26 сентября в Центральной городской библиотеке им. Крупской пройдет ежегодный городской Праздник Книги. В этом году тема будет приурочена к 32-летию самого Праздника, в связи, с чем летом был объявлен конкурс эссе «Моя библиотека» и «Родительский совет». Предлагаем Вам ознакомиться с материалами участников.
Эссе на тему: «Родительский совет»
«Свет книг не гаснет в нашем доме: семейные уроки чтения»
Болотов Илья (шк. 27 – 7 Б), Болотова Александра Павловна
Все родители мечтают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. И все без исключения хотят научить своего ребёнка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать. И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятие в школе – лишь обучению чтению и письму. Любовь к книге - это абсолютно «семейное дело». Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные «почему?». Только родители проводят со своим ребёнком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги. Именно к родителям, как самым близким и пока ещё абсолютно авторитетным для них людям обращаются малыши за советом, помощью, с просьбой.
Чтобы ребёнок любил читать, нужно его привлекать постепенно. Ранний возраст – самое благодатное время для того, чтобы развить в своём ребёнке любовь к книге и чтению.
С Ильёй, когда он был ещё маленький, мы всегда разговаривали, а особенно, когда он купался, или мы гуляли на улице, и обязательно - перед сном. Говорили обо всех простых для меня, но очень важных для ребёнка делах, которые мы с ним делаем каждый день. Каждый день выделяла время чтобы почитать Илье. Ребёнок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит.
Илья очень любил регулярное чтение (а не от случая к случаю), чтение с родителями! Всегда выбирали небольшой промежуток времени, когда я могу расслабиться и не торопиться- перед сном. Приходили в библиотеку, где ему читали более взрослые читатели. Когда идём в книжный магазин, мы с ним выбираем книги вместе. Читая с ребёнком вместе книги постоянно, я стала замечать какие книги ему нравятся больше, какие меньше, и какие он лучше понимает. При посещении библиотеки постоянно просили помочь в выборе книги.
Нельзя считать, что все необходимые книги есть у вас дома – это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребёнка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. Так появляется стимул к чтению.
Нужно читать медленно и с удовольствием. Не так важно, что вы читаете, но как вы читаете! Когда я читала Илье быстро и монотонно он терял быстро интерес к чтению. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Пытались читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Илье очень нравилось. Всё время просил: «Давай, мам, ещё!»
Читайте, перебивая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, когда он сам рассказывает и передаёт свои впечатления от прочитанного.
Чтение должно быть удовольствием! Помните, чтение книги - это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учёбе. Илья любил читать одну и туже книгу. Когда предлагала другую книгу, он всегда отказывался. Пришлось читать именно то, что он просил. Так что, если книга вызывает удовольствие у ребёнка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему её столько раз, сколько ребёнку этого хочется.
В тот период, когда ребенок начинает читать самостоятельно, чтение большого удовольствия не приносит. Чтение для ребенка в это время – большой труд.
Когда Илья уже научился читать, но делал это ещё не очень хорошо, то самостоятельно он не хотел читать и просил меня. Я его ни в коем случае не уговаривала и не заставляла – прочитай ещё хоть одну страничку. Ребёнок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чём он прочитал. Мы с Ильёй всегда радовались прочитанному слову, предложению, и это было действительно маленькой победой. Не нужно привлекать внимание к ошибкам в чтении. Я старалась их поправлять самым незаметным образом, а если можно было обойтись и без этого - то и вовсе не поправляла.
Всегда Илье я покупала для первого чтения только яркие книги, с крупными буквами, где много картинок, а самое главное - сюжет, за которым интересно следить. Чтение – радость и праздник. И это ребёнок должен знать каждый раз, когда берётся за книги. Для Ильи сделала небольшую детскую библиотечку. Когда ему захочется почитать, он берет из библиотеки любую книжку и читает её.
Однажды я Илью хотела заставить читать, а он отказался. Я сначала удивилась и возмутилась, хотела все-таки добиться чтения, но потом решила не настаивать. Этим можно убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет - лучше оставить ребёнка в покое.
Нужно ребёнку показывать свою заинтересованность в его чтении. Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребёнке любви к чтению. Будьте ВЕЛИКИМИ ПОГОНЩИКАМИ и ОЦЕНЩИКАМИ того, что и как читает ваш ребёнок. Поощряйте его чтение вслух: журналы, истории, сказки. Вам некогда почитать, и он это делает для вас. Нет лучшего способа поощрить чтение! Обсудите прочитанное, удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вмести с ним. Всё это не сложно.
Если придерживаться таких правил, то можно незаметно для себя воспитать настоящего Читателя. Вашему ребёнку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с лёгкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И это обязательно приведёт его к успеху!
«Мастерская творческого чтения»
Зимина Татьяна (32 года), Зимина Дарина (9 лет)
Здравствуйте! Я хотела бы рассказать Вам о книге, которая помогла научиться читать моей дочке Дарине. Буквы мы выучили рано, слога стали составлять тут же, а вот читать ни как не хотели. Хотя ей очень нравилось слушать, когда ей читают. Запоминала и пересказывала. В итого получалось, что нам 6 лет скоро в школу, а читать не умеем. Как-то зашли в книжный магазин. Купить книгу в подарок крестнице и вдруг Дарину заинтересовала сборник сказок «Сказки маленькой принцессы». Она ее всю просмотрела, и стала уговаривать купить (до этого я покупала книги без нее и они ей нравились), то как она просила именно эту книгу, не могло оставить меня равнодушной и я, даже не рассчитывая на покупку, не устояла и приобрела. Дочка шла, не выпуская свой сборник сказок из рук и крепко прижимая его к себе, до самого дома. Когда чуть позже она попросила почитать ей, я ответила, что купила книгу для нее и это ей надо почитать для меня, она не отказалась. Мы вместе сели и она потихоньку стала складывать слова. Учиться тяжело, но так как оно сама выбирала книгу, или потому что это «Сказки маленькой принцессы» (а я ей часто говорю, что все девочки принцессы), или же просто пришло время, но именно эта книга стала для нее трамплином. Именно после нее Дарина стала читать. Книги с тех пор мы стали выбирать вместе. И не только выбирать, я и сейчас читаю дочке (ей 9 лет), и она читает мне. Или можем вечером сесть она читает свою книгу, а я свою и мы делимся впечатлениями. Главное, найти время друг для друга. А «Сказки маленькой принцессы» стали настольной книгой. Дочка знает ее наизусть и все равно перечитывает с большим удовольствием. Вот так мы нашли свою книгу. Желаем и вам найти вашу книгу и научиться читать!
Эссе на тему: Моя библиотека
Гринащук В.В., читательница Библиотеки им.Л.Тостого
Открывая дверь в библиотеку, ты открываешь дверь в мир книг, а открывая книгу, ты попадаешь в безграничный мир познаний – к такому выводу я прихожу каждый раз, посещая библиотеку.
В пору моей молодости с книгами была проблема, интересные и нужные не достать, а если достать, то сдав огромное количество макулатуры. Можно было купить книги где-то в глуши, в сельском «…..» и возвратиться домой с неприподъемным рюкзаком. Каждый раз, расставляя новый привоз у себя в книжном шкафу, я тешила себя надеждой, что обязательно все прочту и если не сейчас, то выйдя на пенсию – точно!
О, как быстро пролетело время! И вот она - пенсия! Прочитана и перечитана не единожды домашняя библиотека. Захотелось душе и уму большего, захотелось раздвинуть горизонты познаний, захотелось удовлетворить все возрастающее любопытство и любознательность, захотелось интеллектуального общения.
Где получить все это? Да, конечно же, в библиотеке!
Волнуясь, как школьница, переступаю порог библиотеки, и тут же меня приветливо встречают, незаметно втягивают в водоворот тихой беседы. Вокруг создается атмосфера приятия меня, моих впечатлений, мнений. Слышу шорох страниц, чую запах книг и оттаиваю.
В тихих залах на полках стоят и новые книги, и «зачитанные до дыр». И все они как будто говорят: «Открой меня, прочти...»
Открываешь одну и улетаешь в бесконечный космос, открываешь другую и переносишься в далекие исторические события. В третьей тебя окутывают математические формулы, в четвертой - иностранные буквы. А в пятой или десятой ты распутываешь любовную или детективную интригу.
Как я счастлива, что могу взять и вчитаться в любую, какую захочу! Первое время мой выбор был хаотичен: читала биографии великих людей, книги по краеведению и истории. Классику, которую в школьные и студенческие годы не успела осмыслить. Читала даже ироничные детективы, чтоб выбить из головы какие-то неприятные мысли.
И этот хаотичный выбор, как ни странно, мне пригодился! В городе начались интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?» Я вступила в команду знатоков. Вот где помогла мне моя библиотека!
Мне были предоставлены энциклопедии и журналы, альманахи и подшивки газет, книги по любой тематике. Удовлетворялись мои многочисленные запросы.
Как я гордилась собой, отвечая правильно! А ведь эти ответы я почерпнула в книгах!
По складу характера я очень любознательна, и если у меня возник вопрос, не успокоюсь, пока не найду ответа. Бегу на всех порах в читальный зал: «Девочки, латифундисты всю ночь покоя не давали. Кто это такие?» И еще не раскрыв энциклопедию « девочки» объясняют мне про латифундистов.
Каждый раз сотрудники библиотеки любопытствуют: «А что на этот раз Вас заинтересовало?» Меня до глубины души трогает их внимание. И так они внимательны ко всем.
Как-то подруга похвасталась при встрече, дети подарили ей электронную книгу-планшет и теперь она может, не сходя с дивана найти и прочитать любую книгу.
- Ты тоже должна попросить своих о таком подарке! – вынесла вердикт подруга.
- Милые, мои дети! - взмолилась я, - не дарите мне электронную книгу! Вы лишите меня приятных встреч, интересных общений, разговоров «взахлеб».
Мои дети поступили мудро. В подарок я получила французский коньяк и прекрасный кофе, а надпись на открытке гласила: «Что может быть прекраснее, чем удобное кресло, чашечка ароматного кофе с с капелькой коньяка и интересная книга у тебя на коленях».
Но время летит, и пока одни стареют, другие только начинают учиться уму – разуму. И вот уже мой внук, как горнодобывающий комбайн «вгрызается» в гранит науки.
Приходит как-то из школы, повесив нос. Что случилось? Оказывается «это училка» по начертательной геометрии не приняла реферат, не раскрыты исторические корни.
- Я все просмотрел и списал с интернета, там этого нет!
- Дружок, а книги на что? Даже профессор Юрий Вяземский, ведущий программы «Умники и умницы» говорит ученикам, что знания надо получать из книг, а не из интернета. Пойдем-ка, дружок, в библиотеку.
И вот. Благодаря книгам из нашей библиотеки внуком написаны не один реферат, получены награды за участие в конкурсах и Олимпиадах. А сколько еще всего впереди!
- Что на этот раз помимо китайского танграма и ленты Мебиуса заинтересовало Вашего внука, - интересуются библиотекари. И ведь помнят!
Уважаемые, Татьяна Александровна, Ирина Борисовна, Елена Вадимовна и Татьяна Владимировна! Милые девочки, хочу выразить вам свою признательность и огромную благодарность. Нас так много, а вы к каждому находите подход и даете советы. Что удивляет, помните предпочтения каждого читателя! Библиотекарь – он тот же психолог, бросит на вас взгляд, тихо пораспросит и выслушает и, выдав нужную книгу, успокоит вашу душу.
«Мой Дом книги – штрихи к портрету»
Колисова Валентина Геннадиевна
«Мой Дом книги», – наверное, я могу так сказать, потому что с ним связано бесчисленное количество лет, которые я не столько проработала, сколько «прожила» в нем.
В далеком 1975 году мы, «молодая библиотечная поросль», осваивали новое здание центральной городской библиотеки – Дом книги. Помню запах свежей побелки и краски, помню художников, завершающих свое знаменитое творение – роспись галереи, ставшей символом и своего рода украшением Дома книги.
Молодые, азартные мы гордились и радовались, что работаем в самом красивом и современном здании города. Немалую лепту в становление нашего Дворца внесла Юлия Михайловна Лазуткина - первый директор Дома книги. Юлия Михайловна осталась в моей памяти хрупкой, красивой женщиной: всегда в туфельках на высоких каблуках, всегда выдержанная, терпимая, спокойная, очень увлеченная своим делом…
С тех пор пролетело много беспокойных лет – изменились мы, изменился вместе с нами и Дом книги. Выросло новое поколение библиотекарей и читателей – новых пользователей информационных ресурсов.
Всемирная «паутина» и компьютеризация прочно вошли в библиотечную жизнь. Дом книги правильно вписался в 21 век: электронные каталоги, электронные формуляры, сканирование, презентации, реклама стали неотъемлемой частью нашей работы и это только начало, ведь прогресс не стоит на месте!
В своих розовых счастливых мечтах, я вижу Дом книги будущего: современные залы, оснащенные системами озонирования воздуха и электронными табло с бегущей лентой новостей. Удобные рабочие места с локальным освещением, переносными дисплеями, с эффектом объемного трехмерного изображения, и множество гаджетов сделают рабочий процесс удобным и комфортным. Небольшой кинотеатр с ретрофильмами и, конечно же, выставочные залы, где в стеклянных витринах будут красоваться наиболее редкие и ценные издания печатного слова. А управлять всем этим совершенством будут библиотекари будущего – красивые, умные, значимые, уверенно владеющие всеми «нитями» электронных ресурсов.
Respect, тебе Дом книги!
Моей любимой библиотеке им. А.П.Чехова
Кузьменко Валентина Ивановна, 64 года
В одном фантастическом рассказе исчезли книги. Вся информация собрана в современной технике. Герой рассказа очень хотел увидеть, поддержать, почитать книгу, а не информацию. Ему посоветовали обратиться по адресу, где, возможно, есть книги. Он увидел стеллажи с книгами и с ощущением радости взял книгу с полки, но... Там диск, упакованный в обложку книги.
А я считаю, что какую бы технику не создало человечество. Значение книги не исчезнет никогда!
Книгохранилище, храм, творение великих умов - библиотека.
Лично для меня «чеховская» библиотека является особым миром загадочности, тайны, интриги, посещая ее, испытываешь ощущение радости.
Люди, работающие в библиотеке, общаются, разговаривают, объясняют и даже двигаются по особенному. Они всегда помогут, объяснят, дадут совет.
В библиотеке собрано множество книг, в которых судьбы, истории, изобретения, биографии. Взять книгу в руки и вдохнуть запах столетий и современности. По шрифту попытаться понять эпоху.
Все это никогда не ощутишь, заглянув в ИНТЕРНЕТ.
Только чтение книг развивает воображение, грамотность.
Жаль, что дети 21 века, меньше стали обращаться к книге. Но, хочется надеяться, что будущее за чтением книг.
«Ода библиотеке»
Степина Анна Алексеевна
В свою библиотеку
Я часто прихожу
Мужа, маму и детей
С собой я привожу
Книги и журналы
Привлекают нас
А библиотечные мероприятия
Просто класс!
С детьми в библиотеке
Встречаем новый год
А конкурсы рисунков проходят
Каждый год
Викторины и обзоры
Всего не перечесть
И нашей библиотеке
За это только честь
Своей библиотеке Спасибо говорим
А нашего библиотекаря
За все благодарим!
Кунавина Софья Петровна (59 лет) и Орлова Тамара Александровна (67 лет)
Библиотека поселка Бабушкино единственный уголок нашего поселка, который мы посещаем регулярно. Здесь мы берем книги для себя, своих детей и внуков. Участвуем во всех мероприятиях, которые проходят для жителей поселка. Наши внуки с удовольствием посещают библиотеку, так как там очень дружелюбная атмосфера и для детей устраивают праздники, конкурсы, театрализованные представления. Мы желаем процветания нашей библиотеки. Представляем фотографии с праздников.
Бугаева Ольга Григорьевна (60 лет)
Из истории библиотеки. Зданию в котором в настоящее время расположена библиотека поселка Бабушкино около 100 лет. Эта постройка начала 20 века, макет здания одно время можно было увидеть в краеведческом музее. В селе Бабушкино долгое время не было ни школы, ни больницы, а уж тем более библиотеки. Житель поселка Жолнино Забавин построил в селе начальную школу. Одними из первых учителей стали Чепиковы Петр Александрович и Клавдия Степановна. Эта супружеская пара приехала вместе с детьми из города Ленинграда. Детей было много и приходилось учиться в две смены. Много внимания ученикам уделяли учителя и после уроков, разрешая детям играть около школы. Учителя жили здесь же в школе. Моя мама Бугаева Татьяна Ивановна училась в этой школе (прилагаю фотографию учеников школы).
Поселок развивается и в 1950 году строится новая 8-летняя школа, всех учеников переводят в нее. Остаются в здании жить учителя, но часть помещения пустует. Жители поселка, особенно молодежь, а заводилой была Пегеева Вера Александровна собрав подписи, обращаются в городской совет с просьбой открыть в пустующей части бывшей школы библиотеку. На просьбу жителей городская власть откликнулась положительно. Так в 1961 году в поселке открывается своя библиотека. Большой вклад в создание фонда библиотеки внес главный инженер силикатного завода Богоявленский, подарив свою домашнюю библиотеку. Первым библиотекарем становится Забалуева Эльвира. Много лет проработала Гоняева Вера и Клокова Нина.
С 1980 года и по сей день заведует библиотекой Якадина А.П. Мы любим свою библиотеку за большую просветительскую работу, доброжелательное отношение к читателям. Мы с удовольствием вместе с детьми и внуками посещаем все мероприятия проводимые библиотекой, читаем книги, журналы и газеты, знакомимся с различными альбомами, которые ведет библиотека по истории поселка. Мы желаем процветания, успехов и постоянного обновления фонда библиотеки.
Лапшина Галина Яковлевна 81 год, читательница библиотеки им К.М.Симонова
Чтение побуждает мышление,
побуждает мысль к поискам и анализу явлений.
М.И. Калинин
Читать я начала рано, в 5-6 лет. Во времена моего детства книгу достать было трудно. Школьные библиотеки были бедны. Читать очень хотелось, читала все подряд.
Прошли годы, я окончила институт, обзавелась семьей, детьми, но моя любовь к чтению не ушла. Книги добывали в обмен на макулатуру, приобретали по подписке. Сейчас у меня дома более 500 томов художественной литературы.
Дети, глядя на родителей, тоже пристрастились к чтению. Дочь окончила Борское училище, получила специальность библиотекаря. С 1986 года работала в библиотеке имени К.М.Симонова. В настоящее время является заведующей школьной библиотекой.
В 1986 году я стала «постоянным читателем» в библиотеке имени К.М.Симонова. Это «моя библиотека». За это время я прочитала более 1750 книг.
Библиотека – это место, где я не просто беру книги для чтения, здесь я также общаюсь с ее работниками которые подскажут и помогут выбрать книгу, всегда внимательные и доброжелательные: с ними можно обсудить не только книги, но и поговорить о здоровье, о политике. Я очень благодарна Галине Петровне. Софье Нарбаевне, Тамаре Ивановне, Анне Сергеевне.
В библиотеке часто устраиваются различные интересные выставки, которые я с удовольствием посещаю. Я участвую в городских творческих конкурсах, проводимых в ЦГБ имени Н.К.Крупской: в 2011 году - в викторине «Мистер и Мисс Детектив», в 2012 году - в городском конкурсе эссе «Книги на все времена», в 2013 году - в конкурсе «Цитата-букет». За участие в них я отмечена благодарственными письмами Администрации ЦБС.
Книги в моей жизни всегда имели большое значение: и когда я училась в институте, и когда работала, то пользовалась не только технической литературой, но и много читала художественную литературу, что делаю и по сей день, несмотря на возраст.
Книги способствуют здоровью и поддерживают интерес к жизни Спасибо, что есть библиотеки и в них работают замечательные люди. Без книг нет жизни!
«Мои воспоминания о библиотеке»
Малкова Светлана Сергеевна
Со стороны ЦГБ им. Крупской (попросту «Дом книги») мне всегда казался каким-то научным заведением. Такой строгий и одновременно белый аккуратный. Тоже как в НИИ всякие двери, кабинеты, лестницы куда-то вверх. Внизу народ снует туда-сюда, толпятся у раздевалки, а на верху – тишина. Все серьезные, сосредоточенные, с умными лицами.
А про читальный зал библиотеки им. Крупской расскажу отдельно. Частенько в школе задавали по разным гуманитарным предметам так называемые «доклады». Делались они на альбомных листах, первый оформлялся красиво – фломастерами (если они у тебя были). Приходишь в читальный зал, говоришь тему, тебе выдают «кучу» материала: газеты, книги. Сидишь, выбираешь, надо сосредоточиться. Но тут приходят наши мальчишки-одноклассники. Они начинали нас смешить, строить разные смешные физиономии за соседним столом. А смеяться-то нельзя! «Тишина должна быть в библиотеке» - это из КВН. Еле сдерживаешься, чтобы не расхохотаться в голос. И так каждый раз. У нас очень дружный класс был…везде вместе ходили: в библиотеки, в кино, в театр, который находился в парке. Но это уже другая история…
Нуштаева Маргарита Григорьевна, 67 лет, читательница библиотеки им.Крупской
Библиотека – мир, открытый настежь,
И лишь тому, кто в этот мир войдет,
Большим иль маленьким, она откроет счастье,
Любить и побеждать, и двигаться вперед.
И летом, и зимой дает советы книга,
Она на все вопросы даст ответ,
Ты лишь не упусти счастливейшего мига,
Её открыв, познать секрет планет.
Как будто творческого мира ипотека…
А всё она – твоя библиотека!
Стеценко Николай Павлович, 74 года, читатель библиотеки им. Крупской
С детства я люблю читать
Книги и журналы,
Чтоб много нового узнать
И полезного немало.
Не ходил я по пивным
И по дискотекам,
Привлекла мое вниманье -
Библиотека!
Вот уж много, много лет
Хожу сюда за книгами:
Наука и история,
Фантастика, интриги,
Романы, детективы…
Все можно здесь найти на полках,
На вкус любой и для души.
Читайте книги с чувством, с толком,
Они, поверьте, хороши!
Бренева Марина Артуровна, 53 года, читательница библиотеки им.Крупской
Этой ночью я умру,
Никого не потревожив.
Ты, проснувшись поутру,
Разбудить меня не сможешь.
Не открою синих глаз,
Не встряхну кудрявой челкой,
Не открою в кухне газ –
И будить меня без толку.
Этой ночью я умру,
И ни слова на прощанье.
Там июльскую жару
И фигурное катанье,
Там стеклянный книжный шкаф,
Непрочитанные строки,
Там «изысканный жираф»,
Там Волошина уроки.
Этой ночью я умру
Без мученья и без боли,
По цветущему ковру
От тебя сбегу на волю.
Без особенных затей,
Что зевакам на потеху…
Интересно, у чертей
Тоже есть библиотека?
А нужна ли книга?
Первунина Инна Леонидовна
Думаю каждый знает - что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (пролог к Евангелию). И, наверное, так же все знают, что самую главную книгу с первым словом «бог» называют - «Библия». «Библио» от латинского biblio - книга. Что же такое книга? Сейчас в ходу простое определение этого понятия, которое прописано в каждом школьном учебнике - «письменный носитель информации». Так ли это? Давайте попробуем разобраться.
Информация в 21 веке окружает нас на каждом ходу - на автобусах, машинах, магазинах, домах, в транспорте, т.е. на любых движущихся и не движущихся объектах, даже на самолетах и в строгих государственных учреждениях. Информация нас, предупреждает, объясняет, знакомит с правилами и т.д., таким образом, мы становимся более информативными - что лучше пить при кашле, как справиться с перхотью и почему нужно мыть руки. Но… становимся ли мы более образованными, более начитанными, более умными, другими словами получаем ли мы ЗНАНИЯ?
Давайте вспомним в своем окружении хотя бы одного подростка или взрослого человека, который прочитав на пачке сигарет большими буквами - «КУРЕНИЕ ОПАСНО ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ» и бросил курить. Удалось? Думаю, нет. А вот я могу вспомнить, как один мой знакомый, прочитав книгу о развитии раковых опухолей в легких с выразительными картинками, подробным описанием и откровениями больных - бросил, и до сих пор не курит, хотя стаж курильщика у него перевалил за 15 лет.
Или, например, послушав рекламу по телевизору, мамаши начинают давать от аллергии супрастин своему ребенку - «врачи же рекомендуют» или какой-нибудь йогурт с натуральными ягодами - «типа, он же почти творог». Но информация в рекламе не дает знание о том, что супрастин никогда не поможет при начавшемся приступе аллергии и его нельзя пить постоянно и он сам может дать аллергию, ну а про йогурт, не буду даже говорить. А если бы родители прочитали несколько книг на тему аллергии или «что такое натуральные молочные продукты, и какие они бывают», не думаю, что они подошли бы к прилавку с йогуртами и уж никогда бы не стали слушать рекламу лекарственных препаратов по телевизору.
Так, с рекламой мы разобрались. А как быть со всемирной паутиной? С вездесущим интернетом, где можно не выходя из дому узнать все, что нужно. Конечно, это, несомненно, является плюсом - и время экономим и место по выбору - на работе. В школе, дома. Интернет - незаменимая вещь в современном мире с бешеным темпом жизни, но . . . . . . . Покажите мне одного, хотя бы одного профессора или на худой конец кандидата любых наук, который стал ученым, только благодаря «ПОЛУЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ИНТЕРНЕТА» или известного историка, путешественника, да даже актера. У нас только люди из шоу бизнеса - певички и певцы, звезды на одну неделю - питают свой мозг из интернета. А представить врача, строителя или летчика, который бы он-лайн, дистанционно, по интернету получил диплом за успешно изученный курс и пошел притворять свои знания на людях? Смешно? Нет. Страшно, А страшно еще и потому, что от современных студентов, редко, правда, но иногда слышишь «а почему нельзя заочно стать врачом?». Ну, думаю. Когда такое учение будет возможно, то все органы у нас будут уже виртуальные, да и болезни тоже (шутка, но, к сожалению, это такая шутка, где только доля шутки).
И что же в результате? А в результате выходит. Что ни стать образованным, ни стать хорошим профессионалом с помощью «просто получения информации из различных источников» нельзя, к счастью ( по моему мнению). Всем нужна КНИГА. И лучше книга живая - с обложкой, запахом бумаги со своим индивидуальным форматом и оформлением, а не обезличенный текст монотонных страниц на экране компьютера. Сейчас еще можно получить практически любую книгу в библиотеке, в книжном магазине. А будет ли такая возможность в будущем? Захотят ли наши дети, внуки и правнуки получать Знания с большой буквы или будут на бегу «получать информацию», оставляя в голове лишь следы знаний, которые растают быстрее, чем первый осенний снег.
Эта статья начиналась с разговора о первой книге - Библии. Сейчас мало у кого библия является первой книгой, жаль, конечно, но это так. Зато первой книгой у всех является... сказки! У всех есть любимая сказка. Забавно. Но политиков и музыкантов. Сантехников и художников объединяет, например, знание «Курочки рябы» и «Колобка», «Красной шапочки» и «Трех поросят»...
И в заключении, хотелось бы напомнить о существовании интересного способа лечения. Он называется библиотерапия (от лат. biblio - книга и гр. therapia - лечение, уход за больным) - метод психотерапии, использующий художественную литературу как одну из форм лечения словом. Еще в 19 веке началось в России использование чтения книг с лечебной целью. Читали книги еще задолго до официального появления такого способа лечения - у постели больного, чтобы немного развлечь и успокоить его, любимой бабуле, на каком-нибудь вечере под тихое музицирование. И до сих пор лучший способ успокоить, привлечь внимание, заинтересовать и найти общий язык с детьми и со своим ребенком в частности (что знает каждая любящая мама) является чтение сказок, интересных историй, рассказов про животных и т.д.
Так что же такое книга? Для себя я ответила на этот вопрос - это получение образования, профессии, знаний об окружающем мире. Книги для меня - это формирование мировоззрения, шкалы ценностей, главный помощник в воспитании детей. Первые свои книги я прочитала в библиотеке «им.Чехова», более 50 лет как на работу ходит в «чеховскую библиотеку» моя мама, а теперь и дочь школьница не обходит стороной нашу семейную библиотеку.
Очень хочется надеяться, что эта статья поможет ответить на вопросы - «А нужна ли книга» и «Что же такое книга для меня?», или хотя бы задуматься над ними.
Потапова Екатерина, 17 лет
Библиотека в нашей жизни
Что значит в нашей жизни библиотека?
Казалось бы, вопрос совсем простой.
Однако каждый, кто прожил хоть пол, хоть четверть века-
Все скажут свой ответ. Скорей! Наперебой!
Ребенок ставит главным приключенья.
Из книг учился, с ними в плаванье ходил.
Из них узнал, а вовсе не из Интернета,
Где обитает самый страшный крокодил.
Узнал о завтраке аборигенов Кука,
О Томе Сойере, Незнайке у ручья,
Любой малыш вам скажет, что читать - не скука!
Давайте же поддержим их, друзья!
Подростки в библиотеке – гость нечастый,
Но коли уж придут, давай искать:
Ответы всякие, домашки и подсказки,
Чтоб все экзамены спокойно сдать на пять.
Библиотекарь им всегда поможет,
Направит, скажет, что и где найти.
И школьник все задания сдать сможет
И будет знать: им с книгой по пути.
Студенты брать учебники приходят,
Читают, смотрят, ручками скрипят,
Они-то знают: книги их научат,
Как отличить поганку от опят.
Вот взрослые находят книги сами,
Все полки взглядом обведут и так, и сяк
И могут долго выбирать часами,
Пока запас терпенья не иссяк.
Для них библиотека – увлеченье,
Отдушина после рабочих дней.
И сколько нужно вот таким терпенья,
Чтоб не начать читать при счете векселей.
В библиотеке все найдешь!
Романы, детективы,
Новеллы, скетчи,
Разные сказы.
Вы только рассмотрите перспективы!
Библиотекарь скажет все азы.
Вытнова Н. Н, учитель
Разве человек может жить без воздуха? Нет. Вот так я не могу жить без книг, без библиотеки. Я читаю всегда, везде: на работе, на отдыхе, в транспорте и даже в гостях.
Дома у меня богатая библиотека, которую я начала собирать очень давно. В ней и любимые авторы, и много словарей, и мемуарной литературы и, конечно, методической.
А когда встречаюсь с близкими друзьями, обязательно спрашиваю: «А что ты интересного прочитал?» Я доверяю их вкусу.
Книг дома много, а мне все мало, мало, поэтому я частый гость Дома книги. Это мой второй Дом.
Я постоянно испытываю «книжный голод». Почему же мне так хочется читать? Я познаю мир: в книгах мои мудрые друзья, советчики. Герои книг никогда не предадут.
Когда мои старшеклассники говорят: «Зачем идти в библиотеку, когда есть Интернет, электронные книги», - я представляю роботов, просто передающих информацию.
Когда я листаю книгу, перечитываю, для меня это близко, дорого, а электронная книга – просто бездушная машина, только передающая смысл, а не теплоту, душевность, которые я испытываю, читая книги.
Беру книги в руки и мысленно говорю: «Здравствуйте, мои верные друзья!»
Синицкая О. Б.
Собрание книг, произведений печати,
а также помещение, где они хранятся.
(Ожегов С. И.)
Библиотека – хранилище знаний, которые может получить любой обратившийся с улицы человек. Не нужно ничего: ни определенного образования, ни права по рождению, ни финансового положения, ничего, кроме паспорта.
Для человечества это и есть высшее доступное счастье - возможность приобрести знания. История учит нас, что неграмотность влечет за собой примитивность существования - рабское, низкоцивилизованное. Чем меньше знает человек, тем проще им управлять. С этим утверждением никто спорить не будет. Это бронза.
В библиотеке хранятся разные книги: откровенно развлекательные, поучительные и политические, научно-технические. Для развития этики – романы и детективы, героические и исторические произведения.
В воспитании детей литература играет ничем не заменяемую роль. Пример : учась в 3 –ем классе, я прочитала «Хижину дяди Тома». Сейчас мне 6о лет, но до сих пор я уверена, что все люди, независимо от национальности, заслуживают равного уважения, пока поступки не докажут обратное.
Развитие человечества – цивилизация (ступень развития общества, его материальной и духовной культуры) - происходит неравномерно для народов, населяющих Землю.
Чтение книги – это труд. Каждый человек в этой или иной степени ленив. Легко перейти на более низкую ступень восприятия. Роль библиотекаря на абонементе весьма велика, очень важна. Случайные люди на этой работе не задерживаются.
Сейчас, в наше запутавшееся в Интернете время, информация несется со всех сторон. Молодежь не мыслит своей жизни без Всемирной Паутины (компьютеры, телефоны), свободный доступ. Жизнь развивается , и это правильно.
Но!
Библиотека была во все времена, в том числе и «интересные» (война, революция, перестройка и т. д.). В научном мире случается переполох, когда находят очередную глиняную дощечку или папирусный свиток. Фантазии не хватает представить, что будет, если вдруг найдут Александрийскую библиотеку или библиотеку Ивана Грозного! Неизвестно, как переписали первоисточники правители, например, Библию, подгоняя ее под свои потребности в данный им отрезок времени.
Книга, попавшая в хранилище, получает свой номер, сертификацию и место на полке. Чистить библиотеку от ненужных или устаревших экземпляров будут лет через 25, а то и позже, т. е. целое поколение имеет возможность ознакомиться с содержанием и передать эти знания своим детям.
То, что происходит, сейчас не требует долгих пояснений. Библиотеки закрывают так же, как и детские сады, здравпункты, дворцы культуры и другие не приносящие дохода предприятия. Например, уничтожен целый научно-исследовательский городок.
Цивилизация развивается по спирали. В России оказался уж очень узкий виток.
Рекшинская К. И., пенсионер
Дорогие, уважаемые работники Дома книги. Не нахожу слов, чтобы выразить благодарность судьбе за то, что она мне подарила встречу с вами. Благодарю за душевную щедрость ваших сердец, за чуткое и доброжелательное отношение к читателям, особенно к пожилым людям и больным. А лично для меня ваша помощь с доставкой книг – это даже лучше и действеннее, чем лекарства. Без книг я никогда не жила, они меня спасали в самые жуткие моменты моей жизни. И сейчас, живя одна и находясь в тяжелом физическом состоянии, я живу благодаря вашим книгам. Как же я благодарна вам!!! Все свои добрые пожелания я передаю вам в небольшом стихотворении, которое сочинил какой-то очень талантливый автор. Всего этого я желаю всем работникам Дома книги от всего сердца!
Пусть те, кто близок вам и дорог,
Сегодня окружают вас,
Пусть только радостью и счастьем
Наполнен будет каждый час.
Пусть вас порадуют подарки,
Цветы и теплые слова…
И пусть удача будет с вами –
Сегодня, завтра и всегда!
Сазонов Николай Иванович, 65 лет, активный читатель библиотеки им. Симонова с 1983г.
С книгой я познакомился в дошкольном возрасте, научившись читать в пять лет. Надо сказать, вначале мы не были закадычными друзьями. Читал я бегло, но мало что понимал из прочитанного. Мне был интересен сам процесс чтения. И только лет в десять - двенадцать я по- настоящему пристрастился к чтению, исправно посещая детскую библиотеку им. Аркадия Гайдара, что находилась тогда, в начале 60- х., на улице Мира (ныне улица Клюквина). Мою первую библиотекаршу я, как и первую учительницу, запомнил на всю жизнь. Это была Александра Петровна Стрельникова. Через много лет в новом микрорайоне открылась великолепная новая библиотека: современная, просторная, с читальным, выставочным, лекционным залами и портретами классиков во весь рост на стеклянных витражах. Блеск! Вскоре, а тому уже тридцать лет (дата!), библиотека получила имя советского классика Константина Симонова. (Кстати, почему поэт, урожденный Кирилл, сменил свое имя? Вопрос для любознательных). До этого я обходился библиотекой профкома завода « Корунд» Но теперь…! Да рядом с домом! Первой, кого я встретил, придя записываться, была заведующая библиотекой Александра Петровна Стрельникова. Дружба наша возобновилась и продолжается более тридцати лет! Нет уже с нами Александры Петровны, но остается коллектив, профессиональный и доброжелательный.
Специфику работы библиотекаря трудно оценить со стороны. Ведь читателя интересует лишь конкретная книга или определенный жанр. Но нельзя не отметить высокий образовательный уровень, подвижничество, интеллигентность, эрудицию, морально-этические качества работника библиотеки (вернее «работницы»: я знаю лишь одного библиотекаря-мужчину, и он работает в библиотеке санатория «Городецкий»). В одном лице он (она) и педагог, и психолог, и врач, и наставник, и критик, и рецензент- «сея (как сказал классик) разумное, доброе, вечное».
К сожалению, все последнее время, так называемый постсоветский период - библиотека теряет свои позиции в деле воспитания, обучения и образования молодежи. Не хватает популярных научных и художественно - политических журналов, тиражи книг мизерны, да и среди них процветает чтиво, а не серьезная литература. Библиотеки сдают в аренду под офисы и магазины - вот «завоевания» наших демократов. Позор! Книгу оттесняют и такие монстры, как телевидение и всеобщая компьютеризация. Любовь к книге надо закладывать с детства, но детей отвлекают и заманивают ТВ, Интернет и прочие планшеты, ноутбуки и смартфоны. Ничто не может заменить обыкновенную книгу в деле воспитания человека как гражданина, патриота, специалиста. Результат - падения нравов, полуграмотное агрессивное общество потребителей, желающих лишь «хлеба и зрелищ». Куда идем? Остается только надеяться на благодушие цивилизованного общества и власть придержащих, а также пожелать успехов скромным труженицам библиотек в их незаметной рутинной, но благородной работе - помогать человеку стать человеком! Низкий вам поклон!
P.S. А Константин Симонов сменил свое имя просто потому, что картавил.
Саратова Светлана Евгеньевна, 44 года, библиотека семейного чтения им. М. Горького (БСЧ им. Горького)
Моё знакомство с библиотекой имени М. Горького началось очень давно, когда старшая дочь пошла в первый класс, а ей уже 20 лет, но если говорить о значимости библиотеки в моей жизни, то хочется сказать, что всю свою сознательную жизнь я посещаю, как это правильно сказать не заведения, а помещения, где хранятся уникальные знания, ценности, исторические факты, события, которые так хочется узнать, понять, прочитать.
Сколько я помню себя, каждое лето, взяв список литературы на летние каникулы, я ездила на велосипеде в сельскую библиотеку и запомнила этот потрясающий запах старых, уже прочитанных не один раз книг.
Я очень люблю книги, которые читали не один раз, а очень много и титульный лист исписан библиотекарем. О чем думали эти люди, когда держали эту книгу в руках, может быть о том, о чем и я. Я задаю часто себе этот вопрос: почему каждое лето я везла на багажнике своего велосипеда домой книги, почему я читала всю литературу, которую задавала учительница русского языка. Может наше поколение было очень сознательным, а может быть мне не хватало приключений в жизни и их я черпала у Конан Дойля, Марка Твена, Жюль Верна. А может быть не было интернета, мобильной связи? Не было мобильной связи, мобильного источника, на которого можно было бы отвлечься, ведь меня никто не заставлял читать ночами и переживать за судьбу Анжелики и покупать, уже, будучи взрослой, книги Агаты Кристи. Просто мне этого не хватало, как воздуха. А может быть у меня было мало друзей, и чтение компенсировало все это.
Если человек хочет дебоширить, убивать - он это делает , а если я хочу читать, то этого у меня никто отнять не может. Своим дочерям я доказываю, что нужно знать свою историю, а как это можно сделать? Только благодаря чтению. Если ты грамотный, начитанный человек, ведь общаться с тобой будет людям интересней. Так я объясняю значимость книги своим дочерям.
Старшая дочь, начиная с первого класса, читала больше всех. Это я знала, общаясь с родителями её одноклассников. Воспитывая и вторую дочь, слышу от родителей: «Как заставить? Ничего не хочет? Устала бороться». –« А вы садитесь рядом, возьмите книгу и садитесь вместе. Я иду на хитрость, параллельно с чтением книги М.Булгакова « Мастер и Маргарита» смотрела фильм, использую компьютер и младшая дочь заинтересовалась, даже цитаты стала искать в книге, типа «Рукописи не горят…» Стимулы для чтения бывают очень даже суровыми, ведь многих выдающихся людей, композиторов, писателей, художников морили голодом, чтобы был результат, до этого не доходит в нашей семье, но иногда нужно быть жестоким, чтобы получить желаемый результат, ведь эти испытания во благо.
Будучи уже взрослым человеком, ловлю себя на мысли, что уже все меньше времени остаётся для чтения, работа, семейные хлопоты, говорю детям:
« Пока нет семьи, есть свободное время, читайте книги, как делала это я, меня не нагружали в летние каникулы, я читала столько, сколько хотела, даже своего соседа (тогда мальчика, на 3 года младше меня) брала с собой в библиотеку. Мы уже взрослые люди, и до сих пор при встрече вспоминаем детство, я ему говорю: «Ты и читать то научился благодаря мне», я его заставляла читать « про себя», а он не мог и очень мне мешал своим монотонным чтением. Но он сейчас уже взрослый мужчина и так же как и я, вырос на книгах Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица», Ж.Верна «Капитан Немо», смотришь сейчас экранизацию и вспоминаешь детство, и как черт возьми было здорово! Ни забот, ни хлопот, взял горбушку черного хлеба с солью, книгу под мышку, залез на черемуху и читаешь, пока не позовут ужинать, и проживаешь, жизнь героя, как свою собственную и так хочется дочитать быстрее книгу до конца, и узнать, как же раскрыла убийство мисс Марпл, будет ли наказан Дориан Грей, кто убил беднягу Генри Пойндекстера?!
Тропина О., библиотека им. Л. Толстого
Библиотека - это та часть городской инфраструктуры, которая сопровождала и сопровождает всю мою жизнь. Самое большое значение оно приобрела для меня в студенческие годы. Подготовка к семинарам, лабораторным работам, зачетам и экзаменам, написание рефератов, курсовых и, наконец, дипломной работы требовало проработки большого количества специальной литературы. В этих случаях я всегда прибегала к помощи библиотеки, особенно читального зала, который помимо обеспечения литературой позволял создать рабочую обстановку и сосредоточиться. В дальнейшем к помощи библиотеки я прибегала для повышения уровня знаний, специализации и переподготовки,подготовке к очередной аттестации. И так весь трудовой стаж.
Сегодня, находясь в статусе пенсионера, я перенесла свое внимание на такие темы как история всемирная, образование государств, этнология, этнография, история образования и распространения религии. И здесь снова библиотека, т.к. несмотря на популярность интернета, предпочитаю такой носитель информации как книга. Поэтому желаю библиотеке расширения и обновления фондов за счет хороших и умных книг.
Туркина Наталья Николаевна, зав. сектором ПЦПИ ЦГБ им. Крупской
Книжный мир читающей России
Возможно, страх и старость обманывают меня, но я думаю, что человеческий род – единственный – близок к угасанию, а Библиотека сохранится: освещенная, необитаемая, бесконечная, абсолютно неподвижная, наполненная драгоценными томами, бесполезная, нетленная, таинственная.
Хорхе Луис БОРХЕС. «Вавилонская библиотека»
Известно всем, что одной из важнейших сфер духовной жизни человека является Книга. Однако сегодня институт библиотеки, насчитывающий не одну тысячу лет, быстро меняется под влиянием цифровых технологий. В современный век Интернета человек должен все уметь и все успевать. Поэтому слово «библиотека» уже сейчас ассоциируется с онлайновыми базами книг и их полнотекстовыми версиями.
Можно подумать, что Библиотека в таком виде, который знаком всем давно, не нужна современному обществу, что в ней нет необходимости молодому поколению, которое одним кликом в поисковике легко находит для себя все нужное. Возможно... Ведь сегодня людям необходимо быстро узнавать информацию, чтобы успеть ей воспользоваться. Кажется, что Книги и читать-то совсем некогда.
Однако, это не так! Как раз сегодня молодые люди стоят на перепутье, теряясь в мире книжных новинок и новых авторов, и в силах Библиотекаря указать им правильные ориентиры. В этом, я считаю, и заключается роль Библиотекаря будущего.
Какой я вижу Библиотеку? Естественно, что Книги будут занимать первостепенное значение в библиотеке будущего, но будут представлены в разных вариантах, и книжных и электронных. Одно будет дополнять другое, решение, на каком носителе читать, примут сами читатели.
Скорее всего, основные изменения претерпит само пространство Библиотеки. Посмотрите, как изменились книжные магазины за последние 10 лет! Преследуя коммерческие цели, сами не предполагая того, они указали путь развития Библиотекам будущего.
Итак, пространство Библиотеки: большие светлые залы, никаких перегородок и дверей; только удобные кресла, столики, цветы, стеллажи с Книгами. Все Книги в открытом доступе. Все работают в одном пространстве, и Библиотекари, и читатели видят друг друга. Удобство для читателя – первостепенная задача Библиотекарей. Возможность в непринужденной обстановке пообщаться с интересными людьми, найти друзей – вот чем нужно заинтересовывать молодое поколение, сейчас уже уставшее от «сетевого» общения.
Книжный мир, увлекательный и многогранный, представленный Библиотекарями для своих юных читателей может стать ориентиром в будущем развитии ребенка. А привитая в раннем возрасте любовь к Книге и чтению, вызовут желание ходить в Библиотеку, и помогут избежать глобального порабощения Интернетом.
Надеюсь, что книжный мир не проиграет современным технологиям!!!
ЧИТАТЬ НЕ ВРЕДНО !?
Антонова Галина Сергеевна, пенсионер
Я родилась в читающей семье с домашней библиотекой, читать начала с пяти лет. Книжного дефицита в те времена не было, книги были подобраны со вкусом, с любовью. Преобладала русская классика. Было там собрание сочинений Чехова в 12 томах, зеленого цвета, и Чехов стал моим любимым писателем. Читала я его десять лет, до отъезда из дома, и, конечно, он оказал большое влияние на формирование моей личности, а, значит, и на мою дальнейшую жизнь. Было ли это только положительным моментом? Оглядываясь назад, делаю вывод - ответ неоднозначный. Выйдя в 16 лет во взрослую жизнь «чеховской девочкой», я столкнулась совсем не с чеховскими положительными персонажами, школу жизни пришлось проходить ускоренным порядком. И в этот момент моим учителем был уже не Чехов, а скорее Джек Лондон (в наши дни незаслуженно забытый), а вернее всего, сама жизнь с ее прозой и поэзией.
Читающий человек без библиотеки немыслим. О библиотеках и библиотекарях - только самые хорошие впечатления и низкий им всем поклон! В начальных классах пришла в библиотеку Дворца Культуры нашего района, вскоре они разрешили мне свободный доступ к стеллажам. Начинала с нижних полок, а к десятому классу прочитала практически все до верхних. Замечательные люди были в нашей институтской библиотеке. Это были времена хрущевской оттепели, появились новые толстые журналы, проводились тематические вечера, встречи с писателями, поэтами.
В Дзержинске перебрала несколько библиотек, в январе 1995 года пришла в Дом Книги и на этом остановилась. Опять вся наша семья - читатели, все дружат с русским языком благодаря чтению, участники «Тотального диктанта». Я благодарна всем сотрудникам взрослого абонемента за их труд, пришла молодежь, принесла много нового в работу, и нам стало интересней приходить в Дом Книги. Спасибо Кате Варенковой за ее заботу о пожилых людях, ее стиль работы положительно отмечают очень многие читатели.
Нам в нашем возрасте многое становится вредно, но читать уж точно не вредно!