Иванов Александр Александрович (9 декабря 1936 – 13 июня 1996) – поэт и публицист, пародист и сатирик, бессменный ведущий телепередачи «Вокруг смеха».
Александр Иванов родился в Москве в семье художника. В 1960 году закончил факультет рисования и черчения Московского заочного пединститута и до 30 лет работал никому не известным преподавателем черчения и начертательной геометрии в одном из московских техникумов. Иногда писал романтичные стихотворения, впоследствии, в конце 1962 года, перешел к стихотворным пародиям и эпиграммам. Именно они принесли ему известность и, можно сказать, что с них начался его творческий путь. Именно эти два жанра стали литературной профессией Иванова, хотя перу писателя принадлежит целый ряд статей, памфлетов, заметок.
Свои творения пародист посылал в «Литературную газету», которая быстро разглядела редкий талант Александра Иванова и подарила ему первую популярность. В 1968 году была опубликована его первая книжка пародий – «Любовь и горчица», в 1970 он был принят в Союз писателей. Затем выходили сборники «Смеясь и плача», «Не своим голосом», «Откуда что...», «О двух концах» и другие.
Александр Иванов много лет выступал со своими произведениями на эстраде, сыграл несколько небольших ролей в кино, тесно сотрудничал с «Литературной газетой» (16-я полоса, Клуб «12 стульев»).
«Вся его небольшая комната в коммуналке была завалена стихотворной «макулатурой», как тогда называли регулярные поэтические сборники, выходившие под маркой Союза писателей. В поисках пищи для пародий он скупал продукты творчества всех республиканских поэтов». Очень скоро он становится непревзойдённым мастером стихотворной пародии и эпиграммы. Цитаты его пародий уходят в народные присказки: «Не писал стихов и не пиши», «А пародисты не умрут, Покамест не иссяк Куняев», «А легла, так не вертись», фраза из пародии на стихи Е. Евтушенко «На бесптичье Женя соловей»…
Настоящий же успех пришел к Александру Иванову вместе с программой «Вокруг смеха». Ведущим этой передачи должен был стать Андрей Миронов, но его занятость не позволила регулярно вести передачу. Тогда жена создателя передачи Валериана Каландадзе Галина порекомендовала мужу попробовать в качестве ведущего Иванова. «Вокруг смеха» Иванов вел на телевидении тринадцать лет, с 1978 по 1991 годы.
Благодаря популярности передачи авторы сами становились в очередь, чтобы попасть под меткое перо Александра Иванова. Сами отмечали в тексте места, которые больше всего подходят для пародии. Внимание Иванова тогда означало взлет карьеры для любого поэта. Под перо Александра Иванова попадали Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Н. Доризо, Р. Казакова и многие другие.
Пародии писали и на самого Александра Иванова. Он относился к пародиям на себя доброжелательно. Иванову нравилась эпиграмма на себя, которую написал Фазиль Искандер:
Скорбен лик у Иванова –
Хоть пиши с него святого.
Благодушен в скорби он,
Как весенний скорпион.
Благодаря «Вокруг смеха» широкая советская публика узнала Жванецкого, Карцева и Ильченко, Горина, Арканова, Инина и многих других сатириков. Авторы жестко отбирали материалы для передачи. Ошибкой было бы думать, что маститые авторы избегали в своих произведениях пошлости. Цензура иногда не пропускала и Задорнова, и Хазанова, и самого Иванова. «Подходящих» же артистов приглашали на программу подчас из самых неожиданных мест. Надежду Бабкину – из собора, где она пела «а капелла». Александра Розенбаума – после того, как на кассетах услышали «Вальс-бостон» и «Ленинградские дворы». Последним найденным на программе талантом ее создатели считают Михаила Евдокимова. Его разыскали в Сибири, где Евдокимов работал директором столовой.
Александр Иванов на протяжении 13 лет был одним из «главных» сатириков страны. В 1991 году передачу закрыли. Привыкший к популярности, Александр Иванов с трудом переносил забвение. Пародист создал «Универсальный Юмористический Театр (УЮТ) Александра Иванова», но он не приносил достаточных для жизни денег. Так же как и многие творческие люди в то время, Иванов вынужден был зарабатывать любыми способами. И взамен телевидения он нашел для себя другую публичную нишу – политику. Демократы с радостью приняли его в свой стан: там острое перо Иванова потребовалось для борьбы с политическими конкурентами.
В 1993 году А.А. Иванов подписал Письмо сорока двух – публичное обращение группы известных литераторов к гражданам, правительству и президенту России по поводу событий 21 сентября – 4 октября 1993 года, в ходе которых произошел силовой разгон Верховного Совета России. Авторы призывали президента России запретить «все виды коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений», ужесточить законодательство, ввести и широко использовать жесткие санкции «за пропаганду фашизма, шовинизма, расовой ненависти», закрыть ряд газет и журналов, в частности газеты «День», «Советская Россия», «Литературная Россия», «Правда», а также телепрограмму «600 секунд», приостановить деятельность Советов, а также признать нелегитимными не только Съезд народных депутатов РФ, Верховный Совет РФ, но и все образованные ими органы (в том числе и Конституционный суд).
Несмотря на невзрачное обличье, Иванову удалось отхватить жену-красавицу, и ему завидовали многие мужчины. Балерина Мариинского театра Ольга Заботкина слыла одной из самых красивых женщин Северной столицы. Ее красоту ценили и кинорежиссеры. Еще в юности Заботкина сыграла Катю Татаринову в «Двух капитанах», да и позже ее приглашали на небольшие, но яркие роли. Ольга занялась организацией всех дел мужа. Ее так и называли серый кардинал. Заботкина взяла под правильный контроль весь быт. Заботкина стала по сути секретарем мужа-пародиста, присутствовала на записях программы, редактировала тексты. Она всюду сопровождала поэта.
Однако поэт не смог избавиться от алкогольной зависимости и в возрасте 59 лет скончался после обширного инфаркта, спровоцированного алкогольной интоксикацией. Похоронен на Введенском кладбище.