Гюго Виктор Мари (26 февраля 1802, Безансон – 22 мая 1885, Париж) – французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма.
Родившийся 26 февраля 1802 в Безансоне Виктор Мари был третьим сыном капитана (позднее генерала наполеоновской армии) Ж.Л.С. Гюго. Его родители ввиду семейных разногласий жили раздельно, а их дети постоянно переходили из рук в руки. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой женщины, разделявшей роялистские и вольтерьянские взгляды.
В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше, в этом браке родилось пятеро детей.
Первая поэтическая книга Гюго «Оды и разные стихотворения» (1822) была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе. Гюго была определена пожизненная пенсия.
Определение «меланхолический романтик» никак не подходит к Виктору Гюго периода 1820-х годов. Счастливый супруг, любящий отец и необыкновенно удачливый литератор, он не ведал огорчений, какие увековечивают в прозе или стихах.
В 1827 г. Гюго опубликовал пьесу «Кромвель», слишком длинную для постановки на сцене; ее знаменитое «Предисловие» стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на столь любезное французам единство времени, места и действия, высказался в пользу более гибкой системы стихосложения и ратовал за соединение возвышенного с гротеском. Этот манифест, а также пронзительно человечная повесть «Последний день приговоренного к смерти» (1829) и поэтический сборник «Восточные мотивы» (1829) принесли Гюго славу.
Период с 1829 по 1843 был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. В 1829 г. появилась пьеса «Марион Делорм», запрещенная цензурой за нелицеприятный портрет Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал романтическую драму «Эрнани». За скандальной премьерой (25 февраля 1830 г.) последовали другие, столь же шумные ее представления. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и победой романтизма, которую окончательно закрепил успех «Собора Парижской Богоматери» (1831). В романе, живописующем Париж XV века и великое творение готики, Гюго впервые предстал как прозаик. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.
В 1830-е гг. все пьесы Гюго увидели свет рампы. Важные события произошли в личной жизни Гюго. Он проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ, с которой познакомился в начале 1833 г. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883 г. Выходившие с 1831 по 1840 сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта.
В 1841 г. заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом.
В 1843 г. поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом «Невзгоды», прерванную революцией 1848 года. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 2 декабря 1851 г. он бежал в Брюссель, оттуда перебрался на остров Джерси, где провел три года, а затем обосновался на острове Гернси.
За время долгого изгнания Гюго создал величайшие свои произведения. В 1853 г. появились «Возмездия», блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III; в 1856 г. вышел сборник лирической и философской поэзии «Созерцания»; в 1859 г. Гюго опубликовал первые два тома «Легенды веков», утвердившие за ним славу эпического поэта. В 1860-1861 гг. Гюго вернулся к начатому роману «Невзгоды». Книга была напечатана в 1862 г. под ставшим отныне знаменитым названием «Отверженные».
В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал трактат «Уильям Шекспир» (1864), сборник стихотворений «Песни улиц и лесов» (1865), а также два романа – «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869).
После крушения режима Наполеона III в 1870 году, в самом начале франко-прусской войны, Гюго вернулся с Жюльеттой в Париж. В течение многих лет он противостоял империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему была оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальное Собрание в 1871 г., Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства.
Смерть сына Шарля и хлопоты, связанные с заботой о внуках, объясняют его отсутствие в Париже в период Коммуны и гражданской войны. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842 года, стал сборник «Грозный год» (1872). В 1874 г. равнодушный к успехам натуралистической школы Гюго вновь обратился к историческому роману, написав роман «Девяносто третий год». В возрасте 75 лет он издал не только вторую часть «Легенды веков», но и сборник «Искусство быть дедом».
В 1883 году скончалась Жюльетта Друэ. После этого Гюго стал заметно сдавать. В мае 1885 году Гюго заболел пневмонией и 22 мая умер у себя дома. Церемония похорон продолжалась десять дней. В его похоронах участвовало около миллиона человек. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Руссо.
Всемирную известность получила и младшая дочь Виктора Гюго Адель. Но ее обессмертили психиатры.
Синдромом Адели называют всепоглощающую и длительную любовную одержимость. Болезненную страсть, которая остается без ответа. Всю свою жизнь Адель Гюго страдала от неразделенного чувства к английскому офицеру Альберту Пинсону.
Адель была пятым ребенком в семье, младшей из двух дочерей. На ее психическое состояние серьезным образом повлияли два обстоятельства: смерть старшей сестры и страстная, но безответная любовь к английскому офицеру. В 1843 году, катаясь на яхте, погибла ее 19-летняя старшая сестра Леопольдина.
В 1852 году Адель последовала за своим отцом в изгнание на остров Гернси, но там она стала жертвой депрессии, и в 1858 году ей пришлось вернуться во Францию для лечения.
В 1861 году, во время путешествия по Англии, Адель познакомилась с лейтенантом Пинсоном и безумно влюбилась в него.
Имея прекрасное образование, обладая привлекательной внешностью и незаурядным музыкальным талантом, Адель Гюго не была обделена мужским вниманием. Однако всем претендентам на ее руку и сердце девушка неизменно отвечала отказом. Все изменилось после того, как в ее жизни появился лейтенант Пинсон. Едва познакомившись ним, Адель поняла, что именно Пинсон – мужчина всей ее жизни, и решила, что непременно должна выйти за него замуж. Однако молодой англичанин совсем не спешил связывать себя узами брака. А вскоре он и вовсе начал избегать отчаянно влюбленную в него писательскую дочь.
Но одержимая страстью, Адель не отступала. Она преследовала возлюбленного по всему миру. Она писала ему бесконечные письма, оплачивала его карточные долги и даже сама нанимала ловеласу Пинсону проституток, поскольку лишь к дамам легкого поведения она его не ревновала.
Родителей, знакомых и всех вокруг Адель уверяла, что она и Пинсон – законные супруги. На самом же деле свадьба состоялась лишь в ее помутившемся воображении.
Изрядно подуставший от преследований дочери Гюго лейтенант многократно пытался убедить несчастную женщину не питать несбыточных надежд, просил оставить его в покое, и уехать во Францию. Но все было напрасно: каждый день Адель караулила его у казармы. Когда офицер появлялся, она устремляла на него свой пристальный взгляд, а затем, молча, шла за ним до самого дома.
Когда, спустя некоторое время, блудная дочь предстала перед отцом, Виктор Гюго едва узнал в помешанной, изможденной нищенке свою Адель. Ее, окончательно потерявшую рассудок, какой-то добрый человек привез во Францию с острова Барбадос…
Адель Гюго так и не пришла в себя. Свою жизнь она закончила в сумасшедшем доме в возрасте 85 лет, отойдя в мир иной с именем Альберта на устах. После ее смерти осталось бесчисленное количество неотправленных писем, которые она писала любимому всю свою жизнь.
История ее трагической любви к английскому лейтенанту легла в основу сюжета фильма Франсуа Трюффо «История Адели Г.». А психиатры обессмертили ее имя, присвоив его синдрому любовного помешательства.