Берберова Нина Николаевна (26 июля (8 августа) 1901 – 26 сентября 1993), русская писательница, поэтесса, литературный критик.
«Мы не в изгнании, мы – в послании», - именно так характеризовала первую русскую литературную эмиграцию Нина Берберова. Она была одной из того круга писателей, поэтов, философов, которые не просто оставили след, но стали частью западной культуры ХХ века.
Нина Берберова была ярким представителем этого своеобразного интеллектуального анклава России на западе. Собственно говоря, из первой эмиграции сегодня помнят три главных женских имени: Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус и Нина Берберова.
Берберова была очень непростым человеком. Говорят, что она – «железная женщина», - не меньше, чем Мура Будберг, героиня ее книги. Сергей Довлатов, знавший лично Нину Николаевну, писал: «Что касается Берберовой, то я с ней, конечно, знаком и несколько лет находился в переписке, но затем она поняла, что я целиком состою из качеств, ей ненавистных – бесхарактерный, измученный комплексами человек. И переписка увяла. Я ее за многое уважаю, люблю две ее мемуарные книги, но человек она совершенно рациональный, жестокий, холодный, способный выучить шведский язык перед туристской поездкой в Швецию, но также способный и оставить больного мужа, который уже ничего не мог ей дать...»
Нина Николаевна прожила 92 года. Почти век. Жизнь придала ей ускорение, и она много успела.
Нина Берберова рано начала писать стихи, мечтала их опубликовать и стремилась попасть в общество поэтов. Послереволюционная жизнь в Петербурге, судя по мемуарам современников, была полной фантасмагорией. Творческая интеллигенция, чтобы физически выжить, сбилась в единый отряд и жила в общежитиях Дом Литераторов и Дом Искусств. Нина Берберова пришла в Дом Искусств на Мойку, 56, чтобы вступить в Союз поэтов, председателем которого был Николай Гумилев. Он же руководил студией молодых поэтов «Звучащая раковина». Юная Берберова, не смотря на голодное время, сверкала красотой. (Даже в конце жизни Андрей Вознесенский назвал ее женщиной «пантерной красоты»).
В Доме Литераторов Нина Берберова познакомилась со многими отечественными писателями, артистами, философами. Но главной встречей стал Владислав Ходасевич. Именно с ним она связала свою судьбу на несколько десятилетий.
Берберова и Ходасевич поженились и в 1922 году эмигрировали из России.
Литературный дебют Нины Берберовой состоялся в эмиграции, в Италии. Это были стихи в журнале «Беседа», издаваемом М. Горьким и мужем Берберовой В.Ф. Ходасевичем.
В парижскую эмиграцию Берберова и Ходасевич влились в 1925 году. Жили они так же тяжело, как и остальная русская эмиграция. Но все же на существование зарабатывали литературным трудом, хотя начинала Нина Берберова в роли машинистки. Постепенно стала писать сама. Вплоть до Второй мировой войны она печаталась во всех эмигрантских изданиях. В течение 15 лет Н. Берберова была литературным сотрудником ежедневной парижской газеты «Последние новости», где была опубликована ее первая проза «Биянкурские праздники», затем романы «Последние и первые» (1930), «Повелительница» (1932), «Без заката» (1938). Здесь она публиковала статьи, в которых приветствовала наступление немецких войск на СССР. Она полагала, что победа и власть немцев будет все же лучше для России, чем советская власть. Эту крайнюю позицию ей многие не прощали тогда, да и сейчас ставят в вину. Но она говорила: «Иметь врагов полезно, полирует кровь». Врагов и недоброжелателей у нее было достаточно. Менее всего ей хотелось быть «халвой с сахаром». Ирония и язвительность были не только формой защиты от жизненных трудностей, но атакующим оружием.
Владислав Ходасевич умер в 1939 году. И формально Берберова стала свободной, хотя расстались они еще раньше.
В 1950 году Берберова переехала в США, где преподавала русский язык, а затем русскую литературу в Принстонском университете. Круг ее писательских интересов остался прежним.
Еще до войны Берберовой были опубликованы две книги документально-биографического характера («Чайковский, история одинокой жизни», 1936 и «Бородин», 1938), оцененные как явления нового литературного качества: роман без вымысла, или, как писал Ходасевич, «творчески увиденная» биография, строго держащаяся фактов, однако освещающая их со свободой, присущей романистам. Как критик Берберова обосновывала перспективность этого жанра, который особенно востребован во времена интереса к незаурядным индивидуальностям и судьбам. Высшим достижением писательницы на этом пути стала «Железная женщина» (1981), биография баронессы М. Будберг, жизнь которой была тесно связана с М. Горьким, а затем с Г. Уэллсом. Обходясь без выдумки и без «украшений, рожденных воображением», Берберова создала яркий портрет авантюристки, принадлежавшей к тому человеческому типу, который, с точки зрения автора, особенно наглядно выявил типичные черты 20 века: исключительная женщина в беспощадное время, заставившее позабыть о многих моральных заповедях и «жить, чтобы выжить».
В 1986 году выходит нашумевшее исследование писательницы «Люди и ложи. Русские масоны XX века».
В 1972 году на русском языке была опубликована автобиография Н. Берберовой «Курсив мой». Определяя свою жизненную и литературную позицию как антипочвенную, антиправославную и прозападную, Берберова через эти характеристики выстраивает «структуру» собственной личности, противостоящей «бессмысленности и непрочности мира». Книга дает уникальную панораму интеллектуальной и художественной жизни русской эмиграции в период между двумя мировыми войнами. Она содержит ценные мемуарные свидетельства (особенно о Ходасевиче) и разборы творчества видных писателей русского Зарубежья (Набоков, Г. Иванов и др.).
Нина Берберова приехала на родину впервые в 1989 году, она не была здесь почти семьдесят лет. Она отказалась от посещения мемориальных мест, связанных с ее молодостью. «Меня интересуют люди, а не кладбища», - заявила она. После поездки по городу в автомобиле отметила: «Исчезла культура парадных подъездов».
«Почти 90-летняя женщина с полными живости узко разрезанными глазами, с милым, чуть обезьяньим личиком, нисколько не потерявшим обаяния из-за сетки морщин, молодо пружиня на стройных ногах, легко поднялась на сцену и дала двухчасовой урок словесного фехтования в грациозном стиле петербургских и парижских эмигрантских салонов перед залом, где, казалось, все искрило от энтузиазма первых лет перестройки», - напишет Евгений Евтушенко.
Настоящее возвращение Нины Берберовой в Россию состоялось позже, когда массовыми тиражами стали издавать ее книги: «Чайковский», «Неизвестная Берберова», «Люди и ложи», «Курсив мой», «Железная женщина». Их читают люди разных поколений.
Последние годы жизни Н. Берберова провела в Принстоне, будучи профессором университета в отставке. Здесь и умерла в 1993 году.
Поэт Андрей Вознесенский написал стихотворение, посвященное Берберовой, после посещения ее дома в Принстоне в 1988 г.
Вы мне написали правою,
за левую извиняясь,
которая была в гипсе –
бел-белое изваянье.
Вы выбрали пристань в Принстоне,
но, что замерло как снег
в откинутом жесте гипсовом,
мисс Серебряный век?..
Кленовые листы падали,
отстегиваясь как клипсы.
Простите мне мою правую,
за то, что она без гипса.
Как ароматна, Господи,
избегнувшая ЧК,
как персиковая косточка
смуглая Ваша щека!
Как женское тело гибко
сейчас у меня на глазах,
становится статуей, гипсом,
В неведомых нам садах…
Там нимфы – куда бельведерам.
Сад летний. Снегов овал.
Откинутый локоть Берберовой.
Был Гумилев офицером.
Он справа за локоть брал.