Остер Григорий Бенционович (род. 27 ноября 1947, Одесса) – писатель, сценарист, драматург, телеведущий.
Григорий Остер очень похож на счастливого человека. Наверное, это так и есть. На публике он всегда невозмутимо-спокоен, серьезно-ироничен, терпеливо отвечает на самые странные вопросы журналистов. А в общем? В общем это разумный человек, отец большой семьи и знаменитый писатель. А если заглянуть в его книги? в его «Вредные советы»? в «Папамамалогию»? Да просто малолетний хулиган! А с виду такой приличный мужчина...
Григорий Остер родился в Одессе но детство провел в Ялте, чего и всем добрым людям желает. Когда рядом теплое море, отношения с природой и с миром у ребенка складываются особым, гармоничным образом.
Папа его был портовым механиком, а мама работала в библиотеке. Мальчик прямо из школы шел в библиотеку, забирался на верхнюю полку, как Емеля на печь, и читал все подряд – сочинения Чехова, Джека Лондона, Вересаева... Однако, несмотря на любовь к чтению, автор «Вредных советов» не был пай-мальчиком. Был он октябренком, пионером, а вот комсомольцем уже не был – не захотел. Писал стихи и считался вундеркиндом. Такой ялтинской достопримечательностью, вроде Ласточкина гнезда: «А вот это мальчик, который пишет стихи!». Повзрослев, как и отец, служил во флоте – только в Северном флоте, за Полярным кругом. Был санинструктором, лечил матросов. Пытался притерпеться к вечной мерзлоте, полярной ночи. Получалось с трудом.
Вернувшись со службы домой и отдышавшись, Остер поступил в Литературный институт. Конкурс прошел по отделению поэзии, а приняли его в результате на драматургию, потому как считали: стихотворному ремеслу его учить – только портить. Но поскольку, еще будучи мальчиком, Остер обещал маме, что получит высшее образование, он его и получил. Через двенадцать лет. Учился долго, с перерывами, то на дневном отделении, то на заочном. Тогда же работал сторожем в Ялте – сторожил музей «Поляна сказок», что давало огромный простор воображению и много свободного времени для творчества.
Первая его книжка – сборник «взрослых» стихов. Ее столько редактировали, сокращали и преобразовывали, что этот 1974 год запомнился Остеру страшным годом. Может, после того он зарекся связываться со «взрослыми» издательствами? В общем, молодой человек вполне осознанно решил стать детским писателем. Первая книжка для детей «Как хорошо дарить подарки» вышла в 1975 г. Удав, Мартышка, Слоненок и Попугай впервые появились именно там. Книжку признали идеологически не выдержанной, и тираж следующей, «Котенок Гав», уже сократили вдвое. После третьей книжки, «Петька-микроб», Остера печатать перестали – твердо решили: такие писатели советским детям не нужны. Но спасибо Эдуарду Успенскому. Это он научил молодого коллегу писать сценарии мультфильмов. Более того, велел пойти на студию «Союзмультфильм» и посмотреть, как следует правильно представлять текст. Остер посмотрел – и стал приносить сценарии, оформленные так, как будто он уже сто лет пишет. Сценарии не просто принимали, а снимали чудесные мультфильмы про того же Удава, Мартышку, Слоненка и Попугая. И про маленьких обезьянок и их маму, и про котенка по имени Гав... Мультфильм – это самая демократичная форма искусства. Дети всех, даже очень больших начальников смотрели по телевизору сказки Остера. Наверное, потому у начальников не поднималась рука эти телесказки запретить.
Так что недаром Остера учили в Литинституте на драматурга. Он стал драматургом. По его сценариям постоянно снимались фильмы – их более семидесяти!
А сегодня «Вредные советы» заслонили все остальные произведения Остера. Однако отказаться от этого жанра автор уже не может. Ему заказывают «Вредные советы для непослушных бизнесменов». «Вредные советы отцам подрастающих детей» - принцип доведения правильной мысли до абсурда очень плодотворен и действует безотказно. Советы писателя понадобились самому Президенту России: в 2004 г. Остер принимает приглашение к сотрудничеству и создает сайт «Президент России – гражданам школьного возраста».
Отец пятерых детей, Остер не дает никаких рекомендаций по воспитанию. «Никакого опыта... выращивая детей, не приобретаешь, - уверяет он. – Потому что каждый ребенок – это отдельная история. С каждым надо устанавливать отношения заново, и каждый отец должен это делать сам. Давать родителям советы по воспитанию ребенка – все равно что советовать Богу, как создавать мир».
Григория Остера часто спрашивают, откуда он взял этих четверых – Удава, Слоненка, Попугая и Мартышку. И он неизменно отвечает: это один персонаж, разделенный на четыре. Вежливый, интеллигентный, немного застенчивый Слоненок легко готов подчиняться. Самоуверенный болтун Попугай слывет всезнайкой и обожает командовать. Неугомонная Мартышка вертится, бегает и верещит, так что мысль у нее не поспевает за действием. А неторопливый Удав задается философскими вопросами и развлекает друзей художественными фантазиями. В нормальном ребенке присутствуют все эти типы. Но доминирует какой- то один. «Во мне, - считает Григорий Бенционович, - доминирует Удав. Но семья иногда думает, что Попугай!».
Самое замечательное, что эти совершенно разные и очень живые персонажи дружат, любят и понимают друг друга. Не обижаются по пустякам и всегда приходят к согласию. Это школа общения для дошкольников. Школа, в которой они легко увидят себя и своих друзей.
Хорошая детская книжка приносит детям счастье. «Библиотечный мальчик» Григорий Остер хорошо это знает. Хорошая детская книжка – это и «Пеппи Длинныйчулок», и «Золотой ключик...». Это «Остров сокровищ» и «Карлик Нос», «Крокодил Гена» и «Белый Клык». В детской книжке должен быть увлекательный сюжет, понятный и симпатичный ребенку герой, юмор и нравственная основа.
Хорошую детскую книжку Григория Остера «Сказка с подробностями» называют гипертекстом, а ее автора первым постмодернистом в детской литературе. Постмодернизм характеризуется разрушением жанровых и прочих границ и канонов, нелинейным построением и прочими чудесами.
В сказке есть и юмор, и актуальная интерактивность, и увлекательный сюжет, и симпатичные герои. И всё в таких невероятных количествах, что, пожалуй, только и остается назвать ее «гипертекстом». Даже нравственная основа присутствует.
Недаром Григорий Остер называет «Сказку с подробностями» своей лучшей книгой. И недаром он вырастил пятерых детей. Весь тот опыт, который он «не приобрел», воспитывая каждого отдельного ребенка, сказывается здесь точным знанием детской психологии и неповторимой интонацией:
Обманите всех и, с детства
Притворившись милым, скромным,
Остроумным человеком,
Проживите так всю жизнь.