Завершила свою работу выставка «Трамвай в Дзержинске, России, мире»
В детской библиотеке им. З. Космодемьянской закончила свою работу экспозиция «Трамвай в Дзержинске, России, мире». За три месяца выставку посетили 1062 человека.
На ней побывали краеведы, воспитанники детских садов, школьники, дети из пришкольных лагерей школ № 3, 32, 33, 36, а также студенты ДИКТ и музыкального училища. Приезжали на выставку и нижегородские гости – бывшие водители дзержинских трамваев, родственники первых вагоновожатых. На открытии выставки своими воспоминаниями делились – бывший директор Дзержинского ТТУ Борис Павлович Анисимов, а также Мамшова Надежда Михайловна, которая работала водителем дзержинского трамвая в течении 60 лет.
Библиотека получила в дар от посетителей редкую книгу «Дзержинскому трамваю 50 лет» (1983г). По сути – это тоненькая брошюрка, но весьма интересная. Давайте вместе полистаем странички.
«6 июля 1933 года в 11 часов у химического техникума собралось около 3000 человек. Они пришли со своим инструментом. В 12 часов после окончания митинга взялись за работу, началась большая народная стройка, какой еще не видел молодой город. Каждое предприятие получило в распоряжение участок работ. Предстояло построить первую одноколейную трамвайную линию с разъездами от Чернореченского завода через город до поселка Им. Я.М. Свердлова. Работа была большая. В первую очередь необходимо было прорубить просеку. Здесь же из вырубленных сосновых деревьев вручную изготавливались шпалы, опоры контактной сети. Землеройной техники никакой не было. Землю, рельсы, шпалы и другие материалы перемещали вручную, на тачках и лошадях». Вот так начиналась биография дзержинского трамвая.
На минувшей неделе город отметил свое очередное день рождение, 87 лет. Не случайно в эти дни мы вспоминаем историю города, известных земляков, прославивших город. Вот и строительство трамвайных путей и пуск трамвая – не менее интересная страничка истории нашего города.
В рамках лекций по истории трамвайного движения, школьники и студенты узнавали, что такое конка и сколько лошадей требовалось, чтобы совершить путешествие по городу, как работала зимняя электрическая трамвайная дорога по льду Невы и Оки, сколько раз должен трамвай подать звуковой сигнал (звонок), почему в Израиле трамваи бронированные, сколько помещается людей в трамвае, бывают ли трамваи двух-этажные, как не столкнуться двум встречным трамваям, если дорога однопутная, – на эти и многие другие вопросы посетители выставки получили ответ от Андрея Александровича Блохина, Екатерины Широковой, Михаила Аронович, Натальи Кириленко.
Многие ответы можно найти самостоятельно в следующих книгах:
- Косой Ю. М. На трамвае через годы и километры. – Н. Новгород, 2015. – 246 с.;
- Чалков О. Нижний Новгород. Маршруты из прошлого в будущее. Летопись истории нижегородского общественного транспорта. – Н. Новгород: Кварц, 2014. – 208 с.;
- Косой Ю. М. Идет трамвай по городу. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во,1981. – 36 с.