Богомолов Владимир Осипович (Иосифович) (до 1953 года Войтинский; 3 июля 1924, деревня Кирилловка (по другим данным Кириллово), Московская губерния – 30 декабря 2003, Москва) – советский и российский писатель.
Отец Владимира Богомолова (по некоторым сведениям – отчим) – Войтинский Иосиф Савельевич, петербургский юрист, специалист по гражданскому и советскому праву. Мать – Надежда Тобиас, дочь виленского адвоката, работала машинисткой в московском журнале «Знамя».
До 10-ти лет Владимир жил у родителей матери в подмосковном поселке Кириллово.
В 1938 году окончил семь классов средней школы г. Москвы, бросил школу и в 1939 г. уехал работать счетоводом, моряком, помощником моториста в Крым для оказания помощи семье. В мае 1941 г. вернулся в Москву и с началом Великой Отечественной войны пошел добровольцем в Московский противопожарный полк. Подав заявление добровольцем, становится курсанто полковой школы младших командиров одной из воздушно-десантных бригад.
Владимир Осипович Богомолов принадлежит к поколению двадцать шестого года. В войне он участвовал совсем юным. Украина, Белоруссия, Польша, Германия, Маньчжурия – вот его фронтовой путь. Он служил в армии и после войны. Словом, был профессиональным военным – стал профессиональным писателем.
Вся богомоловская проза – один том, у нее твердый состав; все, что в нее входит, старое или новое, в ней и остается, и вычеркнуть ничего нельзя.
«Немногим, которым обязаны слишком многие». Таким эпиграфом предварил Владимир Осипович Богомолов свой главный труд жизни – роман «Момент истины», над которым работал более 20 лет, с 1951 года, когда у него впервые появился замысел приключенческой повести для юношества «Осенью сорок четвертого». Под этими «немногими» он имел в виду военных контрразведчиков, вклад которых в победу в Великой Отечественной войне был, на взгляд автора, недооценен в тогдашней советской военной литературе.
Главной причиной, побудившей автора написать такую книгу, и было желание «реабилитировать» военных контрразведчиков: «В советской художественной литературе, к сожалению даже у талантливых авторов… офицеры контрразведки – образы исключительно отрицательные, негативные… Между тем все четыре года войны офицеры военной контрразведки самоотверженно выполняли опасную, сложную и крайне ответственную работу, от которой нередко зависели жизни тысяч людей, судьбы целых операций… В своей повести я стремлюсь реалистически показать трудную, самоотверженную работу армейских контрразведчиков на фронте…».
Да, все вот так и начиналось – бывший военный контрразведчик Богомолов решил написать повесть, а в итоге написал большой роман, громкому успеху которого немало поспособствовала скрупулезность Богомолова в подборе фактов, его дотошность – по словам самого Богомолова, его подход к подготовительной работе над произведением был таков: «Как бы хорошо я ни знал материал, я не полагаюсь на память: любая информация, любая деталь мною обязательно подвергается перекрестной проверке и только после этого является для меня достоверной.
Герои романа Владимира Богомолова «Момент истины» («В августе сорок четвертого...») воюют не числом, а умением. Как и они, он верит в честную, исполненную до конца, до «результата», работу, верит в силу умения и знаний, в решающие преимущества достойно мыслящей и ответственно действующей личности.
Книга сразу стала чрезвычайно популярной, практически сразу вышло книжное издание, затем роман был переиздан более ста раз общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведен на 30 языков, а в 2000 г. был экранизирован режиссером М. Пташуком (Богомолову экранизация не понравилась, и свое имя он из титров убрал).
Много лет назад был написан «Иван», и ничто в том рассказе с тех пор не поблекло, не потеряло смысла. Ничто в нем не побуждает сегодня делать «скидку» на время, обстоятельства, литературную неопытность автора и т.п. А рассказ-то был первый, напечатанный Богомоловым. Первый – и сразу замеченный и заставивший запомнить имя нового писателя.
О «сыне полка», о краткой и бренной любви на войне, о приключениях разведчиков и контрразведчиков писали до Богомолова и не раз. Но это не смутило его. Он писал вроде бы про то же самое, но по-другому и про другое; иногда он превосходил в знании предмета, но еще важнее, что понимал его зачастую глубже и видел дальше. Может быть, богомоловские истории потому и врезаются в память, что в них ощутима некая абсолютная правота, словно все в них исчерпано и прояснено до конца?
В 1962 г. повесть «Иван» была экранизирована А. Тарковским под названием «Иваново детство», а в 1967 г. вышел фильм «Зося» по одноименной повести В. Богомолова.
Теперь без «Ивана», без «Зоси», без коротких рассказов («Сердца моего боль» и др.), без романа «Момент истины» («В августе сорок четвертого...») наша «военная про¬за» непредставима.
Война у Богомолова нигде не изображена, как бой или бои: у него и стреляют-то мало. Стрельбы мало, но какова война, сомнений не остается. Преувеличенным представлениям о «факторе человечности» нет места.
Война остается войной, военные заботы – военными заботами, но повсюду у Богомолова, во всем, что написано, изображено им, присутствуют и внимательно смотрят широко открытые, живые человеческие глаза, вбирающие весь доступный им мир – без изъятия, без небрежения, без каких-либо шор.
Боль жизни, терзаемой войной, обнаруживает себя у Богомолова резче всего через гибель или несбыточность молодых надежд («Сердца моего боль», «Первая любовь», «Зося»), через страдание детей («Иван»).
Проза Владимира Богомолова чужда всему манерному, мнимо значительному, нарочито «художественному». Она неизменно ясна, сдержанна, предельно достоверна и убедительна. Все, о чем он говорит, серьезно, независимо от расхожих мнений и основано на том же суровом чувстве ответственности, которое вело героев писателя: «Никто за нас это не сделает...»
В июне 1952 года Владимир Богомолов экстерном закончил среднюю школу рабочей молодежи, затем обучался на специальности «Русская литература» в МГУ. Но на втором курсе оставил университет, признав для себя некоторый разрыв между преподаваемыми академическими и прикладными знаниями в области литературы, только в последних из которых, по его мнению, он нуждался. С момента выхода повести «Иван» в 1957 г. и до конца жизни категорически отказывался вступать в Союз писателей, несмотря на регулярные и настойчивые приглашения.
В 1990-е годы Владимир Осипович занимал активную гражданскую позицию, в частности, несколько раз обращался к высшему руководству России с требованием оказать государственную поддержку военным, проходившим службу в Прибалтике, и оказавшимся при распаде СССР лишенными основных социальных гарантий.