Бианки Виталий Валентинович (30 января (11 февраля) 1894, Санкт-Петербург, Российская империя – 10 июня 1959, Ленинград, СССР) – русский писатель, автор многих произведений для детей.
Необычная фамилия Бианки – наследие итальянских предков. Известно, что род Бианки в России появился в начале XIX века. Одна из его семейных ветвей имела швейцарские корни, другая – немецкие. Прадед Виталия Бианки был известным оперным певцом, который перед турне по Италии по настойчивым просьбам своего импресарио поменял немецкую фамилию Вайс (нем. Weiß – «белый») на Бианки (итальянское bianco тоже означает «белый»).
Семья Бианки жила в Петербурге на Университетской набережной, в квартирном флигеле Императорской Академии наук, напротив Зоологического музея. В этой же академической квартире родился и маленький Виталий. Младший из сыновей, Виталий, вспоминая детские посещения музея, рассказывал, как не верил тому, что застывшие вокруг звери и птицы – это чучела. «Они нарочно так заколдовались, потому что люди кругом», – думал он. И мечтал узнать заветное слово, которое всю эту живность расколдует. Впоследствии ему это блестяще удалось. Для него природа на всю жизнь стала главным – профессией и душой.
При каждой возможности отец брал с собой в лес Виталия. «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда». С тех пор лес стал для мальчика волшебной страной.
По окончании гимназии, В. В. Бианки в 1915 году поступает в Петроградский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Но учёбе помешала война. В 1916 году В.В. Бианки был призван в армию, после окончания ускоренного курса Владимирского военного училища в чине прапорщика он был направлен в артиллерийскую бригаду, формировавшуюся в Царском Селе. Здесь он встретил Октябрьскую революцию. Вскоре бригада была переведена в Поволжье, там, вероятно, распалась, и о судьбе Виталия Бианки его родные ничего не знали более двух лет. Лишь в 1920 году старшие братья (отец и мать к тому времени умерли) получили от него весточку, что он живет в Бийске.
В 1916 году Виталия призвали в армию. Окончил ускоренные курсы Владимирского военного училища и в чине прапорщика был направлен в артиллерийскую бригаду.
В феврале 1917 года солдаты избрали его в Совет солдатских и рабочих депутатов. Вошёл в партию эсеров. Был членом комиссии по охране художественных памятников Царского Села. Весной 1918 года вместе с частью оказался на Волге. Летом 1918 года Бианки стал работать в самарской газете «Народ» (издавалась с сентября по декабрь 1918 Агитационным культурно-просветительным отделом эсеровского Комуча).
В связи с наступлением войск Красной армии Бианки эвакуировался из Самары и жил некоторое время в Уфе, Екатеринбурге, затем снова в Уфе, потом в Томске и, наконец, осел в Бийске.
Здесь он был мобилизован в Русскую армию. После дезертирства оттуда, был вынужден скрываться под чужой фамилией. В это время он был Виталием Беляниным, студентом Петроградского университета и орнитологом-коллектором Зоологического музея Российской Академии наук. В результате двойная фамилия Бианки-Белянин осталась у него до конца жизни.
После установления советской власти в Бийске Бианки стал работать в отделе народного образования по музейной части. Работая в отделе народного образования дополнительно был назначен заведующим музеем. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна. Бианки был активным участником Бийского общества любителей природы, читал в Алтайском народном университете лекции по орнитологии. Живя в Бийске организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро.
На Алтае Виталий встретил свою будущую жену, «самого близкого человека на всём свете» – Веру Николаевну Клюжеву, преподававшую французский в той же школе. На Алтае же он начал писать ставшую знаменитой впоследствии «Лесную газету». Тогда – в виде заметок о природе в местной газете. Мечтал, вернувшись в Петроград, окончить университет и стать биологом. Но вместо этого оказался в литературной студии и почувствовал, что искусство ему ближе, чем наука.
С установлением Советской власти в Бийске В.В. Бианки работал в отделе народного образования по музейной части. Затем в дополнение к этой должности был назначен заведующим местным краеведческим музеем, организованным самим В.В. Бианки, а позднее утверждён ещё и преподавателем биологии в школе имени Коминтерна. Бианки активно участвовал в работе Бийского общества любителей природы, читал лекции по орнитологии в Алтайском Народном университете, организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро. Здесь же он впервые проявил свои литературные способности, публиковал небольшие заметки и стихи о природе. Бианки записывал свои впечатления и наблюдения за жизнью обителей тайги, в которой он провёл много времени. Он записывал всё даже тогда, когда эти записи казались бесполезными и лежали мёртвым грузом в ящике письменного стола. Однако спустя несколько лет им было суждено преобразоваться в увлекательные рассказы о мире природы и его обитателях.
Осенью 1922 года, прожив 4 года в Бийске, В.В. Бианки возвращается в Петроград. Он не стал оканчивать университет, и полностью посвятил себя литературному труду. К тому времени у него уже скопилось огромное количество записок-наблюдений о природе, и всё это требовало литературной обработки и представления в печатном виде.
В те годы в Петрограде при одной из библиотек существовал литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили К.Чуковский, С.Маршак, Б.Житков. Маршак и привёл однажды с собой Виталия Бианки. Рассказы о жизни животных понравились участникам кружка, и вскоре в ленинградском литературном журнале для детей «Воробей» (позже – «Новый Робинзон») был опубликован первый рассказ В.Бианки «Путешествие красноголового воробья». В 1923 году он начал публикации фенологического календаря в журнале «Воробей». В том же году увидела свет его книжка о жизни животных «Чей нос лучше?», вышедшая в частном издательстве «Радуга». Детский рассказ Бианки «Чей нос лучше?» полон очень точных сравнений-аналогий в юмористической окраске. Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и другие напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора. Рассказ «По следам» (1925) отличает захватывающий сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным. Он постоянно переиздаётся в разных сборниках. «Я заставил своего героя по этим следам распутывать неизвестную судьбу его сына, поставив человеческую жизнь в зависимость от знания следов», - писал Бианки.
Начиная с 1923 года выходят отдельными книгами «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Теремок» и другие произведения, принесшие писателю известность. Эти публикации являются прообразом его знаменитой и любимой многими детьми "Лесной газеты" (1927). Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Красная горка», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поёт?», Чей нос лучше?» и др.), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый сынишка», «Рассказы о тишине» помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть.
После 1923 года жизнь писателя казалась верхом счастья и благополучия. Одна за другой выходили и шли нарасхват его книжки. Росли слава, достаток. Любимое дело, любимая и любящая жена, славные дети. Но 5 декабря 1925 года В.Бианки вновь был арестован. Он ждал ареста ещё в начале года, после того как узнал, что органами ОГПУ взяты два его бывших товарища. По надуманному обвинению в причастности к несуществующий подпольной организации Бианки был приговорён к трем годам ссылки. Ему даже предложили на выбор три города: Пензу, Уральск, Троицк. Он выбрал Уральск. О его освобождении ходатайствовали многие, в том числе и Максим Горький. Два года Виталий Бианки прожил в городе Уральске. Очень много писал. Там были написаны большие повести «Одинец» – про лося и «Аскыр» – про саянского соболя, рассказы. Уральские впечатления вылились в повесть «Карабаш» – про беспризорную девочку и её друга, черноголового пса. Весной 1928 года Бианки разрешили переехать в Новгород (за пресловутый 101-й километр), а в начале 1929 года вернуться в Ленинград. 3 ноября 1932 года В.В. Бианки был вновь арестован, но 26 ноября освобожден «за отсутствием улик».
24 марта 1935 года при очистке Ленинграда от «социально опасного элемента», Бианки, как «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооруженного восстания против советской власти», был снова арестован. Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к пяти годам ссылки вместе с семьёй в город Иргиз Актюбинской области. Однако благодаря заступничеству жены Максима Горького Екатерины Павловны Пешковой 10 апреля 1935 года решение о ссылке было отменено, и Бианки был освобождён.
Виталий Бианки всегда рассматривал своё литературное творчество как «самоучитель любви к природе». Им было написано много замечательных сказок о природе, среди которых такие известные произведения, как «Первая охота» (1923), «Как Муравьишка домой спешил» (1935), «Сказки зверолова» (1937) и многие другие. По некоторым из рассказов Бианки с 1937 года снимались мультфильмы. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Всё самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый день, попадало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались на страницах журналов и газет. Это был поэтический гимн природе, уникальная книга-энциклопедия, книга-календарь, книга-игра, книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в мировой литературе для детей, переведённая впоследствии на многие языки народов мира. «Лесная газета», а также сборник «Лесные были и небылицы» стали настоящей классикой и образцом научно-художественной литературы для детей.
В 1941 году В.Бианки вернулся в Ленинград. Из-за болезни сердца он не призывался в армию, во время блокады был в эвакуации на Урале. Несмотря на все тяготы той поры, писатель получал мощнейший творческий заряд от повседневного общения с природой. В эти годы им было написано около полутора десятков рассказов, среди них – «Приказ на снегу» (1942), «Тетерева в лунках» (1942), «Мышарик» (1943) и др. После войны В.Бианки вернулся в Ленинград. Большую часть года, с ранней весны до поздней осени, жил за городом, на даче, где часто принимал юных любителей природы. Однажды среди его гостей оказался и Николай Сладков, ставший одним из самых лучших отечественных писателей-натуралистов двадцатого века. Своих друзей и коллег, замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц В.В. Бианки называл «переводчиками с бессловесного». Это были Н.Сладков, С.Сахарнов, Э.Шим. Бианки помогал им в работе над книгами. Вместе они вели радиопередачу «Вести из леса», продолжавшуюся много лет и полюбившуюся слушателям, над которой он работал вместе со своими учениками.
В 1946 году на эту тему им был написан рассказ «Несмышимка». Он ведётся от лица старого учёного-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу.
В последние годы В.В. Бианки тяжело болел. Системное заболевание сосудов вызывало постоянные сильные боли в ногах, почти полностью лишавшие возможности ходить. Он, всю жизнь живший лесом, больше не мог выбираться в лес. Он неоднократно участвовал в написании сценариев для художественных фильмов, мультфильмов, диафильмов о природе и животных. Мечтал создать клуб «Алые паруса», посвятив его памяти своего любимого писателя Александра Грина. В больнице, за день до смерти, он слушал «Вести из леса» – радиопередачу, которую сам придумал. И очень радовался, что удалось записать на магнитофон и включить в передачу голоса птиц.
За 35 лет творческой работы В.В. Бианки написал более 300 рассказов, повестей, сказок, статей и очерков о природе. В течение всей жизни вёл дневники и заметки натуралиста, отвечал на множество читательских писем. Общий тираж произведений Виталия Бианки превышает 40 миллионов экземпляров, они переведены на многие языки мира. Незадолго до своей смерти В.В. Бианки написал в предисловии к одному из своих произведений: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребёнка». Его жизнь трудно назвать лёгкой и безоблачной – война, ссылки, аресты, больное сердце; однако одни проблемы сменялись другими, а он так и остался «чудаком», для которого взгляд на распустившийся цветок или птицу, порхающую с ветки на ветку, компенсировал все неудачи, вместе взятые. Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась незавершённой.
Умер В.В. Бианки в Ленинграде 10 июня 1959 года в возрасте 65 лет. Он был похоронен на Богословском кладбище, где ему поставили маленький, но очень добрый памятник, на котором написано: «Виталию Валентиновичу Бианки, человеку и писателю». Книги В.В. Бианки остались в памяти нескольких поколений детей. Патриотизм, любовь и бережное отношение к родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому, разносторонние знания – вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково интересным не только для детей, но и для взрослых.