Краеведы города о насущных проблемах
В детской библиотеке им. З. Космодемьянской встретились краеведы города. В заседании Городского клуба краеведов приняли участие школьники 3-х классов и приятно удивили маститых краеведов своими знаниями. Молодежь, как говорится, наступает на пятки.
С докладами выступили участники городской конференции по итогам конкурса исследовательских работ среди учащихся начальных школ города «Планета эрудит» (секция «Краеведение»).
Ученица 3-а класса школы № 40 Евгения Караваева провела исследование на предмет наличия различных музеев в Нижегородской области и, в частности, в Дзержинске, а также выяснила, знают ли школьники об их существовании и как часто их посещают.
Согласно проведенному исследованию, в Дзержинске 27 музеев. Однако далеко не все горожане знают о них. Практическая значимость исследования Евгении в том, что она составила карту музеев г. Дзержинска. Взглянув на нее, можно понять, на какой улице или в какой школе находится тот или иной музей.
Краевед А. А. Волков поинтересовался, какой музей хотела бы видеть Женя у нас в городе. Какого музея не хватает? Ответ звучал так: «Не хватает музея минеральных камней».
Ученица 3-б класса школы № 22 Вероника Фильцова поделилась результатами исследования творчества писателя С. Афоньшина. Она побывала на его родине в с. Владимирское, прочитала много сказок, расспросила школьников и взрослых, знакомо ли им имя этого замечательного писателя. Выдвинула конкретное предложение – изучать творчество С. Афоньшина в школьной программе.
Краеведы были удивлены, какими глубокими исследованиями занимаются школьники третьего класса.
Ну, а дальше выступали уже взрослые краеведы. Тема доклада Ивана Труктанова – «Приокские владения Троице-Сергиева монастыря в Нижегородском уезде».
Доклад опубликован в журнале «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» (2017, № 2). Выпускник НГТУ им. Р. Е. Алексеева Иван Труктанов очень увлечен расшифровкой карт, поиском точных дат образования храмов на Нижегородской земле, подробно изучал историю с. Черное.
И. Труктанов отмечает: «Троице-Сергиев монастырь до секуляризации 1764 года владел крупной вотчиной на Оке в Нижегородском уезде – селом Черным с деревнями. Обстоятельства, при которых монастырь получил данное владение, не были известны». Жалованная грамота, которую расшифровал Иван, позволяет ответить на этот вопрос. Согласно документу, монастырю пожалованы деревня Черная речка, бабушкино, Колодкино, починок Сухая Речка и рыбные ловли, называемые Сокольскими водами. Вместе с землями были получены и привилегии: несудимость, освобождение от некоторых податей и уплаты оброка до окончания казанской войны, а рыбные ловли – в безоброчное владение». Деревня Черная речка позже стала селом Черное, починок Сухая Речка- деревней Ростяпино. Именно эта деревня дала свое название рабочему поселку Растяпино.
Кириленко Н. Н. познакомила слушателей с отдельными страничками истории трамвая. Речь шла о трамваях-конках, трамваях, курсирующих по льду Невы и Оки, первых нижегородских трамваях. Возможно, не все помнят такой факт, что в 1899 году «Русское общество электрических дорог и электрического освещения» построило трамвайную линию по льду Оки, тем самым обеспечило связь города с вокзалом зимой, построив трамвайный путь по окскому льду. В лед вмораживались бревна, по которым и прокладывалось верхнее строение пути.
Что касается первых нижегородских трамваев, то весьма любопытно рассказывает об этом Д. Смирнов в книге «Нижегородская старина». Вот небольшой отрывок: «На поворотах вагон частенько опрокидывался набок, но это, обыкновенно, обходилось без несчастных случаев. Все же прибегавший на место происшествия газетный репортер справлялся у ближайшего блюстителя порядка, нет ли увечий или смерти. На это получал трафаретный ответ: «Никак нет! Все упали благополучно!». Смирнов не без доли иронии констатирует, что Управление городских железных дорог в Кремле (У.Г.Ж.Д.) в народе расшифровывалось, как «Унеси, Господи, Живым Домой».
Следующим выступил кандидат ветеринарных наук Андрей Александрович Блохин, являющийся ведущим научным сотрудником Научно-исследовательского ветеринарного института Нечерноземной зоны РФ. Однако, рассказывал он не о достижениях науки в лечении животных. Тема его доклада - «Транспортная система г. Дзержинска в кризисный период». Андрей Александрович – руководитель инициативной группы «Дзержинцы – за общественный транспорт».