Лиханов Альберт Анатольевич (р. 13 сентября 1935, Киров) – детский и юношеский писатель.
«Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более, чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным ребенком».
А. А. Лиханов
Альберт Анатольевич Лиханов родился в простой семье, у которой, однако, была своя тайна. Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первые дни войны ушел добровольцем на фронт, мать, Милица Алексеевна – медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях. А вот прадед писателя по отцовской линии происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в отставку и поселился в Вятке, прервав, таким образом свою петербургскую историю.
Альберт (Глеб) Лиханов родился в Кирове, там окончил школу, уехал в Свердловск, где в 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета.
Затем он возвращается домой и работает литсотрудником газеты «Кировская правда». Там в 1960 году он становится не только свидетелем, но и участником истории, которая 20 с лишним лет спустя легла в основу известной повести «Благие намерения». Но к тому времени он уже будет не новичком в литературе. Так что работа в газете сыграет большую роль в становлении писателя – ведь чуть позже он станет главным редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове (1961-1964), потом отправится собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Новосибирск (1964-1966).
Еще в Кирове Альберт Лиханов пробует себя в литературе, и ему сопутствует удача. Журнал «Юность», выходивший тогда двухмиллионным тиражом, печатает его первый рассказ «Шагреневая кожа» (1962). Почти одновременно он становится участником IV Всесоюзного совещания молодых писателей в семинаре классика детской литературы Льва Кассиля.
В 1963 г. вышла в свет литературная книга, с которой писатель ведет свой творческий отсчет. «Да будет солнце!» - это повесть об итальянском художнике XIX века Эльвиро Андриолли.
Несколько позже Альберта Лиханова приглашают на работу в Москву. Потом он становится многолетним сотрудником популярного молодежного журнала «Смена» - сначала ответственным секретарем, а затем, тринадцать с лишним лет – главным редактором.
В эти же годы приходит литературная известность. Одну за другой «Юность» печатает его повести.
Работа в молодежной печати обогатила писателя необходимым опытом, познакомила с проблемами, заставила «влезть в гущу событий», которыми живут молодежь и подростки в нашей стране.
Обратившись однажды к этой теме, Лиханов остается верен ей на протяжении всей своей творческой жизни. «Своей главной темой и аудиторией, - говорит писатель, - я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать».
Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и др. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребенка, в формировании его характера.
А. Лиханов написал ряд замечательных произведений о военном детстве. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве.
Произведения о военном детстве созданы писателем на жизненной основе – памяти о своем детстве. В них автор передает ощущение пережитого в годы Великой Отечественной войны. Публицистичность, увлеченность, правдивость – характерные черты лихановского стиля во всех литературных жанрах.
Одно из наиболее драматических произведений о военном детстве – повесть «Последние холода» (1984). Эта повесть, а также повести «Магазин ненаглядных пособий» и «Детская библиотека» и другие повести этого цикла, а также роман «Мужская школа», составляют своеобразную дилогию о военном детстве. Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон» и романе «Мой генерал».
В книгах писателя чувствуется личность автора, она проявляется прежде всего в пафосе его творчества, в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе все самое лучшее.
1970-1990 гг. – период активной писательской деятельности Лиханова. Он публикует произведения различных жанров, обращенные к разным по возрасту читателям. Из размышлений над письмами читателей родился замысел книги о современном воспитании «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (1983), которая переведена на многие языки. За эту книгу А. А. Лиханов был удостоен Международной премии им. Януша Корчака в 1987г.
Все годы своего литературного становления, А. А. Лиханов сопрягает с энергичной общественной деятельностью – избирается секретарем Союза писателей Москвы, членом Правлений Союзов писателей СССР и РСФСР, президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД). И не расстается со своей главной темой и миром подрастающих людей. Хотя его и называют детским писателем, он никогда не имел отношения к бодрячеству пионерских и школьных повестей, нельзя его отнести и к детлитовским «смехачам» или «романтикам».
Проза Лиханова жестка, порой жестока, но ведь такова наша жизнь, как бы говорит писатель, считая главным смыслом своего литературного труда – подготовку растущего человека к преодолению трудностей, даже тягот, которые выпадают на долю совершенно еще невзрослых людей. В наши непростые времена такой выбор писателя, с точки зрения интересов детства – более чем справедлив.
Активное и глубокое отношение к жизни многосложного детского мира позволили А. А. Лиханову дважды добиться поразительного успеха: по его письмам к властям в 1985 и 1987 годах были приняты Постановления Правительства СССР о помощи детям-сиротам. В 1987 году по его инициативе создан Советский детский фонд имени В. И. Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учрежден Российский детский фонд. Обе эти общественные организации и возглавляет писатель А. А. Лиханов.
Как нетрудно заметить, писательское слово у этого человека не расходится с его поступками. Однажды он заметил, что стыдно сострадать детским бедам на бумаге, ничего не сделав в жизни для одоления детских бед.
В 1989 году писателя избирают Народным депутатом СССР и членом Верховного совета СССР. Ему предоставляется возможность от имени великой страны выразить отношение к проекту Всемирной Конвенции о правах ребенка, выступить в Третьем Главном комитете ООН при окончательном рассмотрении этого проекта и участвовать затем в торжественной сессии Генеральной Ассамблеи ООН при подписании этой Конвенции в качестве заместителя главы советской делегации.
Вернувшись в Москву, А. А. Лиханов проводит большую работу по подготовке этого важного документа к ратификации. Верховный Совет СССР ратифицирует Конвенцию, и она вступает в силу с 13 июня 1990 года.
Создавая Детский фонд, А. А. Лиханов учредил Научно-исследовательский институт детства, который возглавил. Поэтому можно смело сказать, что литературные, художественные труды писателя основываются на серьезной научной – аналитической и социальной основе. Не зря писатель избран академиком Российской академии образования и Российской академии естественных наук, почетным доктором или профессором целого ряда российских университетов и японского университета Сока (Токио).
На протяжении всей своей жизни А. А. Лиханов организует полезные инициативы. Будучи редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове, он создает литературный клуб «Молодость» для начинающих авторов, который работает до сих пор. Работая в Новосибирске, придумывает библиотеку «Молодая проза Сибири» в 50 томах, которую и осуществляет, переехав в Москву. Возглавив Детский фонд, он создает издательство «Дом», журналы «Мы» для подростков и «Трамвай» для малышей, а впоследствии журналы «Путеводная звезда. Школьное чтение», «Божий мир», «Дитя человеческое», «Зарубежный роман», Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность». По его инициативе в Подмосковье создан Реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов. В Кирове успешно действует Реабилитационный центр для детей с отклонениями в развитии, получивший имя Российского детского фонда, в создание которого А. А. Лиханов вместе с соратниками вложили немалые усилия.
В Белгородской области (с 2000 года) и в Кировской области (с 2001 года ) проводятся ежегодные Лихановские общественно-литературные и литературно-педагогические чтения, в которых принимает участие множество детей, родители, педагоги, творческая интеллигенция, общественность. В Кировской области учреждена премия имени Альберта Лиханова для библиотекарей школьных, детских и сельских библиотек. Для учителей начальной школы он учредил премию имени своей первой учительницы А. Н. Тепляшиной, учившей его в годы войны и удостоенной двух орденов Ленина.
В 2005, 2007 и 2010 годах Альберт Лиханов признан Человеком года в России, в 2005 – в США, в 2006 удостоен мировой медали «Freedom» - «за ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра». Кембриджский университет (Англия) включил его в список 1000 выдающихся европейцев XXI века. В 2010 году награжден в США International Award Pace (Международной премией мира), в 2010 году Биографический центр Кембриджа (Англия) признал его Человеком года в области литературы и гуманизма, а Американский Биографический институт (США) избрал его своим пожизненным академиком.