Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (8 февраля (20 февраля) 1852, Санкт-Петербург – 27 ноября (10 декабря) 1906, Санкт-Петербург) – русский писатель, инженер и путешественник.
Большую литературу делают разные по дарованию писатели, разные по проблемам, которые их волнуют, разные по стилю и языку. У каждого из них есть своя «ниша», которую никто, кроме этого писателя, не заполнит. Неповторимость, своеобразие, уникальность вклада писателя в литературу и читательское сознание – вот главный критерий оценки того или иного писателя, даже если «ты не Пушкин».
Гарина-Михайловского ценили современники как одного из первоклассных писателей. Горький называл его «бесконечно талантливым». А мы забыли, оставили от него лишь «Детство Темы».
Попробуем же все вместе восстановить этого писателя в законных правах. От этого мы станем богаче.
Итак, Николай Георгиевич Михайловский родился в Петербурге 2 февраля 1852 г. Его отец происходил из знатного дворянского рода, мать также принадлежала к высшему свету. Крестным отцом мальчика был Николай I. Отец – военный, вышел в отставку в чине генерала. Мальчик унаследовал отцовскую безоглядную храбрость.
Детство Гарина-Михайловского прошло в Одессе и имении отца в Херсонской губернии. Он учился сначала в частной немецкой школе, затем в Ришельевской классической гимназии. Этот период жизни отражен им в написанных позднее, уже в зрелые годы, повестях «Детство Темы» и «Гимназисты» (опубликованы в Петербурге в 1892-1893 гг. в журнале «Русское богатство»).
В Петербург вернулся, чтобы поступить в университет на юридический факультет в 1870 г. Через год, разочаровавшись в юриспруденции и провалив экзамен, перешел в Институт путей сообщения, который окончил в 1878 г. Студенческие годы в Петербурге отражены им в повести «Студенты» и начале «Инженеров». «Студенты» напечатаны в том же «Русском богатстве» в 1895 г., «Инженеры» не завершены писателем и появились после его смерти в сборниках «Знание» за 1907 г.
Во время студенческой практики он работает кочегаром на железной дороге, после окончания института едет строить нужные в период русско-турецкой войны дороги в Молдавии и Болгарии. До 1880 г. служит в Петербурге в Министерстве путей сообщения.
В 1879 г. женился (венчался в Одессе). После рождения первого ребенка Михайловский получил назначение на строительство железной дороги в Батум; ушел оттуда, не желая мириться с порядками (взятки, участие в подрядах), подал в отставку в 1882 г.
Три года (1883-1886) занимался сельским хозяйством в Самарской губернии, пытаясь наладить его у себя в купленном имении и у крестьян, многого достиг, но кончилось все тремя «красными петухами» - поджогами. Его «Деревенские записки» об этом периоде очень ценили современники, любил Чехов.
Снова приехал в Петербург в Министерство путей сообщения за назначением и работал на изысканиях по прокладке дорог на Урале до 1890 г. Проявил незаурядный талант инженера-практика, способного месяцами работать с 5 утра до 9 вечера («от зари до зари» - если крестьяне это могут, может и он), и инженера-теоретика. Пишет статьи «Несколько полезных предложений по удешевлению сооружения железной дороги», «Несколько слов о Сибирской железной дороге». Впоследствии эти и другие его статьи обратят на себя внимание Александра III, и, когда его в очередной раз вынудят уйти с государственной службы и он будет работать по приглашениям губерний (ради денег, семья растет), по распоряжению царя и благодаря сменившемуся министру путей сообщения он снова вернется на службу. На здании Института инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге – барельеф Н. Г. Гарина-Михайловского как выдающегося теоретика и практика, одного из авторов проекта Транссибирской железной дороги. Во время русско-японской войны он будет не только писать о ней заметки, но и строить в Маньчжурии дороги. Кстати, за шесть лет до войны он «предсказал ее неизбежность» в книге «В стране желтого дьявола» - о дальневосточной политике России.
В 1890 г. Николай Георгиевич перебирается в Петербург окончательно. Семья разрастется, в ней семеро своих и четверо приемных детей. Не бросая службы, он начинает писать. Первые опыты были еще в студенческие годы, но после неудачи с печатанием рассказа в юности на долгие годы, почти до сорока лет, бросает занятия литературой. В 1891 г. садится за «Детство Темы» и в течение четырех лет создает три из четырех частей эпопеи «из семейной хроники».
В 1891 г., перезаложив имение, покупает право издания «Русского богатства» вместе с В. Г. Короленко, активно участвует в литературной и общественной жизни.
Гарин-Михайловский – гениальный знаток психологии детства и его защитник. Он был глубоко убежден, что все дети заслуживают того, что называется счастливым детством.
Гарин утверждает своими произведениями, что основа жизни ребенка – любовь, которая ему нужна от других и которую он готов щедро дарить людям, прежде всего близким, но и другим и всей природе в целом.
Он проводит своего героя, доброго, впечатлительного, горячего мальчика, через все горнила жизни.
В конце тетралогии жизненные позиции Артемия Карташева и Николая Михайловского, его создателя, становятся наиболее близкими, хотя и во всем предшествующем повествовании Тема имел прототипом своего автора. Автобиографизм этих повестей несомненен, но не абсолютен. Гарин создает портрет близкого ему и понятного изнутри человека, он как бы сознательно сгущает трудности и сложности его судьбы, рисует не только без прикрас, но конденсирует, выпячивает «темные метания моего забулдыги Артемия Карташева», чтобы через это показать, как человек может победить искусы судьбы, хотя жизнь, знает он, может быть «злым и безнаказанным издевательством».
«Инженеры» - любимая книга самого писателя, написанная необыкновенно ярко. Это лебединая песня его героя и его самого – взлет судьбы, достижение счастья путем любви и самоотдачи в работе и семье.
Жизнь как осмысленные поступки, дело, имеющее цель, идея, воплощенная в дело, - «сим победиши!» - считал Гарин-Михайловский: верой в жизнь, азартом охоты «за делом, поиском наилучшего варианта» решения (так назван один из его рассказов, который так и не был напечатан при его жизни – он и в нем искал «вариант», хотя обычно писал «на облучке», т.е. в дороге, часто второпях).
Последний день жизни Николая Георгиевича был таким же насыщенным, как и вся его жизнь: вечером 26 ноября 1906 г. до 4 ч ночи обсуждался на квартире Михайловских вопрос о новом театре (Гарин, кстати, написал не-сколько пьес), 27-го в 9 утра он уже снова за своим письменным столом, днем обсуждал архитектуру будущих станций Южнобережной электрической дороги в Крыму (дописать «Инженеров» и достроить дорогу в Крыму – было два главных дела для него), в 10 вечера уехал в редакцию журнала «Вестник жизни» на обсуждение вопроса об организации нового журнала. Участвовал в дискуссии, в частности – с Луначарским, хотя незадолго до этого передал партии через Красина большую сумму денег. А через несколько минут почувствовал себя плохо, сказал: «Подкатило», лет на диван и больше не поднялся. Врач установил, что сердце было здоровым, паралич наступил от сильного переутомления.
Средств на похороны у семьи не оказалось. В жизни он всегда раздавал их, считая «лишними». Деньги по подписке собрала петербургская интеллигенция.
Огромная толпа на Лиговке и Расстанной до Волкова кладбища провожала писателя в последний путь. На его могиле позднее, в 1912 г., был установлен памятник работы Л. В. Шервуда: писатель присел отдохнуть на кушетку, подперев рукой голову: «В могиле отдохну, там высплюсь...» - говорил он при жизни.
Таков еще один вариант судьбы человека конца XIX – начала XX в., сумевшего в то смутное время найти свое место в жизни. За 15 лет своей писательской деятельности из 54 отпущенных ему судьбой он сделал очень много и остается в русской истории не только как выдающийся инженер-путеец, слава России – это признано, его имя увековечено на стене института, который он кончал, но и как выдающийся писатель-классик, впитавший в себя лучшие традиции великой русской литературы, сумевший не только сохранить вечные ее истины, но и обогатить ее новыми темами, их решением, динамизмом и яркостью повествования, глубиной психологического анализа душевного мира и поведения растущего человека, прозрениями в психологии детства, фундаментальностью построения его четырехчастной «семейной хроники» и ясностью, простотой, легкостью изложения событий, яркостью характеров и языка.
В нашей богатой литературе это одно из ярких созвездий.