Централизованная библиотечная система г. Дзержинска

Собрать все самое ценное. Передать все самое лучшее.

  • Наши библиотеки
    • Детские библиотеки
    • Взрослые библиотеки
    • Поселковые библиотеки
    • История библиотек
  • Электронный каталог
  • Музеи
    • Музей Николая Рубцова
      • О музее Н. Рубцова
      • Музейные новинки
      • Исследования и доклады
    • Музей народного быта
      • О музее
      • Виртуальные экскурсии
      • Фотоархив музея
  • Клубы
    • Библиопродлёнка
    • Букландия
    • Городской клуб краеведов
    • Библиознайка
    • Давай читать!
    • ЛИК
    • Любопытная Варвара
    • Надежда
    • Огонек Рубцова
    • Правовед
    • Провинциальный клуб
    • Историческое общество
    • Рукавичка
    • Узнавайка-Познавайка
    • Театр книги
    • Умелые ручки
    • ЧИТ
  • Краеведение
    • Что читать о Дзержинске
    • Краеведческий календарь
    • Улицы Дзержинска: словарь
    • Стихи о Дзержинске
    • Изба-читальня
    • Тематические списки
      • История Дзержинска
      • Туристический потенциал
      • Дзержинск в годы ВОВ
      • Город трудовой доблести
      • Районная печать в годы ВОВ
      • Дзержинцы-герои
      • Памятники воинам ВОВ
      • Незабываемый парад
      • Блокадное лихолетье
      • Комсомол Дзержинска
      • Поселки Дзержинска
      • Улицы Дзержинска
      • Химики Дзержинска
      • Дзержинская экология
      • Дзержинский трамвай
      • Дзержинск литературный
      • Горький в Черноречье
      • Горький: взгляд из XX века
      • Театры Дзержинска
      • Отец Сергий (Муратов)
      • Великий ссыльный: Сахаров
    • Краеведческие тесты
    • Доска почета
    • Городской клуб краеведов
    • Комсомольский оперотряд
    • Местная пресса
      • Дзержинец
      • Бесплатные объявления
      • Городская газета
      • Горожане
      • Дзержинская панорама
      • Дзержинские ведомости
      • Дзержинские новости
      • Дзержинское время
      • Красный химик
      • Новости Дзержинска
      • Промышленный вестник
      • Репортер и время
      • СПОРТ Дзержинское время
      • Спортивные газеты
      • Эконом-Инфо
  • Контакты
  • Купить билет

15

31

001002003

30

32

  • Миссия
  • Вопрос директору
  • Виртуальная справка
  • Написать отзыв
  • Взрослым читателям
  • Детям и их родителям
  • Конкурсы
  • Услуги
  • Фонд редких книг
  • Новинки литературы
  • Новые книги для детей
  • Каталог периодики
  • Оцифрованные книги
  • Местная пресса
  • Виртуальные выставки
  • Литературные тесты
  • Литературные даты
  • СМИ о нас
  • Наши достижения
  • Дарители
  • Документы
  • Вакансии
  • Нет коррупции

28

036

6

18

20

29

3

13

25

27

2

1

14

4

5

8

7

9

21

24

Яндекс.Метрика

«Бабочки летят на свет…»

ПИСАТЕЛЬ, МУЗЫКАНТ И АРТИСТ ЕЛЕНА КРЮКОВА - О ПОСЛЕДНЕЙ ЦАРСКОЙ СЕМЬЕ, СПОНТАННОМ РОЖДЕНИИ ПЕСНИ, А ТАКЖЕ О ЛЕНИНСКИХ ДЕКРЕТАХ И О ПОЖЕЛТЕВШЕЙ ФОТОКАРТОЧКЕ В ЯЩИКЕ СТАРИННОГО СТОЛА

В Дзержинске в библиотеке им. А.С. Пушкина недавно состоялось интересное культурное событие. Писатель Елена Крюкова представила дзержинской публике моноспектакль по своему роману «Солдат и Царь».

Роман в 2016 году получил три международных и одну всероссийскую литературные премии, в том числе премию им. Куприна и Золотой диплом Славянского форума «Золотой Витязь». Интерес дзержинцев к спектаклю был большой: сама тема будоражила воображение и чувства - последний русский царь и его семья, красноармейцы, охранявшие арестованных, снежный Тобольск, Екатеринбург, страшный подвал Ипатьевского дома, расстрел...

«Я шла к этой работе двадцать лет, - рассказывает Елена. - Когда в 1998 году в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге происходило захоронение останков, извлеченных из-под земли в Ганиной Яме, люди России заново пытались понять, осознать, что же произошло тогда, в далеком 1918-м, восемьдесят лет назад.

Я взглянула на эту тему глазами народа. Если бы я двадцать лет назад написала такой роман, в нем бы ангельских царей мучили злобные красноармейцы, по все было гораздо сложнее. И - страшнее. Народ, очарованный идеей свободы, готов был положить за нее не только свои жизни, но и жизни тех, кто им раньше правил и к чьим ногам он падал с молитвой,..»

Моноспектакль Елены Крюковой - это удивительное действо, где сочетаются текст, музыка, драматургия, стихи, песни и даже импровизации. Перед нами проходят герои, оживают люди - те, что давно ушли во мглу времен. Жизнь последних русских царей показана рядом с жизнями тех, кто охранял их в Тобольске и Екатеринбурге.

Красноармейцы и царские лакеи, комиссары и великие княжны, убийцы и, священники, герои и предатели - все оживают на огромной фреске, и из ее полумрака встают главные герои: молодой боец Красной Армии Михаил Лямин и царь Николай Второй.

Царь, уже обреченный, и народ, что несет у его комнаты последний караул. Любовь на краю бездны и стойкость духа перед лицом неминуемой гибели. Автор не боится задавать острые, подчас неразрешимые вопросы и искать на них ответы и в истории, и в нынешнем дне.

- Елена, вы не первый раз выступаете в Дзержинске с моноспектаклем, и именно здесь - в библиотеке имени Пушкина. Скажите, как вам пришла идея написать такую книгу и потом поставить ее в вашем оригинальном театре одного актера?

- Я полюбила библиотеку имени Пушкина - за тепло и сердечность ее заведующей Татьяны Павловны Исаевой, за внимание и любовь публики, что приходит на мои концерты и спектакли - у меня здесь всегда аншлаги, полный зал, для артиста это счастье. И я привезла в библиотеку Пушкина спектакль про последнего русского царя, потому что заниматься сейчас глубоким и серьезным осмыслением прошедшего, нашей истории - это одно из важнейших дел современного человека. Это сказал художник Павел Рыженко, исторический живописец, и вслед за ним я это с радостью повторю.

Я писала эту книгу много лет - и наяву, и мысленно. Она росла, изменялась вместе со мной. Я видела ее героев, жила их жизнями... Трудно рассказать. Когда к тебе приходят люди в тонком и нежном сне, плачут и просят тебя: «Напиши о нас! Скажи о нас! Замолви слово!..» - поневоле начнешь писать книгу.

- В вашем спектакле два полюса: восставший народ и царская семья. Как получилось, что народ массово стал вставать под Красное знамя - тот народ, что еще недавно самозабвенно пел: «Боже, Царя храни!»?

- Идея тотальной свободы - заманчивая. Это огромный соблазн. Он граничит с мифологией. С мифом граничили и знаменитые декреты Ленина в первые дни Советской власти: «Мир - народам», «Земля - крестьянам», «Хлеб - голодным». Эти декреты - квинтэссенция справедливости. Однако... кто же помешал большевикам отдать землю крестьянам? Накормить хлебом всех голодающих? И тем более остановить стрельбу и убийства? Сейчас мы скажем: тогда это невозможно было сделать, и назовем причины. Но людям того времени без толку было эти причины называть. Они шли, летели на эти громкие лозунги, как бабочки на яркий свет. И - погибали...

Видел ли царь эту обреченность? Думаю, да. Осознавал ли, что скоро погибнет сам, вместе с семьей и слугами? Да. Но он не стремился убежать. Он чувствовал себя агнцем, готовым к закланию. Не забудем, что он был очень верующим человеком.

То, что царя и его семью церковь канонизировала, ничуть не помешало мне изобразить их и в книге, и в спектакле как живых людей.

- Нам сейчас кажется невозможным, что вместе с Николаем Вторым были казнены его жена, дети, верные слуги... Но ведь до этой казни Россию сотрясали жестокие убийства, и после казни монарха начался разгул невиданного красного террора. Не слишком ли много мы говорим о несчастных царских детях, забывая, сколько детей бедняков погибло в чудовищных бурях революции?

- Это была казнь венценосцев. А значит, действие не только жестоко-бытовое, но глубоко симво¬лическое. Царь - Божий помазанник - умер. Власть теперь можно было взять, грубо присвоить, как корову или лошадь. Изрубить на
куски. Как, к примеру, Сталин рал власть после Ленина? Это материал для отдельного романа. Он мной написан: это «Побег». Но спектакль по нему с одним актером ставить архитрудно.

- В вашем спектакле звучат стихи и песни. Они прекрасно ложатся на само действие, придают ему остроту, заставляют ощутить огромные пласты времени... Как родилась «Песня о Царской семье»?

- В 2017-м году я сидела за фортепиано, перебирала клавиши. И вдруг руки сами стали выбивать тревожные аккорды. Я запела, еще плохо осознавая, что и зачем. Потом схватила блокнот, стала записывать... Песня рождается еще более спонтанно, чем стихотворение. Сначала надо услышать музыку. Я услышала ее. А потом внутренним взором увидела картину: подвал... Царь стоит, держится за спинку стула. На стуле прямо, гордо сидит наследник... Юровский делает шаг вперед... читает приговор...

В дзержинской постановке я намеренно сократила до минимума сцену расстрела. Почувствовала: так надо. Это в романе можно позволить себе эпические картины. Театр требует сжатости. Иногда у актера жест важнее слова.

- Как отреагировали на спектакль зрители?

- Более чем сердечно! После спектакля меня обступил народ, я беседовала с многими, подписывала книги, люди улыбались, плакали, благодарили... Знаете, есть такой фильм: «Достучаться до небес». Вот тут я поняла - мне удалось достучаться до сердец. А, может быть, даже до небес - ведь последняя русская царская семья теперь - небожители, а люди - через меня, артиста - увидели их живыми, еще земными... Неведомо сплетаются времена. Я счастлива, что мне и в романе, и в постановке удалось прикоснуться к этим священным материям.

Хотя я в этой вещи - не мистик, а сугубый реалист. Все, что происходит в книге и, соответственно, в спектакле, происходило на самом деле. И Мишка Лямин, главный герой - реальный персонаж. Он, крестьянин села Новый Буян Самарской губернии, позже - красноармеец, в свое время засылал сватов к моей бабушке Наталье Павловне. Я выросла, рассматривая в ящике старинного письменного стола его пожелтевший снимок. Знаете, в конце книги есть раздел: «СУДЬБЫ». Там подлинные судьбы людей... Да ведь и царь наш, и его жена, и дети -    тоже настоящие.

- Елена, что вы теперь хотите показать дзержинцам?

- О, много чего! Я бы хотела привезти в Дзержинск «Ксению», «Русский Париж», «Империю Ч» - спектакль о любви, «Евразию», «Коммуналку», «Землю», «Беллону», «Серафима», «Страсти по Магдалине»... Благодарна моим дзержинским друзьям-поэтам, что пришли на спектакль и написали о нем в своих блогах: Наташе Уваровой, Анатолию Мовшевичу. С радостью буду ждать нашей встречи!

МБУ "ЦБС" г.Дзержинска

cbs@dzlib.ru