Можаев Борис Андреевич (1 июня 1923, с. Пителино – 2 марта 1996, Москва) – русский писатель-прозаик, публицист.
Родился Борис Андреевич в селе Пителино Рязанской области в крестьянской семье. После того как окончил среднюю школу, продолжил обучение в Горьковском институте инженеров водного транспорта на факультете кораблестроения. Но тогда за обучение ввели плату. До зимы Можаев еще хоть как-то умудрялся находить деньги на учебу, подрабатывая грузчиком на пристани. Пришлось институт оставить и уйти в армию. После службы в армии в 1943 году Можаев поступает в Высшее техническо-инженерное училище ВМС в Ленинграде. Одновременно обучается заочно на филфаке ЛГУ. После окончания училища в 1948 году его направляют в звании инженера-лейтенанта на Тихоокеанский флот. Участвовал в строительстве Порт-Артура. «Именно Дальний Восток меня сделал писателем», - писал Можаев.
В 1955 году во Владивостоке вышла первая книжка стихотворений Бориса Можаева «Зори над Океаном», в 1959 году – первая книга, написанная в прозе, «Власть тайги»: рассказы и повести. Там же в 1955 году увидели свет «Удэгейские сказки» (Можаев, как составитель и собиратель).
Художественной и исторической дальновидностью отличалось все творчество Можаева. Глубочайшая эрудированность, полемический острый дар, талант, независимо, российская ли то история или же история земледелия России на громаднейших ее территориях, сделали Можаева уже в самом начале 60-х годов достаточно видным очеркистом и публицистом. Можаев всегда пытался защищать независимость хозяйственника-работника, самостоятельность экономического плана земледельца – из жанра в жанр, из года в год, будь то роман или очерк, сценарий или статья.
В начале 60-х Борис Андреевич с женой Мильдой Эмильевной получили трехкомнатную квартиру в Рязани. Тогдашний секретарь рязанского обкома Гришин очень хотел удержать в области уже набиравшего известность писателя. Героями рассказов и повестей Можаева чаще всего становились охотники, лесозаготовители, строители таежных поселков, хозяйственники... Борис Можаев поднимал проблемы варварского обращения с тайгой при существовавших хозяйственных механизмах, которые не только губят природу, но часто и ломают людские судьбы. В Рязани жил тогда и А. И. Солженицын, чей рассказ «Один день Ивана Денисовича» был только что напечатан в «Новом мире». Здесь-то и состоялась их первая встреча, ставшая началом долгой и крепкой дружбы, оборвавшейся лишь со смертью Бориса Андреевича. Можаев пришёл к Александру Исаевичу от имени «Литературной газеты» с предложением опубликовать у них что-нибудь. «В Можаеве я сразу почувствовал прямоту характера, бесхитростность», - вспоминал позднее Солженицын.
Вероятно, не могли не сойтись эти два русских писателя. «Я остро интересовался положением в советской деревне, историей русского крестьянства, ближней и дальней, - а Борис этим-то и дышал, и знал преотлично. Это и сблизило нас крепче всего помимо наставшей приятельской дружественности. Душевная прямота Бориса рождала распахнутость», - писал Александр Исаевич. «Первейшим знатоком русской деревни и природы» называл он Можаева.
В 1966 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть «Живой», которая ранее называлась «Из жизни Федора Кузькина». Критика встретила «Живого» с раздражением, лишь А. Твардовский, а за ним М. Алексеев увидели в повести принципиально важное. Повесть была с громадным трудом разрешена к публикации. Позднее «Живой» был признан классическим произведением «деревенской прозы».
Ее постановкой в Театре на Таганке занимался Юрий Любимов, увидевший в Кузькине характер масштаба нации (роль Кузькина пытался исполнять Валерий Золотухин). В результате спектакль был запрещен, а зритель его смог увидеть только спустя 21 год.
Можаев долгое время плотно сотрудничал с театром на Таганке. Фактически, этот театр стал целой вехой в биографии писателя. Он близко сдружился со многими актерами, особенно с Валерием Золотухиным и Владимиром Высоцким. А к Любимову испытывал огромную любовь. Войдя в состав Художественного совета, не пропускал ни одной премьеры, бывал на генеральных репетициях, старался, как мог, помочь Любимову в сражениях с чиновниками от культуры. Их пытались стравить. Подходили к Любимову и спрашивали, как вы могли связаться с таким антисоветским писателем, а потом к Можаеву – как вы могли связаться с таким антисоветским режиссером? Это дешевое стравливание никаких результатов не давало, только укрепляло их дружбу.
В 60-70-е годы Можаев создал череду необычайно противоречивых и разнообразных портретов собственных современников – череда рассказов, получившая общее название «Старые истории».
В 1980 году Можаев закончил свой роман «Мужики и бабы», который посвящался противостоянию крестьян на Рязанщине и насильственной коллективизации. Вторая книга романа, в которой воссоздавалась панорама восстания и последующего его подавления, была отвергнута всеми столичными журналами, а опубликовали ее только в 1987 году в журнале «Дон».
В планы писателя входило продолжение трилогии «Бабы и мужики», подразумевающее доведение повествования до нашего времени. Успел он написать только начальные главы романа-автобиографии «Изгой». Первая книга романа опубликована в журнале «Наш современник» в 1993 году. События романа происходят на Дальнем Востоке в конце 1950-х годов, в его центре судьба военного инженера, затем журналиста Сергея Бородина, сына Андрея Бородина из романа «Мужики и бабы».
В 1994 году Можаев становится главным редактором журнального издания «Россия», но сил хватило лишь на написание первого номера. В этом номере нашла свое место его статья, в которой рассматривается аграрная реформа, осуществляемая в Нижегородской области «Воля и Земля».
В 1995 году выходит книга рассказов и очерков под названием «Затмение», включающая статьи и очерки Можаева 90-х годов, которые посвящались реформам, проводимым в современной деревне. Статья, посвященная Севастополю «Крымские страдания», закончена была писателем за пару месяцев до смерти.
В последние годы жизни врачи обнаружили у писателя «недифференцированный рак» брюшных органов. Он ушел из жизни так же стремительно, как и жил. Борис Андреевич Можаев скончался в ночь на 2 марта 1996 года. Для многих его смерть стала неожиданностью.
Умение аккумулировать в себе огромные пласты разной информации, вникать в детали и видеть весь объем целого, природная отзывчивость и широта натуры – всё это качества Можаева-писателя и Можаева-человека, образующие многогранную и цельную личность. «Он брал на себя тяжести, как бы не соразмеряя их веса. И – нес, так и не соразмерив», - писал А. И. Солженицын.
Произведения Можаева, его герои не устаревают со временем, поскольку в них заключена вечная, неистребимая сила русской земли и русской души, живой до сей поры, несмотря ни на что.