Распутин Валентин Григорьевич (15 марта 1937, село Усть-Уда, Восточно-Сибирская область – 14 марта 2015, Москва) – русский советский писатель, публицист, общественный деятель. Представитель «деревенской прозы».
Одним из самых знаменитых произведений Валентина Распутина является рассказ «Уроки французского» - про мальчика, которого из деревни отвезли в райцентр, учиться в средней школе. Голодающий, чужой среди сверстников, он отказывался от любых попыток принять помощь со стороны: молодой учительнице французского приходилось идти на хитрости, чтобы хоть как-то накормить гордого парнишку или дать ему денег. Рассказ этот был почти автобиографическим.
Валентин Григорьевич родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. С двух лет он жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района, которая, как и старая Усть-Уда, впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС. В 1944-м его отдали в районную школу за 50 километров от родных мест. Следующие несколько лет он мыкался по чужим семьям и жил в необыкновенной бедности (приходилось прятать ноги под стол – он стеснялся, что не было нормальных сапог, только легкие деревенские сапожки-ичиги). Зато книги у него были: Распутин вспоминал, что зачитывался Пушкиным, Тургеневым, Николаем Островским и вообще всем, что мог найти в скромной школьной библиотеке (вообще читать он обожал с раннего детства, набрасываясь на газеты и журналы).
Потому и поступать Распутин решил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Рассчитывал стать педагогом, но потом начал писать для сибирских газет, - в одной из них и остался работать после окончания университета. И параллельно сочинял рассказы (как Распутин сам потом вспоминал, к этому его подтолкнул пример друга, учившегося на год раньше и уже печатавшего прозу; а звали этого друга Александр Вампилов, через несколько лет он стал одним из лучших русских драматургов).
Первый рассказ Распутина был опубликован в 1961-м в журнале «Ангара». Через несколько лет в Чите проходил семинар молодых писателей – там Распутин оказался в центре внимания; некоторые участники пророчили ему будущее крупнейшего российского писателя. Приехавший из Москвы прозаик Владимир Чивилихин был так впечатлен, что даже лично передал по телефону рассказ Распутина «Ветер ищет тебя» в «Комсомольскую правду». Вскоре Распутин публиковался и в «Огоньке», и в «Литературной России». Столичный литературный бомонд заинтересовался его рассказами всерьез: Распутина принимают в Союз писателей, в журналах начинают выходить его повести.
Молодого Распутина вспоминали как человека серьезного и молчаливого – и произведения его были печальными, а еще чаще трагическими. Принесшая всесоюзную известность повесть «Последний срок» - о смерти старухи, к которой съезжаются проститься дети. «Прощание с Матёрой» - о смерти целой деревни, расположенной на островке посреди Ангары: ее должны затопить в связи со строительством Братской ГЭС. Старики, в отличие от молодых, не хотят ее покидать и поверить в то, что весь традиционный уклад их жизни обречен на разрушение. Для самого Распутина, стоит ли напоминать, традиции, обычаи, язык, земля были очень важны – именно за их сохранение он и сражался.
В 90-е он ушел в публицистику, а заодно в общественную деятельность: устраивал встречи молодых сибирских писателей, яростно боролся с планами строительства заводов на берегах Байкала, добился, чтоб в его родной Аталанке построили новую школу…
Умер писатель в московской больнице, после долгой тяжелой болезни, не дожив считанных часов до своего 78-летия. Похоронили его в Иркутске, где покоятся его жена и погибшая в авиакатастрофе в 2006 г. дочь.
Его проза кажется переменчивому времени стареющей и преходящей. Но в подлинном времени, которое живет не уличными, каждый день меняющимися законами, его книги стоят спокойно и уверенно.
Его герой – русский человек в его прощально открывшемся мужестве и терпении, и вместе – в его извечной женской, материнской стихии. Отчего лучшие характеры Распутина, вызывающие смятение грозной глубиной понимания, - всегда женщины, как его Василиса, его Анна из «Последнего срока», его Дарья из «Матёры», его Настёна из «Живи и помни», его Тамара Ивановна из «Дочь Ивана, мать Ивана». По этим распутинским характерам, пожалуй, и виднее всего, что Россия от века – матушка, как еще недавно сыновне звал ее народ. И матушка она не только своим детям, но и непутевому миру, который это про себя тайно знает, да хочет, как неразумное дитя, «по своей воле пожить».
Так благодарно и достойно ее мог написать только любящий сын, отвечающий за мать.
Теперь уже навсегда ясно, что это он с горькой твердостью и правом поставил памятник русской деревне, утонувшей на наших глазах невозвратно, как Атлантида или Китеж.
Мы уже никогда, наверно, не будем более так доверчиво чисты, так просты и мудры сердцем, как герои его книг, потому что мир прячется от испытующих глаз света в нарочитую сложность. Но, изгнанные из рая народной цельности, мы знаем, что они берегут то лучшее, что держит нас в жизни, спасает от духовного разорения и поддерживает надежду – если не на возвращение, то на высветление сердца.