Чуковский Корней Иванович (19 (31) марта 1882 – 28 октября 1969), настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков – русский советский писатель, поэт, переводчик, литературовед.
Корней Иванович Чуковский родился в Санкт-Петербурге. Он долгие годы страдал от того, что был «незаконнорожденным». Отцом являлся Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского. Отец оставил их, женившись на «женщине своего круга», и его мать – полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова – переехала в Одессу. Там Николай был отдан в гимназию, но в пятом классе его отчислили из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб».
Чуковский занимался самообразованием, изучил английский язык. С 1901 года он начинает писать статьи в «Одесских новостях». В 1903 Чуковский был отправлен корреспондентом в Лондон, где основательно ознакомился с английской литературой. Вернувшись в Россию во время революции 1905 года, Чуковский был захвачен революционными событиями, посетил броненосец «Потемкин», сотрудничал в журнале В.Я. Брюсова «Весы», затем начал издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Ф. Сологуб и Тэффи. После четвертого номера его арестовали за «оскорбление величества». К счастью Корнея Ивановича, его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания.
В 1906 году Корней Иванович приезжает в финское местечко Куоккала, где сводит близкое знакомство с художником И. Репиным и писателем В. Короленко. Также писатель поддерживал контакты с Л.Н. Андреевым, А.И. Куприным, В.В. Маяковским. Все они впоследствии стали персонажами его мемуарных книг и очерков, а домашний рукописный альманах «Чукоккала», в котором оставили свои творческие автографы десятки знаменитостей – от Репина до Солженицына, - со временем превратился в бесценный культурный памятник.
В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский становится влиятельным критиком, громит бульварную литературу. Острые статьи Чуковского выходили в периодике, а затем составили книги «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922) и др. В Куоккале Чуковский познакомился с В. Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал.
Чуковский – первый в России исследователь «массовой культуры». Творческие интересы Чуковского постоянно расширялись, его работа со временем приобретала все более универсальный, энциклопедический характер.
После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников – «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский».
Приступив по совету В.Г. Короленко к изучению наследия Н.А. Некрасова, Чуковский сделал немало текстологических открытий, сумел изменить к лучшему эстетическую репутацию поэта. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Итогом этой исследовательской творчества Некрасова стала книга «Мастерство Некрасова» (1952). Попутно Чуковский изучал поэзию Т.Г. Шевченко, литературу 1860-х годов, биографию и творчество А.П. Чехова.
Возглавив по приглашению М. Горького детский отдел издательства «Парус», Чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей. В 1916 Чуковский составил сборник «Елка» и написал свою первую сказку «Крокодил» (1916). Яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий ритм делали его стихотворения быстро запоминающимися.
В 1920-е годы выходят его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище» (1923), «Муха-Цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925), «Телефон» и «Федорино горе» (1926), «Айболит» (1929) – непревзойденные шедевры литературы «для маленьких», издающиеся до сих пор. Кроме того Чуковский записывал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством. Из этих записей родилась книга «Маленькие дети» (1928), получившая затем название «От двух до пяти» (1933). Книга переиздавалась 21 раз и с каждым новым изданием пополнялась. А замечательную сказку «Чудо-дерево» (1924), писатель посвятил своей маленькой дочери Муре, рано умершей от туберкулеза.
Книги Чуковского иллюстрировали лучшие художники того времени, что делало их еще более привлекательными.
Детские стихи Чуковского подверглись в сталинскую эпоху жестокой травле, хотя известно, что сам Сталин неоднократно цитировал «Тараканище». Инициатором травли стала Н.К. Крупская, неадекватная критика исходила и от Агнии Барто. В среде редакторов возник даже такой термин – «чуковщина».
В 1930-х гг. и позднее, Чуковский много занимается переводами и начинает писать мемуары, над которыми работал до конца жизни. Он открыл для русского читателя У. Уитмена (которому посвятил исследование «Мой Уитмен»), Р. Киплинга, О. Уайльда. Переводил М. Твена, Г. Честертона, О. Генри, А.К. Дойла, У. Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д. Дефо, Р.Э. Распэ, Дж. Гринвуда.
В 1957 году Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 году – почетное звание доктора литературы Оксфордского университета. Как лингвист Чуковский написал остроумную и темпераментную книгу о русском языке «Живой как жизнь» (1962). Как переводчик Чуковский занимался теорией перевода, создав одну из самых авторитетных в этой области книг – «Высокое искусство» (1968).
В последние годы Чуковский поддерживал контакты с диссидентами (Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Литвиновы, видным правозащитником была также его дочь Лидия). На даче в Переделкино, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей.
Умер Корней Иванович Чуковский 28 октября 1969 года от вирусного гепатита на даче в Переделкино, где прожил большую часть жизни, Прощаться пришло очень мало москвичей: в газетах не было ни строки о предстоящей панихиде. Сейчас в Переделкино действует музей К.И. Чуковского.