Токарева Виктория Самойловна (род. 20 ноября 1937, Ленинград), русская писательница и сценарист.
Повести и рассказы Виктории Токаревой узнаешь по первым строчкам: лаконично, точно обозначены характеры героев и суть их жизненной истории. И читатель тут же становится ее соучастником, погружается в самую суть, переживает. Причем не столько за героев, сколь за себя, потому что все истории Токаревой – типичны: все, о чем она пишет, происходило с нами, либо с нашими знакомыми.
Виктория Токарева родилась в семье инженера. В 1958 году окончила Ленинградское музыкальное училище по классу фортепиано и после замужества переехала в Москву.
Писать рассказы она начала, работая в детской музыкальной школе учительницей пения, а позже – редактором на киностудии «Мосфильм». Первая публикация – рассказ «День без вранья» (1964) – принесла Токаревой известность. Автору предложили сделать сценарий для фильма, и в 1968 г. на экраны вышла картина «Урок литературы».
В 1967 г. Виктория Токарева окончила сценарный факультет ВГИКа, в 1969 году была опубликована ее первая книга «О том, чего не было», объединившая как ранее печатавшиеся, так и новые повести и рассказы. В 1971 г. молодая писательница была принята в Союз писателей СССР.
В 1970-1980-е годы Виктория Токарева печаталась редко: очередной сборник ее произведений выходил раз в 5 лет (с 1969 по 1991 год вышли лишь 4 книги). Вошедшие в них рассказы и повести стали классикой советской литературы. При этом Токарева никогда не шагала в «генеральном направлении партии», у нее была своя узенькая тропинка. Читатели ждали ее рассказов и вырезали из журналов, чтобы сохранить.
И это неудивительно. Каждая ее строчка обладает внутренней притягательностью: нет фраз лишних, нет фраз бессмысленных – каждая самоценна и рождает в воображении яркие и запоминающиеся образы. Несмотря на то, что Виктория Токарева – городская писательница, тема ее рассказов отчетливо перекликалась с темой Шукшина: «что с нами происходит?». На городском материале, от лица женщины, мягко и с юмором она говорила о самых серьезных проблемах своего поколения. В ее рассказах и повестях, которые создавались в то время, когда общественное официально котировалось выше личного, находилось место всему: любви, дружбе, боли, грусти, нежности, одиночеству и еще очень многому, без чего невозможна жизнь каждого человека.
Творчество Виктории Токаревой часто сравнивается с творчеством А. П. Чехова. Известный сценарист и сама признает, что произведения великого автора оказали на нее значительное влияние. Своим любимым современным российским писателем Токарева также считает Сергея Довлатова.
Почти все ее произведения Токаревой становились бестселлерами. Наиболее очевидно это выразилось в «издательском буме Токаревой» (1995-1996), когда писательница вошла в число десяти самых издаваемых в России авторов.
«Феномен Виктории Токаревой безусловно существует. Он у всех у нас на виду и не заметить его – все равно что пройти мимо зимы или лета. Рано или поздно, но увидишь, что чуть ли не на каждом книжном лотке лежат две-три, а то и больше книг Виктории Токаревой. Читатель к ним тянется, в магазинах и библиотеках они не залеживаются, ими обмениваются, как добрыми новостями. Виктория Токарева – писательница «для всех»: она и филологам интересна, и домохозяйкам, и инженерам, и критикам...» «У Виктории Токаревой нет плохих рассказов, - писал Юрий Нагибин после выхода в свет ее первой книги «О том, чего не было». – У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие».
Перу Виктории Токаревой принадлежат несколько десятков книг: «О том, чего не было», «Летающие качели», «Ничего особенного», «Сказать – не сказать», «Своя правда», «Казино» и многие другие.
В чем секрет ее успеха? Талант, оптимизм, юмор и доброта – вот основные составляющие творчества Виктории Токаревой. Ф. Феллини, прочитав книгу Токаревой, переведенную на итальянский язык, заметил: «Какое доброе дарование. Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо».
Творчество писательницы, которая продолжает «чеховскую традицию в литературе», отличают отточенность стиля, внимание к человеческим характерам, психологическим нюансам, ироническая интонация повествования. Проза русской Франсуазы Саган, как называют Токареву, словно заряжена энергией любви. «Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется» - такова философия ее творчества.
Причина популярности Токаревой состоит главным образом в том, что персонажи ее произведений так же узнаваемы, как и обыденные житейские обстоятельства, в которых происходит действие, а психологические наблюдения так же просты, кратки и понятны, как новеллистические сюжеты.
Эти повествовательные особенности проявились уже в первом рассказе Токаревой «День без вранья», герой которого, школьный учитель французского языка, не произнеся в течение дня ни одного лживого слова, выводит для себя незамысловатое, но бесспорное правило: говорить правду мало, надо жить по правде, иначе превратишься в неудачника. Финал этого рассказа допускает различные варианты развития судьбы героя. Открытость финалов, отсутствие назидательности вообще характерны для прозы Токаревой.
Юмор присущ героям Токаревой в той же мере, что и автору, на основании чего критик Вл. Новиков отмечал, что в ее произведениях «для разговора о серьезных проблемах найден сегодняшний тип иронического мышления, всем знакомый и простой язык».
В рецензии на одну из семи книг Токаревой, вышедших в 1990-1997 гг. на немецком языке, критик Х. Шлаффер выделил главную особенность творчества писательницы: «Истории Токаревой так же одинаковы, прозаичны и однотонны, как сама жизнь, если воспринимать ее как повседневность, и так же увлекательны, как повседневность, если хочешь узнать ее строй, ее основу».
Виктория Токарева – едва ли не единственный известный еще с советских времен автор, чьи книги – и сегодняшние и прежние – регулярно издаются большими тиражами не только в России, но и за ее пределами – в Италии, Англии, Франции, Германии, Китае.
Виктория Токарева признана и любима не только как автор живых, ярких, пронизанных тонким психологизмом и иронией рассказов, но и как сценарист. По ее сценариям снято более 20 кино- и телефильмов, многие из которых вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа: «Урок литературы» (1968), «Джентльмены удачи» (1971, в соавторстве с Г. Данелия); «Совсем пропащий» (1973, в соавторстве с Г. Данелия); «Мимино» (1977, в соавторстве с Р. Габриадзе и Г. Данелия), «Шла собака по роялю» (1978) и другие. Фильм «Мимино» (сценарий написан в соавторстве с Георгием Данелия) получил Госпремию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году.
Такие картины, как «Джентльмены удачи» и «Мимино», стали настоящими шлягерами, и даже сейчас, по прошествии многих лет, они не устарели, как не стареют юмор и доброта.
Виктория Токарева – лауреат IV Российского кинофестиваля «Литература и кино» (1998). В 2000 году на Каннском кинофестивале ей был вручен приз «За вклад в литературу и кино». Она – член Русского Пен-Центра, лауреат премии Москва-Пенне (1997). Награждена орденом «Знак Почета» (1987).