Успенский Эдуард Николаевич (22 декабря 1937, Егорьевск, Московская область – 14 августа 2018, Москва) – советский и российский писатель, сценарист, автор детских книг.
«Я мог бы быть Диснеем, директором концерна, во мне кто-то сидит и требует, чтобы я производил продукцию».
Э. Успенский
Эдуард Успенский родился в семье сотрудника аппарата ЦК ВКП(б) и инженера-машиностроителя. В школе прилежанием Эдик не отличался, зато отличался всякими хитроумными проказами, и учителям, соседям и родителям было с ним хлопотно. Но однажды, неудачно спрыгнув с крыши, мальчик попал со сломанной ногой в больницу и вдруг понял, что пора браться за ум: упросил родителей принести ему книги, стал упорно заниматься и вскоре поступил в авиационный институт.
Инженерное образование и работа по специальности особого удовлетворения не принесли, молодой человек стал пробовать себя в юмористике, а затем и в детской литературе.
Работая летом в пионерском лагере вожатым, Э. Успенский читал ребятам разные книжки, а когда они кончились, неожиданно для себя стал рассказывать сказку про Чебурашку: вспомнил свою любимую детскую игрушку, прочитал в газете о загадочном зверьке, который оказался на пароходе, вернувшемся из южной страны. Так родилась книга «Крокодил Гена и его друзья».
Затем появилась повесть «Дядя Федор, кот и пес». Когда по этим книжкам стали снимать мультфильмы, писатель стал знаменит. Литературная продуктивность Э. Успенского безгранична. Он пишет сказки, веселые учебники, киносценарии, был сценаристом первых выпусков мультфильмов «Ну, погоди!», участвовал в создании прекрасной радиопередачи «Радионяня» и телепередачи «АБВГДейка». Организатор и участник телепередачи «В нашу гавань заходили корабли».
В произведениях Э. Успенского главные герои – всегда дети. И они всегда лучше и умнее взрослых. Те заставляют детей жить несвободно, придерживаться неизвестно зачем придуманных строгих правил, и дети сопротивляются изо всех сил.
У писателя даже возникла идея построить учение по правилам, исходящим от самих учеников. И его главная книга – «Дядя Федор, кот и пес» о том, как хорошо бывает маленькому человеку, когда он живет без диктата взрослых и сам постигает разные стороны жизни.
Инженерное образование помогает Э. Успенскому занимательно рассказывать о технике («Гарантийные человечки», «Лекции профессора Чайникова»), но главное – изобретать совершенно неведомых героев Чебурашку, Крокодила Гену, старуху Шапокляк, говорящего кота Матроскина, почтальона Печкина и многих других.
Герои писателя переходят из одной книжки в другую: крокодил Гена из первой книжки – в книги «Бизнес крокодила Гены» и «Отпуск крокодила Гены». Дядя Федор, кот и пес стали героями книг «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Тетя дяди Федора», «Любимая девочка дяди Федора». Это хорошо всем известно, как любят дети снова и снова встречаться с полюбившимися героями, и плохо, потому что продолжать повествование о судьбе героя стоит лишь тогда, когда открываются какие-то новые черты характера, когда его образ дан в развитии. К сожалению, в большинстве книг, которые продолжают рассказывать о судьбе дяди Федора и его друзей, характер главного героя вообще не развивается и его роль в повестях становится все меньше.
Э. Успенский экспериментирует с фольклором, ему нравится переиначивать сказочные сюжеты, наделять героев фольклора не свойственными им чертами и вообще создавать «антисказки».
Книги его, бесспорно, любимы. И за доброту, которую они прославляют, и за призыв к дружбе самых разных существ – людей, зверей, игрушек. Книги эти любимы и потому, что в них отлично сочетается прошлое с современностью. Язык его книг тоже достаточно современен. Он улавливает смешные и нелепые фразы из речи окружающих, газетных статей, школьных сочинений, анекдотов и широко использует их в своих произведениях. Правда, и здесь писатель нередко увлекается и забывает о том, что пишет для маленьких. Его юмор вполне бы устроил взрослого, но юным читателям не всегда такой юмор по зубам.
У Э. Успенского есть еще одна книга, которая не столь популярна, как предыдущие, хотя она и заслуживает особого разговора. Это «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы». В книге есть предисловие Э. Успенского и А. Усачева, где сказано, что она рассчитана на людей с крепкими нервами: учителей, детских психологов, сотрудников милиции: «Человек садится читать книгу страшных историй молодым и полным здоровья, - веселится автор. – А встает после прочтения седым». Но писатели полны оптимизма: «И эти жуткие истории наши дети передают из поколения в поколение, но ребята нашей страны тоже показали себя героями, потому что узнавать и передавать из поколения в поколение эти жуткости могут только очень сильные люди».
Неугомонность Э. Успенского выражается и в том, что он создал детское издательство «Самовар», начал выпуск книг в серии «Библиотека дяди Федора» и обещает, что в ней будут собраны лучшие истории и сказки современных писателей – В. Берестова, Кира Булычева, Андрея Усачева. Будет в ней и он сам: «Может, не самый лучший, но и не самый худший из современных» писателей.