Фраерман Рувим Исаевич (1891, Могилев – 1972, Москва) – советский детский писатель, прозаик.
Современники Фраермана знали его доброжелательно общительным, чутко отзывавшимся на общественную жизнь, преданным в дружбе и более всего озабоченным раздумьями о человеческом счастье. Как необходим такой человек в наше сложное время, в быстро меняющихся событиях которого разобраться трудно даже зрелым людям, а юным тем более. Им прежде всего Рувим Исаевич Фраерман и отдавал свое сердце, для них писал книги, к ним обращался со своими раздумьями, с ними чаще всего встречался.
Первые проблески литературного призвания относятся к годам учения в Могилевском реальном училище, когда в самодеятельном ученическом журнале появляются стихи Фраермана. Но это еще даже не начало литературной деятельности, это отклик на зов, звучащий в человеке. Р. Фраерману, как и большинству других, пришлось изрядно походить по жизненным дорогам, прежде чем прочно сесть за письменный стол.
После окончания реального училища он поступил в Харьковский технологический институт. Проучился три года. Выезжал на практику в Баку, а затем на Дальний Восток, где его и застала Октябрьская революция. Юный Фраерман ведет революционную работу среди железнодорожников, затем действует в подполье, а в 1920 году становится комиссаром партизанского отряда. Во главе его совершает поход по побережью Охотского моря, затем через тайгу и Саянские хребты выходит в Якутск. Общение с рабочими, подполье, долгий и изнурительный поход с партизанами обогатили массой неизгладимых впечатлений, познакомили и сдружили с огромным количеством людей, среди которых будущий писатель и заприметил многих героев своих книг.
Сесть бы и по свежим впечатлениям начать творить. Но нет, время для этого еще не приспело. И не только потому, что ему велят заниматься журналистикой сначала в Якутске, а затем в Новониколаевске, поручая ответственные должности в газетах, но и потому еще, что писательство требует мастерства, а оно приобретается годами упорного труда. И тут журналистика пришлась весьма кстати. Даже став зрелым мастером, Р. Фраерман не порывает с ней. Уйдя в составе московского ополчения добровольцем на Великую Отечественную войну, он на фронте становится армейским газетчиком, а затем и в мирное время часто отзывается на звонки из редак¬ций газет и журналов.
Многие годы Р. Фраерман проработал сначала в РОСТа, а затем в ТАСС, где особенно сдружился с К. Паустовским, ставшим верным и самым близким его другом до конца дней. В эти годы они начинают литературную деятельность. И все же, прежде чем стать профессиональным литератором, Р. Фраерману предстоит несколько лет проработать в редакции газеты «Беднота». И здесь поездки по стране, работа с читательскими письмами, общение с множеством людей, на основе которого рождаются очерки, статьи, репортажи, фельетоны и даже веселая повесть «Мухогорская любовь».
Подлинно литературное творчество Р. Фраермана начинается с дальневосточных преимущественно партизанских повестей «На Амуре», «Огневка», «На мысу», «Буран», «Соболя» и более зрелых, не утративших художественной ценности и до сих пор, таких, как «Васька-гиляк», «Никичен». Две последние повести, да и не только они, а, скажем, те же «Соболя», написаны с таким блеском, с такой отточенностью, что по ним и сейчас впору учиться литературному мастерству.
Вспоминая Дальневосточный край, былые походы и встречи, Рувим Исаевич признавался: «Я узнал и полюбил всем сердцем и величественную красоту этого края, и ее бедные, угнетенные при царизме народы. Особенно я полюбил тунгусов, этих веселых, неутомимых охотников, которые в нужде и бедствиях сумели сохранить в чистоте свою душу, любили тайгу, знали ее законы и вечные законы дружбы человека с человеком.
Там-то я наблюдал много примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками, примеры истинного рыцарства и преданности в дружбе и любви. Там я нашел своего Фильку».
Первые повести Р. Фраермана были высоко оценены К. Паустовским, А. Фадеевым, В. Гроссманом, А. Платоновым и другими. Впоследствии все они стали близкими друзьями Рувима Исаевича.
Самой большой писательской удачей Фраермана принято считать знаменитую «Повесть о первой любви».
Чем так привлекала и продолжает привлекать сердца эта маленькая повесть, написанная единым духом в один зимний месяц в деревенской глуши?
Вспомним, что писалась эта повесть в страшное время свирепого разгула сталинского произвола. Истинные чувства и помыслы приходилось таить. Процветало ханжество. И вот в мир, в котором принято было выдавать черное за белое, пришла книга, провозгласившая чистоту чувств, право на правду, честный взгляд на истинные моральные ценности. Книга, призывавшая поступать по совести, не кривить душой, не считаться с тем, выгодно это или нет.
Не случайно «Дикая собака Динго» вызвала у некоторой части критиков резко отрицательные отзывы, обвинения во всякого рода грехах. Но и в то время нашлись люди, которые, правда, не обнажая глубинной сути авторского замысла, защитили ее. Главным защитником, конечно же, был читатель, не только с жадным вниманием читавший и заваливший автора благодарственными письмами, но и передававший читательскую эстафету поколению за поколением.
Юная героиня повести Таня Сабанеева пытается осмыслить, как получилось, что ее родители, хорошие люди, разошлись. Со свойственной юности прямотой Таня однажды спрашивает мать:
- Почему отец ушел от нас? Кто виноват в этом, ответь мне.
Как трудно отвечать на такой вопрос. И не каждый писатель отважится поставить его. Для этого нужна истинная смелость. На прямой вопрос следует и прямой ответ:
- Таня, - сказала мать, - люди живут вместе, когда любят друг друга, а когда не любят, они не живут вместе, они расходятся. Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена.
Провозгласить, что человек свободен всегда и что это закон на вечные времена – в условиях полнейшей несвободы – гражданский подвиг.
Чистоту чувств, честность, правдивость, стремление жить свободно писатель не ограничивает кругом семейных отношений, - все это распространяет на школьных друзей Тани, на взрослых, с которыми ей приходится взаимодействовать. Мораль не может быть только семейной, она потребна всем людям, всему обществу. Писатель утверждал это пафосом книги, связав честь, правду, счастье воедино. Это и определило долгий век повести.
И последующие книги Р. Фраермана «Дальнее плавание», «Золотой василек», «Желанный цветок», «Ласточки», «Непоседа» и другие, в сущности, посвящены одной главной теме – поискам человеческого счастья, основанного на чести, правде, справедливости.
Эти же проблемы лежат и в основе его публицистических книг «Готовы ли вы к жизни?» и «Испытание души», написанных преимущественно на материале, почерпнутом из сотен и сотен писем юных читателей и живого общения с ними. Многое в этих книгах сохранило ценность и для современного читателя.
Нельзя не отметить, что Р. Фраерман был вдумчивым ценителем литературы. Его перу принадлежат краткие, но очень точные портреты близких ему по духу писателей, не один десяток статей и рецензий, наполненных умом и талантом.
Рувим Исаевич был невероятно скромен в жизни, отчасти, наверное, и поэтому до сих пор труд его так и не оценен должным образом.