Ремарк Эрих Мария (22 июня 1898, Оснабрюк – 25 сентября 1970, Локарно) – немецкий писатель XX века.
Эрих Мария Ремарк принес с собой в литературу понятие «потерянное поколение».
В 1929 году он написал роман «На западном фронте без перемен», который сделал его популярным. В этом произведении автор показал изнутри весь кошмар войны, все несчастья и потери, которые видели солдаты, а не пафос и лозунги, которые провозглашала власть.
Лейтмотивом всей творчества Эриха Марии было крушение установленных стандартов, полный переворот европейского мира. У него было много успешных популярных произведений, но навсегда эталоном, который затмевал других своей славой оставался его первый великий роман.
Ремарк был рожден в небогатой семье в провинции Нижняя Саксония. Его семейные корни были французскими, но в 19 веке предки переехали в Германию. Отец известного писателя Питер Франц Ремарк работал переплетчиком. Он зарабатывал мало, и семья не имела большого достатка. Несмотря на то, что отец не особо интересовался наукой и литературой, питал глубокий интерес к оккультизму и потустороннему, Эрих Мария рос очень умным, начитанным мальчиком. В классе он был лучшим учеником, а также проявлял недюжинные способности к музыке. В детстве шестилетнему Эриху прочили успешную музыкальную карьеру.
Учебу в университете города Мюнстера прервала война. Ремарк был призван в армию и в 18 лет ушел на фронт. Он воевал за свою страну, был ранен неоднократно, из-за чего остаток войны ему пришлось пробыть в госпитале. Еще до окончания войны он пошел на преподавательские курсы для ветеранов и вскоре после этого устроился на работу в школу. Проработав год, он переехал в Берлин и пытался устроить свою жизнь, найти свое место в обществе. Он работал каменщиком, водителем-испытателем на фирме, которая изготавливала шины, профессиональным автогонщиком, журналистом, перевозил надгробные памятники, играл на органе в часовне, расположенной при клинике для душевнобольных.
Нигде он долго не задерживался. Работая журналистом, он писал спортивные репортажи для журнала «Спорт в иллюстрациях». Это было движущим началом его литературного творчества. В 1919 году, сразу по окончании войны Ремарк издал в печать повесть, которая называлась «Женщина с молодыми глазами». Через год за ней последовал роман под названием «Мансарда снов». Уже в этих первых произведениях присутствовала характерная Ремарку манера излагать события просто, незамысловато, понятным языком с остроумно подмеченными деталями. Но в первые послевоенные годы это не было оценено читателями, и романы остались незамеченными в массе хлынувшей бульварной литературы. В 1925 году писатель получил место редактора в спортивной газете, для которой писал репортажи.
Порой пассиями Ремарка становятся женщины не самого высокого полета. Он знакомится с танцовщицей Илзой Юттой Замбоной и 14 октября 1925 года, к удивлению знакомых, женится на ней. Ильзе Ютта бедна и больна туберкулезом. Но пройдет совсем немного времени, и она станет прообразом нескольких женских персонажей его романов.
Ремарк понимал, как много он значит для этой женщины. В посланиях к своим друзьям он пишет, что чувствует ответственность за ее судьбу и хочет сделать ее более счастливой, насколько это возможно.
Те, кто читал роман «Три товарища», без труда вспомнят прекрасную Пат. Вот она в изящном серебристом платье, чарующая, с неземной грацией. Вот Пат тяжело больна, и Робби стремится спасти ее, Отто ради нее гонит свое авто, Карл мчит по горным дорогам. Пат – это Ильзе Ютта Замбона, первая жена великого писателя.
Ремарк изысканно одевается, даже носит монокль, часто бывает с Ильзой в светском обществе – они посещают театры и концертные залы, ужинают в дорогих ресторанах. В тот период Эрих Мария приобрел себе баронский титул (один обедневший аристократ формально его усыновил). Теперь на визитной карточке Ремарка красуется корона. Он водит дружбу со знаменитостями. В 1928 году выходит его новый роман «Станция на горизонте».
Однако уже в следующем, 1929 году Ремарк увлекается Бригиттой Нойнер, их близкие отношения продлятся два года. А в 1930 году завязывается роман с Рут Альбу – именно по ее совету писатель приобретает картины и другие предметы искусства, ставшие первыми в его знаменитой коллекции.
Ютта не остается в долгу и не скрывает своих многочисленных измен. Всё это приводит к разводу: 4 января 1930 года Эрих Мария и Ильзе Ютта перестают быть мужем и женой, однако их отношения на этом не прекращаются.
22 января 1938 года они снова вступают в брак. Ремарк совершает воистину благородный поступок, цель которого – помочь Ильзе Ютте Замбоне покинуть фашистскую Германию и обосноваться в Швейцарии. В следующем году она оказывается в Нью-Йорке. В марте 1940 года Ремарк живет с ней в Мехико, добиваясь для своей официальной супруги разрешения на проживание в США. После этого он по-прежнему часто с ней видится.
Самый длительный роман писателя на стороне связывал его с Марлен Дитрих, с которой он познакомился в Венеции в конце 30-х годов ХХ столетия.
Герой романа «Черный обелиск», действие которого происходит в предвоенной Германии, влюбляется в пациентку психиатрической клиники, страдающую шизофренией. Этот роман стал своеобразным прощанием Ремарка и с родиной, и с любимыми женщинами – Юттой и Марлен.
Лишь в 1957 году их брак официально расторгнут. До конца жизни Ремарк будет выплачивать своей бывшей супруге денежное пособие в 800 долларов в месяц; кроме того, оставит ей по завещанию 50 тысяч долларов. После развода Ильзе Ютта переезжает в Монте-Карло. Здесь она проживет до самой своей кончины, пережив Ремарка на пять лет.
Прославил Ремарка его третий роман «На западном фронте без перемен», который был очень актуальным в послевоенное время и вызывал агрессивные политические разногласия. Издательство вначале отвергло книгу, но когда в 1928 году он все же начал печататься в берлинской газете, он произвел фурор. Книга была продана тиражом 1,2 миллиона копий лишь за первый год.
Множество критиков назвали книгу лучшим произведением про войну за всю историю (всех веков). В нем очень просто, от первого лица, как и в большинстве его произведений, рассказывается о войне и ее кошмарах. Произведение отчасти автобиографическое, так как автор испытал все ужасы войны на себе.
Язык прост, картинка не напыщенна, без сгустков, все как есть – без излишнего сентиментализма. Автор не копается в душе у героя, он просто, даже, можно сказать, скупо описывает реалии этого жуткого и противоестественного человеку явления – войны.
Название романа себя оправдывает, перемен в сюжетной линии мало, все ужасающе однообразны, дни похожи один на другой.
Язык, которым Ремарк это описывает, поражающе прям, прост, точен. Даже сух в описании кровавых событий, что содействует правдивости повествования, натуральности и жизненности. В этом стиле чувствуется влияние экспрессионизма, популярного в литературе времен Первой мировой войны.
Ремарк хотел показать, подчеркнуть, выделить, что война не нужна людям, она бессмысленна, противоестественна, бесчеловечна, такое не должно повторяться. Автора передавал трагедию людей, которые вынуждены были воевать, убивать. Людей, чьи идеалы рушились, мир рушился, и спасение удавалось находить только в чистых человеческих отношениях, в дружбе, любви, верности. Через всю книгу чувствуются пацифистские призывы.
Следующий роман «Возвращение» был издан в 1931 году и появилась на волне успеха предыдущего. В нем писатель как бы продолжает начатую тему, он описывает первое время после войны. Это опустошение, неопределенность: что дальше? Здесь еще более явно чувствуется тоска, безысходность людей, истерзанных войной и выброшенных в мир без намека, подсказки, как жить дальше.
По роману «На западном фронте без перемен» снят фильм Льюиса Майлстоуна. Но во время властвующих нацистских сил оба романа Ремарка, как и фильм, снятый на основе одной из них, были запрещены, сожжены, а на премьере фильма солдаты устроили погром. Ремарка обвиняли в пацифизме. И фильм транслировать для массового просмотра удалось лишь в 50-х годах.
Из-за столкновений с властью в 1938 году Ремарка лишили гражданства. Он уехал из родной страны. Сначала жил в Швейцарии, а потом в США, где получил гражданство. Он завел много знакомств в Голливуде, там же он встретил свою будущую жену Полетт Гаддард. Они поженились в 1958 году, после двух браков с одной и той же женщиной – Юттой Цамбона.
После Второй мировой войны писатель снова переехал жить в Швейцарию, купил себе дом и написал здесь свою последнюю пьесу «Последняя остановка», рассказывающую о падении Третьего Рейха.
Ремарк писал еще много о войне, о последующих событиях в стране, мире, жизнях людей. Но ни один роман больше так не прославился, не загремел с такой же силой, как первый и самый выдающийся. И во всех последующих произведениях Ремарк сохраняет присущий ему сдержанный, простой, понятный, острумный стиль. Он также мастерски создает интересные характеры, витиеватые сюжеты, он всегда знал меру в сочетании реалистических описаний и романтических, сентиментальных переживаний.
«Три товарища» - пожалуй, самый трогательный и сентиментальный роман Ремарка, изданный в 1937 годуОн затрагивает самые тонкие струны души, не оставляя равнодушным никого. Любовь, спасающая от болезни души, от одиночества сердца. Любовь всепобеждающая, преодолевающая, но такая беззащитная перед жестокостью этого мира.
Последующие романы Ремарка рассказывают о борьбе и жизни во время нацистского господствования. Один из них – «Триумфальная арка», написанный в 1946 году, рассказывает об актрисе и враче-беженце из Германии. На основе книги Чарльз Бойер снял фильм, где в главной роли снялась Ингрид Бергман.
В 1954 году Ремарк написал роман «Время жить и время умирать», а в 1958 году сыграл одну из главных ролей в его экранизации. В произведении снова поднимается тема войны. Автор переезжает обратно на родину в Германию. Приходит осознание наделанных ошибок, страх за будущее, желание предупредить, предостеречь. Это явно проявляется во всех его последующих произведениях.
В течение долгого времени Ремарк страдал от аневризмы и после долгих месяцев лечения в 1970 году великий писатель скончался в возрасте 72 лет.