Осеева-Хмелева Валентина Александровна (28 апреля 1902, Киев – 5 июля 1969, Москва) – советский детский писатель.
Валентина Осеева родилась в Киеве в семье инженера. Ее отец работал инспектором на элеваторе, а мать – корректором в газете. Родители принимали активное участие в революционной борьбе. Из-за преследования полиции родители Валентины с тремя дочерьми вынуждены были часто переезжать из города в город. Свою учебу Валентина Осеева начала в гимназии в Киеве, а закончила в Житомире.
В юные годы она мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института имени Н. В. Лысенко в Киеве, но не закончила его. Всё изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.
После развода родителей мать, Ариадна Леонидовна, с дочерьми Анжеликой и Валентиной в 1924 году по заданию партии была направлена в трудовую коммуну имени Клары Цеткин на станцию Солнечная для воспитания девочек, оставшихся без родителей после революции и гражданской войны.
В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
Дети и помогли воспитательнице обрести свое писательское призвание: для них она придумывала длинные повести с продолжением о Гражданской войне, о красных командирах, писала и ставила вместе с ребятами пьесы. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ – «Гришка».
Работая воспитательницей в Даниловском детском приемнике (на территории тогда закрытого Данилова монастыря), Валентина Осеева познакомилась со своим первым мужем в довольно романтичной обстановке: он приехал на коне и помог утихомирить юных бунтовщиков, но брак распался довольно быстро.
Видимо, из-за развода были и проблемы с сыном, мальчик даже пешком уходил к отцу, служащему тогда в Сибири.
В 1940 году вышла первая книжка писательницы «Рыжий кот».
В 40-х годах Валентина Осеева освоила трудный жанр – короткий рассказ с прямой воспитательной целью, пригодный для обучения чтению и дающий пищу для детских размышлений: «Волшебное слово», «На катке», «Три товарища», «Печенье», «Синие листья», «Сыновья» и др.
Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений.
Сюжеты рассказов взяты из повседневной жизни мальчиков и девочек. Герои и читатели учатся понимать законы нормальной жизни среди людей. Достойные качества и недостатки героев – это не условные детские добродетели и грехи (неряшливость, непослушание и т. п.), а вполне серьезные, «взрослые» качества: доброта, честность, чуткость – или эгоизм, подлость, равнодушие, грубость.
В годы Великой Отечественной войны они с сыном были в эвакуации в Башкирии, там писательница выучила башкирский, и впоследствии переводила произведения Мустая Карима на русский язык.
Рассказы В. Осеевой о детях военной поры – «Андрейка», «Отцовская куртка», «Татьяна Петровна», «Кочерыжка» - относятся к числу лучших произведений о войне в детской литературе. Они отличаются реалистическим изображением народных характеров и атмосферы того времени, особой теплотой повествовательного тона.
Кроме рассказов В. Осеева писала стихи и сказки, адресованные дошкольникам и младшим школьникам. Они напоминают «Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка с их нравоучительными аллегориями.
Однако именно реалистическая проза была сильнейшей стороной ее творчества. Рассказы Осеевой сильны своей жизненной достоверностью. Сама она утверждала: «Ничто выдуманное, «высосанное из пальца» не живет. Герои мертвы, они смотрят со страниц, как разодетые манекены. Напрасно, пытаясь их оживить, писатель придумывает для этих образов «украшательные» детали, - они еще упорней мстят своим мертвым равнодушием...»
Крупная повествовательная форма не сразу была освоена писательницей. В 1946 году Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи» (1947, 1951, 1952). Писательница в ней показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта книга была отмечена Государственной премией.
Многие эпизоды нелегкого детства писательницы нашли отражение в ее произведениях. До сих пор пользуется популярностью среди девочек среднего школьного возраста ее автобиографическая дилогия – повести «Динка» (1954-1956) и «Динка прощается с детством» (1969).