Родари Джанни (23 октября 1920, Оменья, Пьемонт, Италия – 14 апреля 1980, Рим, Италия) – итальянский детский писатель, сказочник и журналист.
Легендарный создатель сказки о Чиполлино, писатель Джанни Родари, прожил трудную, но удивительно яркую и счастливую жизнь, потому что посвятил ее любимому делу: творчеству на радость самым благодарным и искренним читателям – детям. Его произведения «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Приключения Голубой Стрелы» – это классика детской литературы, взрастившая множество поколений.
Когда-то давно побывавшие у него в гостях советские детские писатели Лев Кассиль и Сергей Михалков говорили, что «Джанни Родари – веселый, задумчивый поэт, который знает, чем пахнут ремесла и какой у них цвет, и умеет показать большой мир снизу так, как его видит чистильщик сапог, или сверху, каким он открывается рабочему на подъемном кране».
«Сочинять стихи, достойные стать рядом с народной песней и считалкой, - писал С. Я. Маршак, - умеют только те поэты, которые живут с народом общей жизнью и говорят его языком. Таким поэтом представляется мне Джанни Родари. В его стихах я слышу звонкие голоса ребят, играющих на улицах Рима, Болоньи, Неаполя».
Джованни Франческо Родари родился в итальянской коммуне Оменья. Отец Джузеппе Родари трудился пекарем, мать Маддалена Ариокки была домохозяйкой. Кроме Джанни, у супругов было еще два сына – Марио и Чезаре.
Когда Джанни было 10 лет, скончался отец. Мать, забрав детей, уехала в свою родную коммуну Гавирате. Здесь женщина стала подрабатывать в домах богатых людей, а мальчики пошли в школу. Джанни перенял от отца слабое здоровье, рос болезненным мальчиком и больше любил проводить время не на улице в играх, а за чтением книг, рисованием и уроками музыки.
Два года, когда семье было совсем тяжело, Джанни учился в духовной семинарии, где детей бедняков кормили и одевали. По окончании школы парень, который всегда был отличным учеником, стал учителем младших классов. Работа с детьми приносила молодому человеку огромную радость. Он умел с ними ладить, мог увлечь и объяснять сложные темы так, что их понимали даже слабые ученики. При этом сам себя называл учителем никудышным, зато нескучным.
В 1939 году юноша стал студентом филологического факультета Католического университета в Милане, но война прервала его планы. Он хотел пойти на фронт, но его не взяли из-за слабого здоровья. Оставшись дома, в кипящей политическими страстями Италии, Родари вступил в молодежную организацию «Итальянская ликторская молодежь», по сути, агитирующую фашизм, а затем и в партию Муссолини. Впрочем, скоро он понял всю губительность этого режима.
В 1943 году, после потери на фронте двух лучших друзей и заключения брата Чезаре в концлагерь, Родари в корне меняет политические взгляды и становится участником движения Сопротивления.
В 1944-м будущий писатель вступил в Итальянскую коммунистическую партию. Стал штудировать труды Маркса, Ленина, Троцкого и параллельно писал сам. Вел партийную агитацию, писал листовки, заметки, очерки. Эта деятельность привела его к редакционной работе. В 1948 году он устроился репортером в газету «L’Unita».
Именно здесь, на страницах периодической печати, появились первые публикации Родари для детей. Журналисту понравилось предложение редактора – вести в газете детскую рубрику, и он с жаром взялся за дело: писал стихотворения, рассказы и сказки. Вскоре Джанни понял, что это творчество увлекает его куда больше редакторской работы, и согласился на предложение друзей переехать в Рим и возглавить детский журнал «Пионер».
Было это в 1950-м, а уже через год Родари выпускает первую книгу – сборник «Книжка веселых стихов», куда вошли такие стихотворения, как «Чем пахнут ремесла?», «Куда девались феи», «Голубой трамвай».
Чуть позже в свет выходит самое знаменитое произведение мастера – «Приключения Чиполлино». По иронии судьбы, наибольшее признание эта книга получила в Советском Союзе, где была переведена в 1953-м под редакцией Самуила Маршака.
Бывший учитель, журналист, страстный публицист – Родари стал писателем, обладая хорошим знанием жизни. Коммунист, прошедший школу мужества в движении Сопротивления, в котором он принимал активное участие в годы второй мировой войны, Родари остался мужественным борцом и после войны.
Детским писателем он стал не только потому, что редактор газеты «Унита» предложил ему писать детские рассказы и стихи, но и потому, что его глубоко волновала судьба детей трудящихся Италии, потому что он хорошо знал и любил их. «Уже несколько лет прошло с тех пор, - вспоминал он, - как я перестал преподавать (это было тогда, когда он только начинал писать для детей). Но, взявшись за перо, представил себе, что на меня снова устремлены глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки или веселой истории. <...> Так я начал писать для малышей».
«Пока есть хоть одна деревня или хоть один ребенок, пусть не в Италии, а где-нибудь в Индии или Африке, у которых нет кровати, разве можем мы оставаться спокойными?». Это вечное беспокойство за простых людей чувствуется и в его книгах-сказках, и в его стихах, и в его публицистике.
Многие темы его книг-сказок не новы. Это и взаимоотношения богатых и бедных, и тяжелая жизнь бедняков, и безрадостное детство обездоленных детей. Как и у его предшественников – детских писателей, в книгах Родари оживают неживые предметы, говорят животные, игрушки. Подобно Коллоди, он использует сказочно-фантастические сюжеты.
И все-таки Родари никого не повторяет. Его книги – это социальные сказки о современности, хотя внешних примет сегодняшнего дня в них почти нет. Его герои – будь то овощи, фрукты, игрушки или животные – обладают особыми характерами, которых не было у героев других писателей. Они живут своей жизнью, которую «подарил» им Родари. И, главное, лучшие из его героев не довольствуются собственным благополучием, а борются за счастье других.
«Приключения Чиполлино» - лучшая из его книг, приключенческая сатирическая сказка с отчетливыми характерами героев, с оригинальным сюжетом. Она написана очень серьезным и очень веселым писателем, которого возмущает социальная несправедливость, который негодует против носителей зла и который весело, задорно смеется, радуясь победе маленького Чиполлино и его друзей. Добрый, «но не сентиментальный» Родари умеет любить и ненавидеть, и его чувствами заражаются читатели.
Действия этой книги-сказки происходят в стране, где «все люди и животные были сродни каким-либо овощам или фруктам». Точные, выразительные детали внешнего облика, костюмов, героев, которые дает Родари, вместе с замечательными иллюстрациями В. Сутеева, Е. Мигунова, Е. Антоненкова, Е. Галея, В. Чулака, В. Чижикова, позволяют малышам хорошо представить себе тех, о приключениях кого они читают с большим интересом.
Конечно же, здесь стоит упомянуть и советский мультфильм. Над его созданием потрудилась целая команда мультипликаторов.
В отличие от других сказок «Приключения Чиполлино» - социальная сказка. Хотя Чиполлино – сын бедняка, так же, как и Пиноккио, но он и его отец страдают не от дурного характера мальчика, а от тех социальных законов, под властью которых они живут.
Хотя все неожиданно и необычайно в книге Родари, но дети не выключаются из реальной жизни, а, напротив, вводятся писателем в атмосферу очень хорошо ощущаемой ими действительности. Когда они узнают, что «Чиполлоне, его жена и сыновья жили в деревянной лачуге, чуть побольше ящика для огородной рассады», они прекрасно представляют себе, как трудно жилось луковой семье.
Развитие действия в этой книге, как и во всякой приключенческой сказке, полно неожиданностей. Но все-таки оно подчинено единому сюжетному стержню: против обитателей замка Вишен, против зла и насилия, вместе со своими друзьями ведет борьбу мальчик-луковка Чиполлино, борьбу трудную, с неравными силами, но кончающуюся его победой.
Родари любит своего героя, и хотя он нигде не умиляется по поводу его прекрасных качеств, нигде не дает своих восторженных оценок, читатели чувствуют это отношение писателя и вслед за ним с большой симпатией и сочувствием относятся к отважному Луковке. Да и иначе не может быть. Уж таков Чиполлино!
Умный, озорной, бесстрашный, острый на язык, «с веселым и смышленым лицом» - он был «из той честной луковой семьи, которая кого угодно может заставить плакать, а сама не заплачет ни при каких обстоятельствах».
Признавшие Родари, полюбившие его героя дети с большим интересом отнеслись и к «Путешествию Голубой стрелы» - следующей приключенческой современной сказке писателя, в которой, несмотря на то, что живут в ней игрушки, знакомые и по другим книгам, все кажется свежим, новым.
Джанни Родари по-прежнему увлечен своей фантастической выдумкой, необыкновенными приключениями своих героев. По-прежнему он остроумен, ироничен. Но здесь он бывает еще и сдержанно-грустным, когда знакомит своих читателей с судьбами детей-бедняков.
Что же придумал Родари на этот раз?
Поистине удивительную сказку о том, как в новогоднюю ночь, удрав из магазина, отправились в путешествие игрушки, чтобы сделать подарок маленькому Франческо, дорогу к которому щенок Кнопка робко обещал «отыскать чутьем». Игрушки «даже не представляли себе, какие приключения ожидают их впереди. Есть среди них страшные, есть и веселые». В странствие отправляются: железная дорога – поезд Голубая стрела, вокзал, два шлагбаума и даже будка стрелочника; Генерал, Отважный пилот, марионетки, куклы, Карандаши и многие другие.
Читатели видят, как жизнь постепенно заставляет игрушек изменить их первоначальное намерение: они не попадают к мальчику Франческо и постепенно исчезают со страниц книги, так как остаются у других детей-бедняков, которых тоже, как они понимают, надо порадовать в новогоднюю ночь.
Сказочное и реальное удивительным образом сплетено в этой книге. С большим юмором представляет Родари своих вымышленных героев, которые кажутся живыми.
Кончается сказка «Путешествие Голубой стрелы» хорошо, как и всякая сказка. Все игрушки разбрелись по детям бедняков, родители которых не имели возможности сами сделать им новогодние подарки. Франческо переменил ра¬боту – стал приказчиком в магазине Феи и к тому же нашел себе верного друга – Кнопку, который совершенно по-сказочному превратился в настоящего щенка.
Традиционный благополучный финал этой книги-сказки Родари не кажется насильственным. Ведь писателю очень хотелось примером судьбы героев своей книги – игрушек и людей – сказать: нельзя оставаться равнодушными друг к другу. Настоящие друзья должны обязательно помогать тем, кто в них нуждается. Надо уметь приносить людям радость. И пробудить эти мысли и чувства у читателей Родари, несомненно, удалось.
Мастерство Родари в создании сказочных, необычных ситуаций, происшествий, неожиданных занимательных характеров проявилось и в третьей книге писателя – «Джельсомино в стране лжецов». Родари обрушивает здесь на читателей целый каскад широких, поистине смешных гипербол, сравнений.
Писатель уверяет, что пока он «дослушал эту историю до конца», он «чуть было не оглох, хотя и набил себе в уши полно ваты». И не удивительно, ведь у Джельсомино «такой громкий голос», что даже когда он говорит вполголоса, его слышат пассажиры реактивных самолетов, летящих на высоте десять тысяч метров над уровнем моря и головы самого Джельсомино».
Всеразрушающая сила его голоса является причиной печалей и радостей мальчика. Он вынужден был покинуть родные места, потому что ему «было строго-настрого запрещено дома раскрывать рот после того, как во время его рассказа о происшествии в школе, от двадцати стаканов остались одни осколки». И с жителями округи у него постепенно возник конфликт. Когда они узнали, что «своим громким голосом он сшибал груши с деревьев», то все они «разделились на две партии: одни утверждали, что Джельсомино – добрый волшебник, другие доказывали, что он злой колдун. Споры все больше разгорались, все росли, как растут волны на море, когда поднимается сильный ветер».
Родари приводит обладателя голоса сокрушающей силы в страну лжецов, где «все по закону обязаны врать». Так захотел основатель этой страны пират Джакомон, который назвал себя королем, а своих собратьев-пиратов «произвел в адмиралы, камергеры, придворные и начальники пожарных команд».
Чтобы все поверили в то, что он величественный король, Джакомон приказал «своим министрам произвести реформу словаря», согласно которой значение произносимых слов противоречило общепринятым.
«В стране лжецов даже животные были вынуждены говорить неправду. Собаки мяукали, кошки лаяли, лошади мычали, а лев, сидевший в клетке в зоологическом саду, должен был попискивать, потому что рычать обязали мышей».
Все это (да и многое другое) происходило от того, что «страной правил беззастенчивый лгун, и достаточно было одной хорошо спетой песни, чтобы рухнуло все его королевство». Выступление Джельсомино в театре страны лжецов положило начало краха всевластья лжи.
В финале сказки Джельсомино и во многом помогавшая ему Кошка-хромоножка окончательно разрушают царство лжи, установленное жестоким пиратом Джакомоном.
Хотя Родари закончил эту книгу тем же, чем кончаются все его другие сказки, - торжеством социальной справедливости, у читателей не возникает того большого радостного чувства, которое они испытывали раньше. Это произошло потому, что писателю не удалось объединить все весьма интересные эпизоды книги, всех удивительных в своей неповторимости героев одной большой доступной для маленьких читателей мыслью. Поэтому эта книга получилась слабее других книг писателя.
Особое внимание Джанни Родари уделял необходимости хорошего образования детей. С этой идеей написана книга «Какие бывают ошибки», в которой грамматические ошибки оживают и становятся главными действующими лицами.
А в 1966 году отдельным изданием выпущена сказка «Торт в небе». В этом повествовании автор описывает, как вместо атомной бомбы в небе над Италией оказался, к восторгу всех детей, гигантский торт.
Сказки Родари справедливо называют «игрушками из слов». Они изящно написаны, легки для восприятия, увлекательны, как хоровод. Добрые и мудрые произведения искрятся фантазией и в то же время отражают реальную жизнь, за что еще больше любимы и интересны читателю.
Параллельно с писательской деятельностью Джанни Родари всю жизнь работал как журналист: в журнале для юношества «Авангард», в газете «Паэзе сера», где до конца жизни был литературным сотрудником.
В 1967 году Джанни Родари признан лучшим писателем Италии. К автору, наконец, пришло призвание, его книги издаются миллионными тиражами и переведены на десятки языков мира. Родари еще раз подтвердил свой гениальный талант в 1970-м, когда получил Международную золотую медаль имени Ганса Христиана Андерсена – высшую награду в детской литературе.
В 70-е годы из-под пера писателя выходит цикл произведений «Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник», «Грамматика фантазии», «Жил был дважды барон Ламберто».
К концу 70-х у Джанни Родари ухудшилось здоровье: он страдал плохим кровообращением из-за заболевания сосудов ног. Врачи настояли на операции, но писатель не перенес ее и скончался на операционном столе 14 апреля 1980 года в Риме.