Васильев Борис Львович (21 мая 1924, Смоленск – 11 марта 2013, Москва) – советский и российский писатель и сценарист.
Борис Васильев родился в семье кадрового офицера, до революции – царской, а впоследствии – Красной армии. Мать его происходила из дворян. «Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь», - рассказывал писатель.
В 1941 году, после окончания девятого класса, Борис ушел добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона. Окончив пулеметную школу, служил в 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Весной 1943 года во время десантирования под Вязьмой попал на минную растяжку, получил тяжелую контузию, угодил в лазарет и после лечения был мобилизован.
«Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины», - вспоминал Васильев в книге «Век необычайный».
Осенью 1943 года был направлен на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. В 1946 году окончил инженерный факультет академии, после чего работал инженером-испытателем танков на Уралмашзаводе в Свердловске.
В этом же году Борис Васильев женился на однокурснице Зоре Альбертовне По́ляк. Она послужила прототипом Сони Гурвич («А зори здесь тихие…») и Искры Поляковой («Завтра была война»). Зоря Альбертовна была редактором в телепрограмме «От всей души», которую вела Валентина Леонтьева. Детей у Васильевых не было. Они воспитывали двоюродную сестру Зори. Из-за происхождения жены в разгар сталинской антисемитской кампании Васильев уволился из армии.
Исследователь творчества писателя Владимир Карнюшин рассказывал: «В 1954 году его вызвали в политотдел и сказали: "Либо ты завтра выступишь с докладом о врачах-убийцах (разумеется, евреях), либо пишешь рапорт об отставке. Твоя жена – еврейка". Васильев написал рапорт, прекрасно зная о том, что уйти из армии раньше времени в то время было… равносильно расстрелу! Борис Львович лишил себя всего – регалий, пенсии. Места под солнцем. Ради Зори…». Писатель лишь на два месяца пережил жену.
В 1954 году уволился из армии в звании капитана-инженера. В том же году написал пьесу «Танкисты», которая была принята к постановке в Центральном театре Советской армии, но в конце 1955 года, незадолго до премьеры спектакль был запрещен, а типографский набор пьесы в журнале «Театр» - рассыпан.
Однако Васильев продолжил писать: его пьеса «Стучите и откроется» в 1955 году прошла в театрах Черноморского флота и Группы войск в Германии. Одновременно он обучался в сценарной студии при Главкино; по сценариям Васильева поставили фильмы «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960) и другие. Также ради заработка Васильев сочинял сценарии для КВН, тексты к киножурналам «Новости дня» и «Иностранная хроника».
Настоящая слава к нему пришла в 1969 году, когда в журнале «Юность» вышла повесть «А зори здесь тихие…». В 1971 году Юрий Любимов поставил ее на сцене Театра на Таганке, а в 1972 году повесть была экранизирована Станиславом Ростоцким.
На волне популярности в журнале «Новый мир» в 1970-м было напечатано первое прозаическое произведение Васильева – повесть «Иванов катер», отданная в журнал еще в 1967 году.
Многие произведения писателя посвящены войне или жизни состарившихся ветеранов. Это повести «В списках не значился», «Завтра была война», «Вы чье, старичье?»; рассказы «Ветеран», «Великолепная шестерка» и другие.
Васильеву принадлежат произведения не только о минувшей войне, но и об отдаленном прошлом: русско-турецкая война (роман «Были и небыли», 1978), эпоха первой русской революции (повесть «И был вечер, и было утро», 1989). Но и в этих произведених в центре – драматические и трагические события, а люди – рядовые, внешне обыкновенные, обыватели. Однако едва ли не каждого из «обывателей» обжигает, а то и испепеляет огонь безжалостной эпохи.
«Борис Васильев – художник трагического, он выбирает ситуации экстремальные, порой жестокие, пишет страдания людей сквозь собственную боль…» (А. Дементьев). Трагизм свойствен и произведениям, посвященным мирному времени, - роману «Не стреляйте в белых лебедей» (1975) и автобиографической повести «Летят мои кони…» (1984), рассказу «Жила-была Клавочка» (1986) и др.
В 1990-х – 2000-х годах писатель обратился к историческим темам, подготовив серию «Романы о Древней Руси» («Вещий Олег», «Князь Святослав», «Александр Невский» и другие) и «История рода Олексиных».