Галич Александр Аркадьевич (настоящая фамилия Гинзбург; 19 октября 1918, Екатеринослав – 15 декабря 1977, Париж) – русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен.
«Галич» - литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»).
Александр Галич родился в интеллигентной семье. Литературой стал увлекаться очень рано, первое стихотворение опубликовал в 14 лет. После девятого класса поступил в Литинститут имени А.М. Горького, где занимался у Э. Багрицкого, который предсказал ему «блестящее будущее». После смерти наставника в 1934 г. перешел в Оперно-драматическую студию им. К. С. Станиславского. Из-за врожденного порока сердца не воевал, но выезжал с театральными бригадами на фронт.
В Ташкенте он женился на актрисе Валентине Архангельской, где в 1943 г. у них родилась дочь Алена Архангельская-Галич.
После войны продолжал работать в театрах, написал несколько известных пьес («Вас вызывает Таймыр», «Будни и праздники», «Походный марш»). По его киносценариям поставлены популярные фильмы («Верные друзья», «На семи ветрах», «Государственный преступник»).
В конце 1950-х гг. в поезде Москва – Ленинград сочинил свою первую песню «Леночка», и в 1960-х стал особенно известным как неофициальный бард. Он сочинял и исполнял под собственный аккомпанемент на гитаре сатирические песни, которые записывались на магнитофон и широко распространялись. Это явление получило название «магнитиздата», в параллель к «самиздату».
Песни Галича получили широкое распространение среди творческой и научной интеллигенции. На концертах Галича не было свободного места, люди сидели на лестницах и стояли в проходах, а после исполнения «Памяти Пастернака» зал неизменно вставал. Именно с этого момента у Галича возникают проблемы с властью. После песни «Петербургский романс», которую Галич написал, узнав о вводе советских войск в Чехословакию, ему сделали первое предупреждение, да и родные просили быть благоразумнее, но Александр Аркадьевич не прислушался. Он продолжал писать и исполнять «антисоветские песни», и ему этого не простили. Власть полностью перекрыла Галичу кислород – его исключили из всех творческих союзов, запретили давать публичные концерты, сняли с репертуара спектакли, новые кинопроекты закрыли, а уже снятые фильмы перестали показывать, лишили авторских отчислений из ВААП. Всеми возможными способами его вынуждали покинуть страну.
В 1974 году вместе со второй женой Ангелиной Шекрот (Прохоровой) его высылают из СССР. Из Советского Союза Александр Аркадьевич уехал с нехитрым скарбом – пишущей машинкой, гитарой и двумя чемоданами. Он работает в Норвегии, затем в Мюнхене и Париже на Радио Свобода. Он продолжал писать стихи, поэмы, песенные баллады и прозу, причем его сатира была направлена против западных либералов, а лирика устремлялась назад, в Москву.
Эмиграция далась Галичу тяжело. Поэт мог пережить отсутствие свободы, но жизнь без языка и публики была выше его сил. Да, он работал на радио «Свобода», вел радиодневник, пел свои песни и рассказывал гастрольные истории, прямого общения с теми, кто раньше приходил на концерты, это ему заменить не могло. Преданный своими многочисленными друзьями-товарищами, коллегами и учениками («Знать бы загодя, кого сторониться, а кому была улыбка – причастьем!»), он все равно тосковал по стране, в которой родился и жил. Василий Аксенов вспоминал, как встретил Александра Аркадьевича в Америке: «Галич в шикарном пальто и кепке сел в кресло и сказал: «Самое страшное изобретение Ленина – высылка из России. Хуже ничего нет. Лучше бы меня в лагерь отправили!». Несчастнее человека я не видел».
Александр Галич умер от удара током в своей парижской квартире. В официальных документах написано, что это был несчастный случай: Александр Аркадьевич подключал музыкальную аппаратуру, что-то перепутал и вставил вилку не в то гнездо. В том, что удар током стал причиной смерти Галича, не сомневались даже его друзья - Владимир Максимов, Василий Бетаки и Михаил Шемякин. Но дочь поэта Алена Александровна твердо уверена: ее отца убили.