Бёлль Генрих (21 декабря 1917, Кельн – 16 июля 1985, Лангенбройх), немецкий писатель и переводчик.
Бёлль – это ответственность перед самим собой, Бёлль – это исповедь.
Ч. Айтматов
Бёлль взял на себя трудную задачу художественного осмысления влияния нацизма как на отдельного человека, так и на всю нацию. Фашизм, по мысли Бёлля, идеология изначально подлая, бесчеловечная и глумливая, фашизм спровоцировал и трагедию мира, и трагедию личности. Писатель последовательно развенчивает мифы о войне, о ее неизбежности и об избранничестве немецкой нации. Бёлль повествует о невыносимых условиях существования человека в окопах и в тылу.
Генрих Бёлль родился в многодетной семье потомственного столяра-краснодеревщика. Предки Бёлля бежали из Англии при Генрихе XIII: как и все ревностные католики, они подвергались гонениям со стороны англиканской церкви.
После окончания средней школы в Кельне Бёлль, писавший стихи и рассказы с раннего детства, оказался одним из немногих учеников в классе, которые не вступили в гитлерюгенд. Тем не менее, через год после окончания школы юноша был привлечен к принудительным трудовым работам, а в 1939 г. призван на военную службу. Служил Бёлль капралом на Восточном и Западном фронтах, участвовал в боях на Украине и в Крыму, несколько раз был ранен и в конце концов в 1945 г. сдался в плен к американцам, после чего просидел несколько месяцев в лагере для военнопленных на юге Франции.
В 1942 г. Бёлль женился на Анне Мари Чех, которая родила ему двух сыновей.
По возвращении в свой родной город Бёлль недолгое время изучал филологию в Кельнском университете, затем работал в мастерской отца, в городском бюро демографической статистики и при этом не переставал писать – в 1949 г. вышла в свет и получила положительный отзыв критики первая повесть «Поезд пришел вовремя», история о молодом солдате, которому предстоит возвращение на фронт и скорая смерть. «Поезд пришел вовремя» - это первое произведение Бёлля из серии книг, в которых описывается бессмысленность войны и тяготы послевоенных лет. Дальше были «Странник, придешь когда в Спа...» (1950), «Где ты был, Адам?» (1951) и «Хлеб ранних лет» (1955). Авторская манера Бёлля, писавшего просто и ясно, была ориентирована на возрождение немецкого языка после напыщенного стиля нацистского режима.
Отойдя в своем первом романе «Бильярд в половине десятого» (1959) от манеры «литературы развалин», Бёлль повествует о семье известных кельнских архитекторов. Хотя действие романа ограничено всего одним днем, благодаря реминисценциям и отступлениям в романе рассказывается о трёх поколениях – панорама романа охватывает период от последних лет правления кайзера Вильгельма до процветающей «новой» Германии 50-х. «Эта книга, - писал немецкий критик Генри Плард, - доставляет огромное утешение читателю, ибо показывает целебность человеческой любви».
В 60-е годы произведения Бёлля становятся композиционно еще более сложными. Действие повести «Глазами клоуна» (1963) происходит также в течение одного дня; в центре повествования находится молодой человек, который говорит по телефону и от лица которого ведется рассказ; герой предпочитает играть роль шута, лишь бы не подчиниться лицемерию послевоенного общества. «Здесь мы снова сталкиваемся с главными темами Бёлля: нацистское прошлое представителей новой власти и роль католической церкви в послевоенной Германии», - писал немецкий критик Дитер Хенике.
Темой «Самовольной отлучки» (1964) и «Конца одной командировки» (1966) также является противодействие официальным властям. Более объемный и гораздо более сложный сравнительно с предшествующими произведениями роман «Групповой портрет с дамой» (1971) написан в форме репортажа, в котором писатель попытался создать грандиозную панораму истории Германии XX века.
«Групповой портрет с дамой» был упомянут во время присуждения Бёллю Нобелевской премии в 1972 году, полученной писателем «за творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы». «Это возрождение, - сказал в своей речи представитель Шведской академии Карл Рагнар Гиров, - сопоставимо с воскресением восставшей из пепла культуры, которая, казалось, была обречена на полную гибель и, тем не менее, к нашей общей радости и пользе, дала новые побеги».
К тому времени как Бёлль получил Нобелевскую премию, его книги стали широко известны не только в Западной, но и в Восточной Германии и даже в Советском Союзе, где было распродано несколько миллионов экземпляров его произведений. Писатель неоднократно бывал в СССР, однако был известен и как критик советского режима. Бёлль сыграл заметную роль в деятельности ПЕН-клуба, международной писательской организации, посредством которой он оказывал поддержку писателям, подвергавшимся притеснениям в странах коммунистического режима. После того как Александр Солженицын в 1974 г. был выслан из Советского Союза, он до отъезда в Париж жил у Бёлля.
В том же году, когда Бёлль оказал помощь Солженицыну, он написал публицистическую повесть «Поруганная честь Катарины Блюм», в которой выступил с резкой критикой продажной журналистики. Это рассказ о несправедливо обвиненной женщине, которая в конце концов убивает оболгавшего ее репортера.
Об опасности надзора государства за своими гражданами и «насилии сенсационных заголовков» рассказывают и последние произведения Бёлля – «Заботливая осада» (1979) и «Образ, Бонн, боннский» (1981).
Скончался Бёлль в возрасте 67 лет, находясь под Бонном, в гостях у одного из своих сыновей и похоронен в Борнхайме-Мертене рядом с Кёльном при большом скоплении народа. В том же 1985 году был издан самый первый роман писателя «Солдатское наследство», написанный в 1947 году, однако публиковался впервые. «Солдатское наследство» повествует о кровавых событиях, происходивших во время войны в районе Атлантики и Восточного фронта. Несмотря на то, что в романе чувствуется некоторый надрыв, отмечает американский писатель Уильям Бойд, «Солдатское наследство» является произведением зрелым и весьма значительным; «от него веет выстраданными ясностью и мудростью».
В биографии Бёлля-писателя сравнительно мало внешних событий, она складывается из литературной работы, поездок, книг и выступлений. Он принадлежит к тем писателям, которые всю жизнь пишут одну книгу – летопись своего времени. Его называли «хронистом эпохи», «Бальзаком второй немецкой республики», «совестью немецкого народа».
Произведения Генриха Бёлля переведены на 48 языков мира.
В 1987 в Кельне был создан Фонд Генриха Бёлля – неправительственная организация, тесно взаимодействующая с партией «Зеленых» (его отделения существуют во многих странах, в том числе и в России). Фонд поддерживает проекты в сфере развития гражданского общества, экологии, прав человека.