Троепольский Гавриил Николаевич (16(29) ноября 1905, с. Ново-Спасское, Козловская волость, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния – 30 июня 1995, Воронеж) – русский советский писатель, драматург и сценарист.
Замечательную и очень грустную повесть «Белый Бим Черное ухо» знают у нас в стране почти все. Да и не только у нас. Но ее автор Гавриил Николаевич Троепольский написал не только эту книгу…
Писатель родился в семье сельского священника, в которой было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд – работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу.
После окончания сельскохо¬зяйственного училища в 1924 году Гавриил учительствовал недалеко от родных мест – в селах Питим и Махровка. Весной 1931 года он получил возможность работать по агрономии, сначала младшим научным сотрудником, а затем – заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции. А летом того же года его отец Николай Троепольский, бывший тогда благочинным, был расстрелян.
С 1937-го до 1954 года Гавриил Николаевич был заведующим Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым куль-турам; здесь же он вел и селекцию проса. Один из выведенных им сортов был районирован в Центрально-черноземной зоне. Материалы наблюдений и селекции Троепольский обобщил в нескольких научных работах.
Почти четверть века было отдано агрономии на одном месте в Острогожске. Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Гавриил Троепольский переехал в Воронеж, на улицу Чайковского, где теперь висит мемориальная доска на доме, в котором он жил. Во время оккупации Воронежской области (1942-1943) он выполнял задания советской фронтовой разведки.
Литературой Троепольский «болел» с юношества. Десятилетия спустя в его роман «Чернозем» вошли строки шестнадцатилетнего юноши, написанные еще в 1921 году. Но писателем Гавриил Николаевич стал во многом благодаря вниманию молодого учителя Новогольской школы Григория Романовича Ширмы. Сам Троепольский так вспоминал об этом: «...я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным».
В 1938 году в альманахе «Литературный Воронеж» появился рассказ «Дедушка» за подписью Т. Лирваг (читай наоборот: Гаврил Т.). Это была первая публикация Троепольского-писателя, но переиздавать этот рассказ Троепольский никогда не станет. Как вспоминал потом писатель, «чем больше я перечитывал тогда рассказ, тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу. Как раз в это время я увлекся селекционным отбором проса».
Но осенью 1952 года в журнале «Новый мир» из редакционной почты извлекли рассказ про Никишку Болтушка и запросили у автора продолжение. И в Острогожск тогда же пришло первое письмо от Александра Твардовского. Оно подтвердило: «Это написано хорошо».
«Мне много приходится разъезжать по колхозам» - так начинались «Записки агронома», напечатанные в «Новом мире» через год. Они принесли автору всесоюзную известность, хотя Воронежский обком партии признал записки очернительскими и злопыхательскими. В «Новом мире» печатались произведения Троепольского: «Один день. Из записок агронома»; «У крутого яра», «Митрич», «Кандидат наук». А «Тетради охотника» образовали повесть «В камышах»(1963).
В середине 1950-х на основе «Записок агронома» был написан киносценарий «Земля и люди». Фильм был снят Станиславом Ростоцким в 1955 году. В эти же годы Троепольский получил признание как один из лучших представителей очерково- публицистической прозы на сельскохозяйственные темы. Тогда же Троепольский работал над романом «Чернозем», в котором рельефно воссоздана жизнь центрально-черноземной деревни с 1921 по 1930 годы. Троепольский сумел внести немало нового в осмысление эпохи коллективизации. Не закрывая глаза на ошибки, «перегибы» в процессе коллективизации, Троепольский рисовал общую драматическую картину крестьянской жизни. Многочисленные отклики на «Чернозем» были хотя и доброжелательными, но весьма сдержанными. Роман у Троепольского получился неровным. В поздние издания романа (начиная с 1970-х) был внесен целый ряд изменений, призванных улучшить его художественную ткань.
Гавриил Николаевич исколесил на своем стареньком «Москвиче» все области Центрального Черноземья, собрал огромный материал в защиту окружающей природы. В середине 1960-х на всю страну прозвучало публицистическое слово писателя: «О реках, почвах и прочем», «Сколько воды человеку нужно?» и «Об осушении и "осушении"». Эти «экологические» статьи вызвали большой общественный резонанс и заметно осложнили жизнь самому Троепольскому, посмевшему объявить войну чиновникам и губителям природы.
Широкой известностью пользовался документальный очерк Троепольского «Легендарная быль» (1957), в котором речь шла о событиях Гражданской войны. В нем писатель пропел славу храбрым – погибшим и живым.
Неоднократно в 1960-е Троепольский выступал в роли фельетониста: «Розовая совесть», «Тернистая дорога, или Краткий обзор путей возникновения таланта» (1963), «Липа на тихой сосне» (1964) и др.
Гавриила Николаевича соединяла настоящая, окрепшая с годами, дружба с Твардовским до самой смерти Александра Трифоновича. И «Бима Черное ухо» Троепольский посвятил памяти А. Т. Твардовского.
Первое чтение повести «Белый Бим Черное ухо» (1971) прошло в редакции Острогожской «Новой жизни» на занятии литературной группы «Острогожские родники». Это «слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми». Так написал Гавриил Николаевич Троепольский.
Повесть о Биме была задумана автором, по-видимому, как вещь непритязательная, просто «житие одной собаки». Но в ходе работы значение ее для писателя выросло. «...Писал ее с дрожью, неотрывно», - говорил Троепольский, поставив в рукописи точку. А потом еще сжимал ее, чуть не вдвое, шлифовал, отделывал, ища форму литую и ёмкую.
Писатель был удостоен Государственной премии за повесть, а в 1976 году Станислав Ростоцкий снял фильм, который, в свою очередь, был удостоен Ленинской премии.
Во время первого проката фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей. Он номинировался на кинопремию «Оскар» в 1978 году как лучший фильм на иностранном языке.
Повесть перевели на многие языки мира. Книга Троепольского входит в обязательную программу американских колледжей. Уже после смерти писателя в Воронеже около театра кукол установили памятник Биму (авторы памятника Эльза Пак и Иван Дикунов).
После «Белого Бима...», безоговорочно причисленного к отечественной литературной классике, писатель не опубликовал ни одного значительного художественного произведения. Это «молчание», объясняемое не только преклонным возрастом и ухудшающимся здоровьем Троепольского, длилось почти четверть века. Однако известно, что он и в 1970-е, и в 1980-е, и в 1990-е продолжал писать.
В 1976-1987 годах Троепольский входил в редколлегию журнала «Наш современник», с 1967 года был членом правления Союза писателей СССР, становился лауреатом многих иностранных литературных премий.