Булгаков Михаил Афанасьевич (3 мая 1891, Киев – 10 марта 1940, Москва) – русский писатель, драматург и театральный режиссер. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.
М.А. Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии и учительницы. В 1901-1909 гг. обучался в Первой гимназии, где получил основательное образование. В 1909-1916 гг. учился на медицинском факультете Киевского университета, окончив который, работал врачом в Вяземской городской земской больнице.
В 1913 году М. Булгаков вступает в свой первый брак – с Татьяной Лаппа.
В 1918 г. Булгаков уехал в Киев, в 1919 г. был мобилизован белыми как врач и находился в Добровольческой армии во Владикавказе. Не желая разделить судьбу эмигрировавших из России, Булгаков дезертировал и после прихода красных сотрудничал в газете в качестве корреспондента.
В 1920 г. Булгаков оставил медицину и всецело посвятил себя литературе. В 1921 г. он приехал в Москву, много раз менял место службы, находя «скудное, неверное, зыбкое» пропитание. Сотрудничал в газетах, вошел в среду московских писателей. Его ранняя проза – «Дьяволиада», «Записки на манжетах», «Роковые яйца», «Собачье сердце» и др. – свидетельствует о блистательной фантазии, большом таланте, экспериментирующем со словом и сюжетом. Но печатать удавалось далеко не все.
В 1924 году Михаил Булгаков знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая в 1925 году становится его новой женой.
Написанный Булгаковым роман «Белая гвардия», переделанный им для сцены под названием «Дни Турбиных» и поставленный МХАТом в 1926 г., имел зрительский успех, что, однако, не помешало появлению таких рецензий: «Я ничего не говорю против автора пьесы Булгакова, который чем был, тем и останется: новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы» (поэт А. Безыменский). Даже в Большой Советской Энциклопедии (1927) о пьесах драматурга сказано: «Булгаков использует теневые стороны советской действительности в целях ее дискредитирования и осмеяния». Вот почему закономерной выглядела информация «Вечерней Москвы» в марте 1929 г.: «Театры освобождаются от пьес Булгакова».
Затравленный, без средств к существованию, Булгаков написал безумное по смелости письмо Советскому правительству: «Зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя... я прошу... об изгнании меня за пределы СССР». Телефонный звонок И.В. Сталина означал, что Булгаков позволили жить в качестве режиссера Художественного театра. Он был лишен возможности видеть свои пьесы поставленными, а книги изданными. Лучшее, что было им создано, - пьесы «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман» увидели свет лишь в 50-х – нач. 60-х гг.
В 1929 году М. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, которая становится его третьей и последней женой.
Последний роман Булгакова «Мастер и Маргарита», принесший Булгакову мировую славу, над которым он работал уже смертельно больным, был напечатан полностью небольшим тиражом лишь в 1973, и это наконец-то позволило «открыть» Булгакова читателям на его родине.
10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е.С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н.В. Гоголя.
Экранизация произведений М. Булгакова
«Бег» (1970)
Кинофильм снят по мотивам произведений М. А. Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Черное море» режиссерами А. Аловым и В. Наумовым. В съемке фильма участвовала Елена Сергеевна, третья жена и муза Михаила Булгакова). По словам В. Наумова, она являлась звеном между съемочной группой фильма и М.А. Булгаковым. Многие сцены она рекомендовала переделать, а одну внесла сама в фильм. Это сцена, когда гробовщик проводит пальцем по щеке одного из белых офицеров и говорит: «Надобно побриться! А то мертвого будет не сподручно брить!». Владимир Наумов вспоминает, что присутствие Елены Сергеевны и ее советы создавали ощущение присутствия самого Михаила Афанасьевича.
«Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (1973)
Советский фильм-спектакль, снятый на Центральном телевидении является экранизацией пьес «Кабала святош» Михаила Булгакова и «Дон Жуан, или Каменный пир» Мольера. Режиссер: Анатолий Эфрос. В фильме снимался мощнейший актерский состав: Юрий Любимов, Александр Ширвиндт, Ольга Яковлева, Леонид Броневой, Валентин Гафт, Лев Дуров, Леонид Каневский и др.
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Советская кинокомедия снята по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» режиссером Леонидом Гайдаем. Это последний фильм режиссера из серии о похождениях Шурика. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» - лидер советского кинопроката 1973 года – его посмотрели свыше 60 млн. зрителей. Несмотря на некоторые расхождения с произведением Булгакова, фильм выдержан строго по пьесе. В том числе и многие выражения, ставшие крылатыми, были придуманы Булгаковым и впервые появились именно в пьесе, а не в фильме.
«Дни Турбиных» (1976)
Трехсерийный художественный телевизионный фильм по одноименной пьесе (авторское изложение для сцены романа «Белая гвардия») М.А. Булгакова был снят по заказу Гостелерадио СССР. Режиссер фильма Владимир Басов собрал в нем прекрасный актерский ансамбль: Андрей Мягков, Андрей Ростоцкий, Валентина Титова, Олег Басилашвили, Василий Лановой, Петр Щербаков, Сергей Иванов, Владимир Самойлов, Глеб Стриженов, Борислав Брондуков и др.
«Собачье сердце» (1988)
Двухсерийный черно-белый художественный телефильм Владимира Бортко – телевизионная экранизация одноименного произведения Михаила Булгакова, бытовавшего в самиздате до самой горбачевской перестройки. Повесть «Собачье сердце» была опубликована впервые в 1987 году (журнал «Знамя»), то есть всего за год до выхода картины на экран. Фильм получил множество призов. Рассказывает режиссер Владимир Бортко: «На роль Шарикова было восемь претендентов, в том числе и любимый мною актёр и друг Николай Караченцов. Но Толоконников, обнаруженный нами в Алма-Ате, убил меня совершенно. На пробе он разыгрывал сцену с водкой: «Желаю, чтобы все!» Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дернулся кадык, что я утвердил его немедленно».
«Мастер и Маргарита» (1994)
Экранизация одноименного романа Михаила Булгакова режиссера Юрия Кары была снята в 1994 году, но не увидела света до 2011 года из-за разногласий режиссера и продюсеров – фирмы «ТАМП», владеющей правами на фильм, а позднее – из-за претензий Шиловского и Писарчика, потомков третьей жены Булгакова Е.С. Шиловской, которым принадлежат авторские права на роман (данная точка зрения оспаривается создателями фильма).
Камнем преткновения оказалась длительность фильма, которая в режиссерской версии составляла 3 часа и 20 минут. По требованию продюсеров она была сокращена до двух часов, ради чего пришлось убрать многие сюжетные линии. Это уже вызвало недовольство актеров. Закрытый показ сокращенной 118-минутной версии фильма состоялся на XXVIII Московском международном кинофестивале в 2006 году. В прокат в фильм вышел 7 апреля 2011 года.
«Роковые яйца» (1995)
Фильм режиссера Сергея Ломкина – экранизация одноименной повести М.А. Булгакова. В фильме снимались: Олег Янковский, Андрей Толубеев, Михаил Козаков, Нина Усатова, Гарик Сукачёв, Виктор Павлов, Татьяна Кравченко, Роман Мадянов, Сергей Гармаш, Александр Олешко, Семен Фарада, Владимир Стержаков, Валерий Носик, Зоя Буряк, Владимир Кашпур, Юрий Кузнецов, Александр Ширвиндт, Алексей Жарков, Александр Фатюшин, Амалия Мордвинова Александр Пашутин и др. замечательные актеры.
«Мастер и Маргарита» (2005)
Сериал снят по одноименному роману Михаила Булгакова. Режиссер Владимир Бортко поставил задачу наиболее полно и, по его мнению, адекватно передать роман. В этой ленте задействован широкий звездный состав. Москва начала 30-х запечатлена в тонах сепии, Ершалаим показан желтыми и красными оттенками, чудеса Воланда и его компании показаны в красках. Фильм смотрела треть населения России – около 40 млн. зрителей.
«Морфий» (Морфій) (2008)
Фильм снят режиссером Алексеем Балабановым по сценарию Сергея Бодрова-младшего, написанному им по мотивам рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача» и «Морфий». Сюжет фильма имеет мало общего с одноименным рассказом Михаила Булгакова. Натурные съемки проходили в Угличе. В фильме звучат песни в исполнении Александра Вертинского: «Танго Магнолия», «Снежная колыбельная», «Кокаинетка».