Губарев Виталий Георгиевич (17 (30) августа 1912, Ростов-на-Дону – 1981, Москва) – советский детский писатель.
Родился будущий писатель в Ростове-на-Дону, согласно советским официальным источникам, в учительской семье. По другим сведениям, отец Виталия Губарева был из дворян, в ходе Гражданской войны отступил с белогвардейской армией и пропал в Польше. Мать, дочь священника, осталась одна с двумя детьми. Детство писателя прошло на хуторе Большая Козинка, где его бабушка заведовала начальной школой, где окончил 9 классов школы.
Печататься Виталий Губарев начал рано, еще в 1926 году в ростовском детском журнале «Горн» был опубликован его первый рассказ «Гнилое дерево». Четырнадцатилетний автор посвятил свое первое печатное произведение пионерскому лагерю, дружбе городских и сельских ребят. С той поры писатель ни на день не порывал связи с пионерской организацией. Он сам был пионером и пионервожатым.
С 1931 г. Губарев работает в Москве в детских и комсомольских газетах и журналах «Колхозные ребята», «Пионерская правда», «Комсомольская правда». Многие годы был главным редактором «Пионерской правды».
Как журналист Виталий Губарев получил известность после освещения им убийства Павлика Морозова, был одним из создателей его легенды. В 1933 году Губарев написал об этих событиях книгу «Один из одиннадцати», позже переработанную в повесть «Павлик Морозов» и одноимённую пьесу, которые впоследствии часто переиздавались в Советском Союзе и за рубежом.
В Москве Губарев встретился с Юлией Левтери, студенткой МГПИ, с которой был знаком ещё со школы. В 1936 году они заключили официальный брак. В этом браке родилась их дочь Валерия, которая стала прототипом Яло в сказке «Королевство кривых зеркал». Впоследствии, после распада первого брака, был женат на актрисе Тамаре Носовой, игравшей в экранизации этой сказки, и Ангелине Князевой.
В послевоенный период Губарев стал известен как драматург. На сцене театров страны прошли постановки его пьес «Королевство кривых зеркал» (1952), написанной в соавторстве с Андреем Успенским, «Павлик Морозов» (1953), «Барышня» (1954), фантастическая комедия «Великий волшебник» (1956), переработанная впоследствии в повесть «Трое на острове» (1959), «Встреча на далекой планете» (1962).
Наибольшую известность писателю принесли его повести-сказки «Королевство кривых зеркал» (1951), «Трое на острове» (1959), «Путешествие на Утреннюю Звезду» (1961), «Часы веков» (1965), «Преданье старины глубокой» (1970) и «В Тридевятом царстве» (1970), вошедшие в «золотой фонд» отечественной литературы для детей. Стиль Губарева интересен соединением элементов сказки, исторических романов и фантастики.
Повесть-сказка «Королевство кривых зеркал», переработанная в 1952 году в пьесу, была экранизирована по сценарию В. Губарева в 1963 году режиссером Александром Роу.
У многих народов есть свои сказки о зеркалах. Писал о волшебном зеркале А. С. Пушкин. Английский писатель Л. Кэрролл написал сказку о зеркале, с помощью которого маленькая англичанка Алиса попадала в забавный мир каламбуров и несуразиц.
Но ни у одного автора до Виталия Губарева герой сказки не встречался с собственным отражением в зеркале и, так сказать, «не видел себя со стороны». И ни в одной сказке автору не помогали зеркала с такой уничтожающей силой разоблачать мир насилия, ханжества и угнетения человека, как в «Королевстве кривых зеркал».
Пионерка Оля, попадающая в это королевство вместе со своим отражением, потрясена увиденным. Порядки и обычаи этой ужасной страны несовместимы с моралью и совестью честного человека. Девочка, в обычной жизни не отличавшаяся никакими особыми качествами (больше того, в ее характере было немало различных недостатков, которые она легко разглядела в собственном отражении), – эта девочка становится настоящей героиней, когда чувствует, что в ее помощи нуждается угнетенный мальчик Гурд.
Рискуя жизнью, пройдя через труднейшие испытания, Оля, наконец, побеждает Зло и спасает Гурда от смерти.
Без преувеличения можно сказать, что «Королевство кривых зеркал» стала одной из самых любимых книг детей. Многие имена «имен наоборот», как Яло, Гурд, Аксал, Нушрок, Топсед, Абаж, Анидаг» стали нарицательными.
Как хороший педагог, В. Губарев рассказывает об очень серьезных вещах просто и увлекательно, без надоедливых нравоучений.
Повести-сказки Виталия Губарева, по-прежнему, пользуются большой популярностью у читателей, эти книги успешно продолжают переиздаваться и сейчас, в XXI веке.