«Бабочки летят на свет…»
ПИСАТЕЛЬ, МУЗЫКАНТ И АРТИСТ ЕЛЕНА КРЮКОВА - О ПОСЛЕДНЕЙ ЦАРСКОЙ СЕМЬЕ, СПОНТАННОМ РОЖДЕНИИ ПЕСНИ, А ТАКЖЕ О ЛЕНИНСКИХ ДЕКРЕТАХ И О ПОЖЕЛТЕВШЕЙ ФОТОКАРТОЧКЕ В ЯЩИКЕ СТАРИННОГО СТОЛА
В Дзержинске в библиотеке им. А.С. Пушкина недавно состоялось интересное культурное событие. Писатель Елена Крюкова представила дзержинской публике моноспектакль по своему роману «Солдат и Царь».
Роман в 2016 году получил три международных и одну всероссийскую литературные премии, в том числе премию им. Куприна и Золотой диплом Славянского форума «Золотой Витязь». Интерес дзержинцев к спектаклю был большой: сама тема будоражила воображение и чувства - последний русский царь и его семья, красноармейцы, охранявшие арестованных, снежный Тобольск, Екатеринбург, страшный подвал Ипатьевского дома, расстрел...
«Я шла к этой работе двадцать лет, - рассказывает Елена. - Когда в 1998 году в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге происходило захоронение останков, извлеченных из-под земли в Ганиной Яме, люди России заново пытались понять, осознать, что же произошло тогда, в далеком 1918-м, восемьдесят лет назад.
Я взглянула на эту тему глазами народа. Если бы я двадцать лет назад написала такой роман, в нем бы ангельских царей мучили злобные красноармейцы, по все было гораздо сложнее. И - страшнее. Народ, очарованный идеей свободы, готов был положить за нее не только свои жизни, но и жизни тех, кто им раньше правил и к чьим ногам он падал с молитвой,..»
Моноспектакль Елены Крюковой - это удивительное действо, где сочетаются текст, музыка, драматургия, стихи, песни и даже импровизации. Перед нами проходят герои, оживают люди - те, что давно ушли во мглу времен. Жизнь последних русских царей показана рядом с жизнями тех, кто охранял их в Тобольске и Екатеринбурге.
Красноармейцы и царские лакеи, комиссары и великие княжны, убийцы и, священники, герои и предатели - все оживают на огромной фреске, и из ее полумрака встают главные герои: молодой боец Красной Армии Михаил Лямин и царь Николай Второй.
Царь, уже обреченный, и народ, что несет у его комнаты последний караул. Любовь на краю бездны и стойкость духа перед лицом неминуемой гибели. Автор не боится задавать острые, подчас неразрешимые вопросы и искать на них ответы и в истории, и в нынешнем дне.
- Елена, вы не первый раз выступаете в Дзержинске с моноспектаклем, и именно здесь - в библиотеке имени Пушкина. Скажите, как вам пришла идея написать такую книгу и потом поставить ее в вашем оригинальном театре одного актера?
- Я полюбила библиотеку имени Пушкина - за тепло и сердечность ее заведующей Татьяны Павловны Исаевой, за внимание и любовь публики, что приходит на мои концерты и спектакли - у меня здесь всегда аншлаги, полный зал, для артиста это счастье. И я привезла в библиотеку Пушкина спектакль про последнего русского царя, потому что заниматься сейчас глубоким и серьезным осмыслением прошедшего, нашей истории - это одно из важнейших дел современного человека. Это сказал художник Павел Рыженко, исторический живописец, и вслед за ним я это с радостью повторю.
Я писала эту книгу много лет - и наяву, и мысленно. Она росла, изменялась вместе со мной. Я видела ее героев, жила их жизнями... Трудно рассказать. Когда к тебе приходят люди в тонком и нежном сне, плачут и просят тебя: «Напиши о нас! Скажи о нас! Замолви слово!..» - поневоле начнешь писать книгу.
- В вашем спектакле два полюса: восставший народ и царская семья. Как получилось, что народ массово стал вставать под Красное знамя - тот народ, что еще недавно самозабвенно пел: «Боже, Царя храни!»?
- Идея тотальной свободы - заманчивая. Это огромный соблазн. Он граничит с мифологией. С мифом граничили и знаменитые декреты Ленина в первые дни Советской власти: «Мир - народам», «Земля - крестьянам», «Хлеб - голодным». Эти декреты - квинтэссенция справедливости. Однако... кто же помешал большевикам отдать землю крестьянам? Накормить хлебом всех голодающих? И тем более остановить стрельбу и убийства? Сейчас мы скажем: тогда это невозможно было сделать, и назовем причины. Но людям того времени без толку было эти причины называть. Они шли, летели на эти громкие лозунги, как бабочки на яркий свет. И - погибали...
Видел ли царь эту обреченность? Думаю, да. Осознавал ли, что скоро погибнет сам, вместе с семьей и слугами? Да. Но он не стремился убежать. Он чувствовал себя агнцем, готовым к закланию. Не забудем, что он был очень верующим человеком.
То, что царя и его семью церковь канонизировала, ничуть не помешало мне изобразить их и в книге, и в спектакле как живых людей.
- Нам сейчас кажется невозможным, что вместе с Николаем Вторым были казнены его жена, дети, верные слуги... Но ведь до этой казни Россию сотрясали жестокие убийства, и после казни монарха начался разгул невиданного красного террора. Не слишком ли много мы говорим о несчастных царских детях, забывая, сколько детей бедняков погибло в чудовищных бурях революции?
- Это была казнь венценосцев. А значит, действие не только жестоко-бытовое, но глубоко симво¬лическое. Царь - Божий помазанник - умер. Власть теперь можно было взять, грубо присвоить, как корову или лошадь. Изрубить на
куски. Как, к примеру, Сталин рал власть после Ленина? Это материал для отдельного романа. Он мной написан: это «Побег». Но спектакль по нему с одним актером ставить архитрудно.
- В вашем спектакле звучат стихи и песни. Они прекрасно ложатся на само действие, придают ему остроту, заставляют ощутить огромные пласты времени... Как родилась «Песня о Царской семье»?
- В 2017-м году я сидела за фортепиано, перебирала клавиши. И вдруг руки сами стали выбивать тревожные аккорды. Я запела, еще плохо осознавая, что и зачем. Потом схватила блокнот, стала записывать... Песня рождается еще более спонтанно, чем стихотворение. Сначала надо услышать музыку. Я услышала ее. А потом внутренним взором увидела картину: подвал... Царь стоит, держится за спинку стула. На стуле прямо, гордо сидит наследник... Юровский делает шаг вперед... читает приговор...
В дзержинской постановке я намеренно сократила до минимума сцену расстрела. Почувствовала: так надо. Это в романе можно позволить себе эпические картины. Театр требует сжатости. Иногда у актера жест важнее слова.
- Как отреагировали на спектакль зрители?
- Более чем сердечно! После спектакля меня обступил народ, я беседовала с многими, подписывала книги, люди улыбались, плакали, благодарили... Знаете, есть такой фильм: «Достучаться до небес». Вот тут я поняла - мне удалось достучаться до сердец. А, может быть, даже до небес - ведь последняя русская царская семья теперь - небожители, а люди - через меня, артиста - увидели их живыми, еще земными... Неведомо сплетаются времена. Я счастлива, что мне и в романе, и в постановке удалось прикоснуться к этим священным материям.
Хотя я в этой вещи - не мистик, а сугубый реалист. Все, что происходит в книге и, соответственно, в спектакле, происходило на самом деле. И Мишка Лямин, главный герой - реальный персонаж. Он, крестьянин села Новый Буян Самарской губернии, позже - красноармеец, в свое время засылал сватов к моей бабушке Наталье Павловне. Я выросла, рассматривая в ящике старинного письменного стола его пожелтевший снимок. Знаете, в конце книги есть раздел: «СУДЬБЫ». Там подлинные судьбы людей... Да ведь и царь наш, и его жена, и дети - тоже настоящие.
- Елена, что вы теперь хотите показать дзержинцам?
- О, много чего! Я бы хотела привезти в Дзержинск «Ксению», «Русский Париж», «Империю Ч» - спектакль о любви, «Евразию», «Коммуналку», «Землю», «Беллону», «Серафима», «Страсти по Магдалине»... Благодарна моим дзержинским друзьям-поэтам, что пришли на спектакль и написали о нем в своих блогах: Наташе Уваровой, Анатолию Мовшевичу. С радостью буду ждать нашей встречи!