Гиппиус Зинаида Николаевна (8 (20) ноября 1869, Белёв, Тульская губерния – 9 сентября 1945, Париж, Франция) – русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик.
Стихи Зинаида писала с детства. Первое напечатанное стихотворение появилось в «Северном вестнике» в 1888 г. В следующем году она вышла замуж за Дмитрия Мережковского, с которым 52 года не разлучалась ни на один день до его смерти, последовавшей в 1941 г.
За время супружества один стал продолжением другого, стали как бы «сиамскими близнецами». Даже споры между ними были всего лишь внутренним диалогом их раздвоенного сознания – одного на двоих.
Это был уникальный жизненный и творческий союз, сыгравший огромную роль в развитии и становлении литературы Серебряного века.
Гиппиус с первого взгляда производила неизгладимое впечатление на собеседника. Вот как описывала ее другая женщина, Ариадна Тыркова-Вильямс: «Она была очень красивая. Высокая, тонкая, как юноша, гибкая. Золотые косы дважды обвивались вокруг ее маленькой, хорошо посаженной головы. Глаза большие, зеленые, русалочьи, беспокойные и скользящие. Улыбка почти не сходила с ее лица, но это ее не красило. Казалось, вот-вот с этих ярко накрашенных тонких губ сорвется колючее, недоброе слово. Ей очень хотелось поражать, притягивать, очаровывать, покорять… Высоко откинув острый локоть, она поминутно подносила к близоруким глазам золотой лорнет и, прищурясь, через него рассматривала людей, как букашек, не заботясь о том, приятно ли им это или неприятно. Одевалась она живописно, но тоже с вывертом».
Дмитрий Сергеевич Мережковский был эрудированным, энциклопедически образованным человеком. Он сыграл большую роль в становлении таланта Зинаиды Николаевны. Она была поэтом, прозаиком, драматургом. В своей литературной критике Гиппиус во многом следовала за Мережковским. Под псевдонимом Антон крайний регулярно помещала статьи и заметки о текущей литературе. Рассказы и романы, по ее собственному признанию, писала чаще всего ради денег. Но была одна область, где она затмевала мужа, - поэзия. С юности жило в ней ожидание чуда, стремление к неизвестному, непонятному, к тому, чего, возможно, нет на свете.
И пусть будет то, чего не бывает,
Никогда не бывает:
Мне бледное небо чудес обещает,
Оно обещает,
Но плачу без слез о неверном обете,
О неверном обете…
Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете.
З. Н. Гиппиус. Песня
Хотя за свою жизнь Гиппиус написала не так много стихов, но без них невозможно себе представить русскую поэзию начала XX века.
Первая поэтическая книга – «Собрание стихов. 1889-1903»; ко времени ее выхода было опубликовано несколько сборников рассказов Гиппиус и роман «Победители».
Вместе с Мережковским Гиппиус участвовала как один из основателей петербургского Религиозно-философского общества и в редактировании журнала «Новый путь». Столь же активными творчески были и годы между двумя революциями, из которых около восьми лет Гиппиус жила в Западной Европе. За этот период вышли сборники ее рассказов «Алый меч», «Черное по белому», «Лунные муравьи», а также «Литературный дневник» (1907), драма «Маков цвет», написанная совместно с Д. Мережковским и Д. Философовым, и два романа – «Чертова кукла» и «Роман-царевич».
В 1910 г. издательство символистов «Скорпион» выпустило второй том «Собрания стихов» Гиппиус. Последняя ее предэмигрантская поэтическая книга «Последние стихи» вышла в 1918 г.
Оригинальность личности Гиппиус, необычайный склад ее ума отмечали многие. Блок говорил о ее «единственности». Маковский вспоминал, что была она «вызывающе не как все: умом пронзительным еще больше, чем наружностью». Поэт Вл. Злобин, секретарь Мережковских, видевшийся с Зинаидой Николаевной тридцать лет подряд, говорил о ней: «Странное это было существо, словно с другой планеты. Порой она казалась нереальной, как это часто бывает при очень большой красоте или чрезмерном уродстве».
В начале XX в. квартира Мережковских в доме, известном как «дом Мурузи», являлась одним из центров литературной и религиозно-философской жизни Санкт-Петербурга. Среди наиболее известных посетителей их салона, в котором проводились религиозно-философские собрания, были Василий Розанов, Федор Соллогуб, Николай Бердяев… Не получив «прописки» в салоне, никто не мог считаться полноправным членом культурного бомонда России.
Гиппиус любила экспериментировать над людьми, конфузить их, бросать в краску, эпатировать колкими фразами и смелыми шутками. Ее устные суждения отличались большим остроумием и афористичностью. Их резкость и умение больно уязвить своего противника принесли Зинаиде Николаевне репутацию, которую однажды так определил Василий Розанов: «Это, я вам скажу, не женщина, а настоящий черт – и по уму и по всему прочему…»
Гиппиус поражала всех своим умом, сознанием собственной исключительности, эгоцентризмом, подчеркнутой манерой высказываться наперекор общепринятым суждениям. Ее стихи невозможно было спутать с другими.
Гиппиус восторженно приняла Февральскую революцию 1917 г., приветствовала Временное правительство, хорошо зная его главу, Керенского. Но то, что произошло дальше, ужаснуло ее…
«О, какие противные, черные, страшные и стыдные дни!» - восклицает Гиппиус в октябре 1917 г.
Она порвала отношения с А. Блоком и В. Брюсовым, сотрудничавшими с новой властью.
В декабре 1919 г. вместе с Мережковским, Философовым и Злобиным Зинаида Гиппиус перешла польскую границу. Около десяти месяцев жила в Польше. Основала газету «Свобода» и выпустила под псевдонимом Антон Кирша сборник стихотворений «Походные песни».
С 1920 г. Гиппиус и Мережковский постоянно жили в Париже. Ее публицистика, критические статьи и воспоминания печатались в зарубежных повременных изданиях, в частности в «Современных записках».
В 1925 г. были изданы ее мемуары «Живые лица» - одна из первых книг литературных воспоминаний в эмиграции.
Вместе с Мережковским Зинаида Николаевна основала в начале 1927 общество «Зеленая лампа» - широко известный в зарубежье кружок интеллигенции, своего рода «инкубатор идей». Известностью пользовались и воскресные собрания в квартире Мережковских, представлявшие собой ядро общества «Зеленая лампа».
В эмиграции Гиппиус издала еще два поэтических сборника: «Стихи: Дневник 1911-1921» и «Сияния», ставшие событием в литературной жизни «Русского Парижа». Писала поэму «Последний круг», оставшуюся доконченной.
Для Гиппиус характерен диссиметрический свободный стих. Язык ее стихотворений четок, заострен, непрозрачен, внешне прост – много проще, чем та сложная внутренняя жизнь, которая всегда оставляла свой след в ее стихах. Молодое поколение зарубежных поэтов ценило в творчестве Гиппиус именно «Сияния».
Гиппиус принесла в эмиграцию не только свою политическую непримиримость и желание «свидетельствовать о правде, говорить, кричать о ней», она принесла с собой петербургскую атмосферу, воздух «серебряного века». Однако новая действительность, новый человек «в чем-то основном от нее ускользал».
Вскоре после нападения Германии на СССР Мережковский выступил по германскому радио, в котором призвал к борьбе с большевизмом (обстоятельства этого события вызвали позже споры и разночтения). З. Гиппиус, «узнав об этом радиовыступлении, была не только расстроена, но даже напугана», - первой её реакцией стали слова: «это конец». Она не ошиблась: сотрудничества с Гитлером, заключавшегося лишь в одной этой радиоречи, Мережковскому не простили. Парижская квартира Мережковских была описана за неплатёж, им приходилось экономить на малом. Смерть Дмитрия Сергеевича явилась для Зинаиды Николаевны сильнейшим ударом.
Вдова писателя, подвергшаяся в эмигрантской среде остракизму, посвятила свои последние годы работе над биографией покойного мужа; эта книга осталась неоконченной и была издана в 1951 году.
Умерла Зинаида Николаевна Гиппиус в Париже на 76-м году жизни. Похоронена на кладбище Сен-Женевьев де Буа рядом с мужем Дмитрием Сергеевичем Мережковским.