрович сумел в своих сказах во многом уберечь язык, сохранить его первозданность, в то же время максимально приблизив его к современному.
Прошли годы. За это время он стал писателем, выпустил в 1924 году «Уральские были», позднее – автобиографическую повесть «Зеленая кобылка», работал корреспондентом, преподавал русский язык, на стороне красных принимал участие в Гражданской войне на Урале. А в день шестидесятилетия, в январе 1939 года друзья преподнесут ему первый, еще пахнущий типографской краской экземпляр первого издания «Малахитовой шкатулки» - самый драгоценный подарок в его жизни...
Эта книга вобрала главные сказы Павла Петровича, но постепенно появлялись очередные, и книга выходила уже обновленным изданием. Произведения Бажова вызвали огромный интерес читателей и критиков, которые признавали, что до сих пор никому из писателей не удавалось так ярко рассказать о жизни и труде горных и заводских рабочих, показать всю глубину и красоту истинного творческого труда. И, конечно, всех покорила самобытная разговорная речь героев сказов. К тому же в ней было так много тепла и любви – и к человеку, и к любому живому существу.
«Колдун уральский бородатый» - так выразился о Бажове в стихах Демьян Бедный. Да и фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» - то есть ворожить, предсказывать. И Павел Петрович действительно творчески «ворожил», уводил читателя в свои удивительные истории.
Пришедшая слава – Государственная премия, орден Ленина, избрание депутатом Верховного Совета СССР, издание сказов в Осло и Париже, Праге и Бухаресте, Софии и Варшаве, избрание членом Президиума Всемирной конференции сторонников мира – ничуть не изменят духовный облик писателя. Он останется все тем же скромным мастером слова, неустанно повторяющим, что оказываемое ему внимание должно относиться не к нему, «а к тем безвестным творцам, материалы которых дошли до него и стали доступны читателям», к жене Валентине Александровне, которая взяла на себя все житейские заботы и тяготы, так что он «прошел жизнь по утоптанной тропе и мог спокойно работать...»
Надо сказать, что параллельно с творческой работой Павел Петрович всегда принимал активное участие в общественной жизни своего уральского региона. В годы Отечественной войны Бажов берет на себя заботы не только о свердловских писателях, но и тех литераторах, что вынуждены были эвакуироваться из родных мест. Причем не оставляя работы редактора во фронтовой и местной печати. И после войны он не раз избирался депутатом, в том числе Верховного Совета, проводил большую работу по наказам земляков. И даже когда зрение писателя стало резко ухудшаться, он все-таки еще долгое время продолжал и писательскую, и редакторскую деятельность (в издании «Уральского современника»), и научную работу по фольклору, руководил Союзом свердловских писателей.
Жизненный путь уральского сказителя закончился в 1950 году. Похоронен он в Свердловске, ныне Екатеринбурге.
Мудрый, бесконечно трудолюбивый, скромный и открытый людям человек, всегда готовый прийти им на помощь. Разве это не та самая духовная красота, не тот неписаный моральный кодекс, которому следуют герои бажовских сказов?!
Во всех уральских сказах Бажова звучит горячая любовь к красоте, прелести, богатству родного края, к живому, родному земному бытию, к его повседневности, к уютным милым подробностям, к его нравственным законам. На волшебные существа, олицетворяющие великие природные силы, на весь фантастический мир ложится отсвет человеческого тепла. Поэтому эти существа – и Серебряное копытце, и Голубая змейка, и Огневушка-Поскакушка, даже бабка Синюшка, несмотря на всю сказочность, «нездешность» происхождения и назначения на земле, - так симпатичны.