Носов Николай Николаевич (10 (23) ноября 1908, Киев – 26 июля 1976, Москва) – советский детский писатель.
Что ни говорите, а Носов – самая подходящая фамилия для писателя, тем более – для детского писателя, и тем более – для веселого детского писателя. Только послушайте – Носов – просто, легко и немного забавно – хорошо, в общем. А еще лучше, если сам писатель подходит своей фамилии.
У Носова действительно был нос, и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи... И все это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд – неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его «хмурым ворчуном». Но что они знали, эти иные? Они ведь, наверное, и книг-то его никогда не читали!
Николай Николаевич Носов, и правда, был человеком необщительным, замкнутым, но шло это от какой-то особенной деликатности, ранимости и даже неуверенности в себе. Это последнее качество его характера тем более странно, что от природы он обладал разнообразными талантами, о чем могут свидетельствовать хотя бы его многочисленные увлечения.
«В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный... Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем», - так о своих «метаниях» он напишет в автобиографии. Но напишет, как всегда о себе, очень кратко. Для того чтобы эти сухие слова наполнить красками и звуками, стоит открыть его автобиографическую повесть «Тайна на дне колодца». И увидеть маленький поселок Ирпень неподалеку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актера (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова и где средний его сын, тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги. Вскоре семья переехала в Киев – пришло время определять мальчиков в гимназию. А всего через несколько лет началась гражданская война. Голод, тиф, смерть... многое пришлось пережить. И обо всем этом рассказал уже известный писатель Николай Николаевич Носов в своей последней книге. Повесть «Тайна на дне колодца» вышла отдельным изданием уже после смерти ее автора в 1978 году.
А ровно за сорок лет до этого, в 1938 году увидел свет его первый рассказ «Затейники». В это время Николай Носов еще работал в кино и продолжал там работать до 1951 года, снимая как режиссер самые разные мультипликационные, научные и учебные фильмы. Но одновременно он начал писать для детских журналов «Мурзилка», «Костер», «Затейник» и газеты «Пионерская правда», на страницах которых впервые появились его веселые рассказы. Появились и сразу же стали невероятно популярны. Почему? Да потому, что и для самых маленьких рассказов, и для самых «больших» повестей («Веселая семейка», 1949; «Дневник Коли Синицына», 1950; «Витя Малеев в школе и дома», 1951) Носов не выдумывал героев, а находил их (причем везде – по соседству, в гостях, просто на улице), и слушал, и позволял услышать своим читателям их рассказы о жизни, о друзьях, о самих себе.
Наверное, поэтому они, герои Носова, потом легко перекочевывали в фильмы и спектакли и очень естественно чувствовали себя там, оставаясь такими же непоседами, изобретателями и фантазерами, одним словом, обычными мальчишками. Совсем такими, какими впервые увидел их сам писатель.
В детскую литературу, по его признанию, Носов пришел случайно. Родился сын, и он стал «рассказывать ему сказки, придумывать забавные истории. Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше – психологии детей. Главное – любви к ним. И уважения».
Читая сейчас повести Носова, осознаешь, как сильно изменилось время: городские школьники у него бьются во время летних каникул над разведением пчел, устраивают инкубатор и почти месяц следят за температурой, чтобы вывести в нем птенцов... Но подобные занятия в описании Носова оказываются на удивление нескучными. Автор обладает важным для детского писателя качеством – умением заразить читателя увлеченностью своего героя, когда хочется отложить на время книжку и проделать что-нибудь подобное тому, о чем только что прочитал.
Со временем ко всем носовским героям присоединился еще один, на этот раз – сказочный. Незнайка пришел сам и привел с собой целую ораву веселых и шумных коротышек, которые выбрали себе для постоянного места жительства три книжки Носова: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1964-1965). И чем они только там не занимались – ссорились и мирились, строили воздушный шар, отправлялись в космическое путешествие и даже участвовали в революции на Луне (что делать – время было такое).
Это очень веселая сказка, герои которой подозрительно похожи на своих маленьких читателей. Особенно Незнайка. Ну, точь-в-точь мальчишка-сорванец, из-за своего неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории. Поэтому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда – советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира.